Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Дэвид Ховарт убедительно доказывает, что причина в том, что, прибыв в Лондон, Харольд впервые узнал (от посланника Вильгельма), что он и его сторонники были отлучены Папой от Церкви и что Вильгельм шел на сражение по благословению Папы и под знаменем Папы, и что на шее у него в золотом футляре был подвязан зуб святого апостола Петра. Это означало, что Харольд вступил в войну не только против Вильгельма, но и против Папы. Явилось сомнение в том, поддержит ли его церковь, армия и народ при таких обстоятельствах? В лучшем случае они будут деморализованы и потеряют уверенность в своей правоте и победе. Таким образом, если принимать сражение, то принимать его немедленно, не теряя ни дня до того, как просочатся слухи об анафеме. Во всяком случае, если бы битва была выиграна, то появилось бы, достаточно времени оспорить решение Папы, объявить его пародией на справедливость и просто игнорировать его.

Итак, все теперь стало как бы личным делом короля и вопросом его совести. И оставалось только обратиться лично к Богу и просить Его Суда. „Пусть Бог рассудит между мной и Харольдом",— говорил Вильгельм. Таким образом, Харольд был как бы приглашен на конечный суд и не мог избежать его. Для того, чтобы Бог мог совершить Свой Суд, Харольд лично должен был принять вызов Вильгельма.

"Он выступил из Лондона вечером 12 октября. С ним было несколько его друзей, которые знали о случившемся и все же верили ему; Гирт и его брат Леовайн, племянник Хароль-да Хакон, которого он выручил из Нормандии, два каноника из Уолтхэма, которые чувствовали себя весьма неспокойно, зная о чуде в Уолтхэме, два престарелых уважаемых всеми аббата, которые носили вериги, и, вероятно, в отдалении за Харольдом следовала Эдит Лебединая Шея, мать его сыновей. Он вел армию, которая ничего не знала, часть своих придворных и небольшое подкрепление, которое успело прибыть в Лондон. Северные графы с ожидаемым большим подкреплением не успели прийти, а он не мог ждать. Он вторично прошел через Лондонский мост и на этот раз направился по Дуврской дороге к Рочестеру, а затем по боковой римской дороге — на юг через Андредсвальд. Лес уже был в осеннем золоте и дороги были покрыты опавшими листьями. У старой яблони на распутье дорог вблизи Гастингса была назначена встреча с отрядами из Кента и Сас-секса. Харольд достиг этого места 13 октября в пятницу, полный решимости встретить свою судьбу. Если верить римским анналам, то здесь при подготовке армии к битве стал распространяться слух об отлучении короля и всех, кто будет сражаться на его стороне" (27).

Единственное тактическое преимущество, на которое надеялся Харольд — внезапность — было потеряно: Вильгельм узнал о его приближении.

Итак, согласно Англосаксонской хронике, „Вильгельм внезапно появился перед Харольдом утром 14 октября, прежде чем его войска были построены в боевой порядок.

Тем не менее, король сражался очень храбро вместе с теми кто остался на его стороне, и великое кровопролитие было с обеих сторон. Король Харольд был убит, и вместе с ним Леовайн, его брат, и граф Гурт, его брат, и много достойных людей. Поле кровавой битвы осталось за французами - Бог даровал им победу за грехи английского народа" (28).

Почему автор хроники пишет: "… вместе с теми, кто остался на его стороне"? Потому что многие отошли от него, услышав об анафеме Папы. И все же многие остались, включая нескольких служителей Церкви. Почему они остались, зная, что они потеряют не только жизнь, но если анафема действительна, то и бессмертную душу? Вероятно, мало кто знал о расколе 1054 года между Римом и Константинополем и о богословских дебатах касательно филиокве, использования пресного хлеба за литургией, а также касательно декларируемого Папой его господства над Вселенской Церковью, что и привело в 1054 году к окончательному расколу между Восточной и Западной церквами. Еще меньше могло быть таких, которые пришли бы к твердому убеждению в правоте Константинополя и неправоте Рима. То, что Харольд совершил клятвопреступление, взойдя на трон, было общим мнением, и все же они оставались с ним.

Те, кто последовал за королем Харольдом, те англичане, которые сражались и умирали при Гастингсе, повиновались чувству сердца, а не холодному рассудку. Их сердца говорили им, что каковы бы ни были грехи короля и народа, он все же был их король и это был их народ. Не может же Бог хотеть от них, чтобы они предали и того и другого в минуту крайней нужды, во время борьбы не на жизнь, а на смерть с безжалостным иностранным завоевателем. Может быть, им припомнились слова аббата Элфрика, который писал в период царствования несчастного короля Этельреда: „Народ имеет право выбирать такого короля, какого хочет; но после того, как он помазан на Царство, он властвует над народом и народ не имеет право сбросить это иго со своей шеи" (29). А архиепископ Вульфстан писал: „Какими путями Бог посылает мир и благоденствие бедным Его рабам? — Только через Христа и через христианского короля"30. Нет сомнения, что сторонниками короля Харольда руководило благодатное чувство преданности Помазаннику Божьему, ибо англичане продолжали высоко чтить принцип монархии, в то время как в других частях Европы он был уже подорван папизмом (31).

Не исключено, что сторонники короля вспомнили и также, что этот день—14 октября—был днем св. Каллиста, Римского Папы III века, которого многие христиане его времени (включая св. Ипполита) считали раскольническим анти-папой. Если тот Папа мог считаться схизматиком, то не с большей ли вероятностью можно считать схизматиком этого Папу, который находился под анафемой Вселенской Церкви Константинополя, пытался низвергать королевства таким же образом, как низлагал поместные церкви, и который благословил военное вторжение в мирную христианскую страну непрошеных иностранцев? А если так, то не они ли, нормандцы, были действительными схизматиками в отличие от истинных христиан, отказавшихся подчиняться ложным декретам и анафемам? Как бы то ни было, после битвы при Гастингсе мало кто из бежавших из страны англичан выбрали Рим, который ранее был традиционным местом убежища для английских изгнанников. На этот раз большинство бежало в Новый Рим — Константинополь, и Третий Рим — Россию.

После победы при Гастингсе Вильгельм как бы убедился, что Бог решил спор между ним и Харольдом в его пользу. Однако даже его нормандские епископы не были в этом столь уверены. Поэтому синодальным постановлением 1070 г. (которое сэр франк Стентон характеризует как „примечательный эпизод" (32) в жизни Церкви) они наложили епитимью на всех, кто сражался на стороне Вильгельма в этой битве — несмотря на то, что сражались они по благословению Папы!

Поведение Вильгельма после битвы было беспрецедентно жестоким и гнусным. В частности, он отказался отдать тело короля Харольда (над которым надругались нормандцы разрубив его на части) его матери, хотя та предлагала ему столько золота, сколько весит тело. В конце концов монахи Уолтхэма с помощью бывшей любовницы короля Эдит Лебединая Шея нашли тело и якобы похоронили его в Уолтхэме (33).

Распространялись слухи, что Харольд не погиб, а спасся и живет отшельником в Честере. Другие говорили, что он похоронен на юге, на побережье, которое он не смог защитить от вторжения- Был ли он действительно похоронен в Уолтхэме — неизвестно; во всяком случае могила его не была найдена там, несмотря на тщательные розыски. В настоящее время мы располагаем убедительным доказательством того, что разрубленное на куски тело, покоящееся в дорогом гробу и обнаруженное в домашней фамильной церкви Годвина в Бошэме 7 апреля 1954 года, и есть тело последнего православного короля Англии. (34)

После битвы Вильгельм со своим войском медленно продвигался зигзагами через графства Кент, Суррэй, Хэмлшир; переправился через Темзу вблизи Уолингфорда, направился к Беркхэмштэду, к северу от Лондона.

На пути к Лондону близ монастыря Первомученика Британского Святого Албана дорога, как пишет Маторей Парижский, „оказалась заваленной поперек множеством больших деревьев. Послали за аббатом монастыря и стали требовать у него объяснений. Глядя в глаза Вильгельму, аббат мужественно и откровенно признался: „Я исполнил долг, возложенный на меня моим происхождением (он был королевской крови); и если бы каждый такой же знатный человек, как я, и каждый моего звания и положения поступил точно также, что они вполне могли бы сделать, то ты бы не смог так далеко углубиться в эту страну". Вскоре тот же аббат Фредерик встал во главе партии, пытавшейся принудить Вильгельма править как надлежит саксонскому принцу, т.е. согласно древним законам и обычаям, или же поставить вместо него правителем Эдгара Этелинга. Вильгельм согласился вначале, и на Великом Соборе в Беркхэмштэде поклялся на мощах св. мученика Албана, что он будет соблюдать эти законы. Текст клятвы был написан аббатом Фредериком. Однако в конце концов Вильгельм стал достаточно силен для того, чтобы пренебречь любыми мерами, ограничивающими его произвол. И он не поколебался нарушить клятву. Несчастный Харольд с большим трудом решился на подобное. Итак, Вильгельм еще более усилил свою власть и свирепость. Как и следовало ожидать, обитель Святого Албана в первую очередь пострадала от его мести. Он отнял у нее все земли между Барнетом и Лондонстоуном; и его с трудом отговорили от намерения сравнять монастырь с землей. Всего этого не вынес аббат Фредерик и умер от горя в монастыре Эли, куда он был вынужден бежать" (35).

В ноябре Завоеватель остановился в аббатстве Кентербери, откуда архиепископ Стиганд бежал для того, чтобы организовать национальное сопротивление в Лондоне. Как-то ночью некоторые из братии видели святителя Данстана, покидающего его церковь. Когда они пытались задержать его, он сказал: "Я не могу оставаться здесь из-за вашего греховного поведения и преступлений, чинимых в моем храме" (36). Первая церковь королевства ненадолго пережила уход из нее святителя Данстана - 6 декабря 1067 года она была сожжена дотла...

Вильгельм продолжал свое шествие по стране, систематически подвергая все вокруг разорению и уничтожению. В начале декабря он был уже в Саутварке, сжег его, оттеснил войска принца Эдгара на Лондонском мосту.

С английской стороны был допущен ряд ошибок и компромиссов. Первым таким актом было вручение Вильгельму ключей от города Винчестера вдовой короля Эдуарда Исповедника и сестрой короля Харольда. А архиепископ Стиганд подчинился ему в Уолингфорде. Затем в Беркхэмштэде, согласно Англосаксонской хронике, „он был встречен архиепископом Олдредом (Йоркским), принцем Эдгаром, графом Эдвином, графом Моркаром и всеми лучшими людьми Лондона, которые подчинились ему из-за необходимости". Наконец, в день Рождества Христова (Сколь судьбоносен был этот день для английской истории!) он был коронован архиепископом Олдредом (потому что архиепископ Стиганд, короновавший короля Харольда, был объявлен схизматиком), и перед тем, как Олдред возложил на Вильгельма корону, тот поклялся на Евангелии, что будет править народом согласно наилучшим примерам его предшественников, если только народ будет верен ему" (37).

Лондонцы тоже страдали от своего нового хозяина. Во время коронации (служба коронации в Англии была составлена св. Данстаном по византийскому образцу и кроме Англии использовалась еще в Венгрии). Архиепископ Олдред спросил сначала англичан по-английски, согласны ли они, чтобы Вильгельм был их королем. Они ответили согласием. Потом Джефри, епископ Каутанский, обратился к нормандцам с тем же вопросом по-французски. Когда они тоже ответили согласием, то солдаты, охранявшие аббатство, напуганные громкими криками, стали поджигать город.

Профессор Аллен Браун пишет: „Ордерик Виталис весьма живо описывает панику, которая распространилась в храме как среди мужчин, так и женщин всех сословий, и как они бросились, давя друг друга, к дверям. Немногие остались до конца коронации. А сам король Вильгельм дрожал крупной дрожью. Действительно, для Вильгельма это мог быть один из самых ужасных моментов его жизни. Он без колебания верил в свое право на Англию, и, казалось бы, Бог подтвердил это право на поле Гастингса. И вдруг сейчас, в самый момент помазания его на царство, когда Благодать Божия должна была сойти на него и сделать его королем и священником, поднялся великий шум, и окна собора осветились пламенем, и люди вокруг бежали" (38).

После завершения торжеств Завоеватель обложил население очень тяжелым налогом. Затем, отдав приказ строить замки по всей стране, он вернулся в Нормандию, захватив с собой всех знатных людей Англии в качестве заложников. В декабре 1067 года он вернулся и быстро подавил восстания в Кенте и Хартфоршире. Затем произошло более мощное восстание в Иксетере. Туда он двинул соединенные войска нормандцев и англичан, и после восемнадцатидневной осады город сдался. За этим последовало усмирение кельтов в Корнуолле и захват городов Глостер и Бристол.

Тем временем на севере крепло сопротивление, консолидирующееся вокруг графа Моркара, которому было разрешено вернуться из Нормандии, вероятно, по ходатайству шотландского короля Малькольма (который приютил у себя принца Эдгара и был женат на его сестре Маргарет) и датского короля Свейна. Проведя Пасху в Винчестере, Вильгельм быстро двинулся на север, где построил замки в Вар-вике и Йорке, подчинил себе местных магнатов и заключил договор с королем Шотландии. Затем он повернул на юг и подчинил себе города Линкольн, Хантингдон и Кембридж.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Всего в середине xii века в кентербери жили 150 монахов
Иные формы накопления средств
18 тысяч плодовых деревьев из этих питомников будут отправлены в домен со монахам владели
Тело обмывали с ног до головы за исключением срамных частей
К женатым же священникам он применил указ

сайт копирайтеров Евгений