Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

> Все книги автора: Болотов В. (3)

Проф. В.В. Болотов

Каков был вероятный порядок празднования Пасхи у первых христиан

 

Малоазийские христиане не имеют своего Тертуллиана. Сохранившиеся исторические известия не дают полного пред­ставления о порядке празднования пасхи в малоазийских церк­вах; а потому ученые, задававшиеся целью - представить празднование пасхи по иудео-христианскому обряду возможно полно и отчетливо, вынуждены были пополнять своими собст­венными предположениями пробелы в памятниках и приходи­ли к самым разнообразным результатам.

Так как при обсуждении данного вопроса гипотетические суждения неизбежны, то едва ли не будет всего удобнее начать предположением и кончить проверкою его данными истории.

Каков был вероятный порядок празднования пасхи у пер­вых христиан из иудеев?

Апостолы не возлагали на уверовавших из евреев никаких обязательств по отношению к обрядам и вопрос о том, соблю­дать или не соблюдать постановления обрядового закона, предоставили решению совести каждого. Но так как и ап. Павел, так ясно проповедовавший о христианской свободе в отношении к обрядовому закону, сам соблюдал некоторые его постановле­ния, например "остриг голову по обету в Кенареях" (Деян. 18, 18) и предпринял путешествие в Иерусалим для празднования там пятидесятницы (Д. 18, 21. 20, 16), то можно с значительною степенью вероятности предполагать, что иудеи и по обращении в христианство продолжали соблюдать привычные для них (£θη Д. 21,21) обряды. Тем менее вероятно, чтобы христиане из иуде­ев отказались от празднования такого торжественного празд­ника, как пасха, с которою у них было соединено столько свет­лых воспоминаний. Праздновали пасху христиане из иудеев, конечно, с теми же обрядами, с какими и все евреи: вкушали пасхального агнца, если были в Иерусалиме,— ограничива­лись одною пасхальною вечерею (с опресноками), если бы­ли не в Иерусалиме (пасхальный агнец — жертва и мог быть принесен только в храме), а предварительно постились веро­ятно с утра до вечера.— Празднуя пасху прежде всего вет­хозаветную, христиане, конечно, праздновали ее в один день с евреями - 14 нисана и редко 13-го.— Несомненно, что христиане должны были придавать христианский характер ветхозаветному празднику, воспоминая о новозаветных собы­тиях, тесно с ним связанных. Связь праздника с новозаветны­ми событиями, может быть, определялась взглядом христиа­нина на хронологию евангельских событий: кто убежден был, что Христос вкушал Пасху 14 нисана, для того праздник пасхи был новозаветным праздником в честь установления святой евхаристии, воспоминанием о последней вечери Иисуса Хри­ста с учениками и т. п.; кто, напротив того, полагал, что 14 нисана Господь пострадал,— для того ветхозаветная пасха бы­ла годичным воспоминанием страданий и смерти Спасите­ля. Но возможна и другая альтернатива, и она представляется даже более вероятною. Если христиане из язычников следова­ли в праздновании пасхи порядку евангельских событий, то этот факт не может быть обращен в требование, обязательное и для христиан из иудеев. Первые, можно сказать, творчески создавали свой праздник, рисовали на фоне, покрытом конту­рами христианской картины, и оттого образ, ими (христиана­ми из язычников) нарисованный, является очень отчетливым; напротив, христиане из иудеев были ограничиваемы в своем творчестве ветхозаветною формою праздника, должны были, вместо того, чтобы создавать формы, соответствующие хри­стианской идее,— приспособлять новозаветную идею к ветхо­заветной форме. Пунктов соприкосновения между ветхозавет­ным праздником и евангельскою историей было много, и они могли давать направление мыслям христианина, независимое от какого бы то ни было хронологического взгляда. Христиа­нин мог думать, что Христос вкушал пасхального агнца 14 ни­сана; но пред ним (христианином) лежал пасхальный агнец, костей которого он не должен был сокрушать; и это обстоя­тельство напоминало верующему об Агнце, закланном от сложения мира, о Христе распятом, у Которого не перебили голе­ней (Иоанн, 19, 33). Другой мог держаться того взгляда, что 14 нисана — день крестных страданий Спасителя; но во время пасхальной вечери христианин принимал чашу благодарения, и это напоминало ему последнюю вечерю Иисуса Христа, на которой Он установил таинство евхаристии.

Таким образом, самый обряд ветхозаветного праздника представлял много поводов к тому, чтобы не разделять, а соеди­нять в воспоминании события двух последних дней земной жиз­ни Иисуса Христа. Но есть еще сторона в ветхозаветном празд­нике, которая могла влиять на образование разности между пасхою христиан из иудеев и пасхою христиан из язычников. Вызываемые некоторыми чертами ветхозаветной пасхи воспо­минания о крестных страданиях Спасителя могут вызывать только скорбь в христианине, если он будет относиться к ним по указанию своего чувства. Между тем, ветхозаветная пасха - праздник избавления, светлый, торжественный, и потому дол­жен был возбуждать радостное настроение в празднующих. Это влияние ветхозаветного праздника располагало христиан из иудеев самые страдания Спасителя созерцать не с той точки зре­ния, с какой их созерцали христиане из язычников: христиане из иудеев сосредоточивали свое внимание не на исторической, а на догматической стороне крестных страданий Господа — на их отношении к делу спасения человечества. Поэтому пасха хри­стиан из иудеев сохранила характер праздника, тогда как у хри­стиан из язычников воспоминание о страданиях Спасителя дало начало посту; поэтому пасху христиан из иудеев более можно со всею справедливостью назвать пасхою спасительною.

В высшей степени вероятно, что христиане из иудеев праздновали и день воскресения Христова, но в какой день нисана, решить a priori невозможно: выбор дня, вероятно, основы­вался на хронологическом взгляде верующих.

Чтобы судить о том, до какой степени неполны или неоп­ределенны те исторические данные, на основании которых делают заключения о праздновании пасхи в малоазийских церквах и которые должны служить, однако, пробным камнем для всякой гипотезы,— нужно только сопоставить те програм­мы малоазийского обряда, которые были в разное время пред­ложены.

Вопрос, насколько празднование пасхи в малоазийских церквах сближалось с иудейским празднованием пасхи, решал­ся весьма неодинаково, а) Прежние ученые полагали даже, что малоазийские христиане до конца II столетия ели пасхаль­ного агнца.

б) Другие (Bleek — Einleitung in das Neue Testament. Berlin, 1866. S. 194.— Gieseler, S. 211, Neander, S. 381) полагают, что ма­лоазийские христиане ели только пасхальную вечерю (с опресноками).

в) Иные думают, что все сходство ограничивалось только днем празднования пасхи, 14-м нисана (Schaff, S. 315, Kurtz, S. 243-244, Hefele, ibid., S. 873, наконец Shürer).

г) Некоторые отрицают даже и это последнее сходство (Alt, Caspari, цитируемые Д. А. Хвольсоном).

Столь же различно отвечают и на вопрос о том, когда и ка­кие события евангельской истории были воспоминаемы в ма­лоазийских церквах.

а) Одни полагают, что 14-е нисана посвящено было воспо­минанию о последней вечери Иисуса Христа, 15-е — воспоми­нанию крестной смерти Спасителя и наконец 17-е — воспоминанию воскресения Христова.

б)Другие утверждают, что 14-е нисана посвящено было воспоминанию крестной смерти Спасителя, а 16-е — воспоми­нанию Его воскресения.

в) Гизелер (S. 211) заявляет, что "нет никакого следа празд­нования пасхи воскресной малоазийскими христианами" и су­ществовал только недельный праздник воскресения.

г)Некоторые (Steitz, Scherdlin и Weitzel ар. Schürer, S. 202) полагают, что малоазийские христиане отлагали празднование воскресения Христова до первого воскресного дня, следующего за 14-м нисана, и этот воскресный день имел у них, как и на За­паде, характер годичного праздника.

д) Шюрер полагает, что 14-е нисана в малоазийских церквах было праздником не в честь какого-либо отдельного новозавет­ного события, а в честь самого факта искупления, в котором объединились все отдельные моменты истории искупления, и что это был в строгом смысле праздник однодневный·

е) Но особенною оригинальностью отличается программа, предлагаемая Альтом (Der Christliche Cultus. IIAbth. Berlin. 1860, S. 17). Он исходит из того предположения, что все еврейские месяцы начинались с субботы и что поэтому 14-е нисана всегда падало на пятницу. Малоазийские христиане начинали свой праздник в четверток вечером (следовательно, по употребитель­ному в настоящее время счислению — 13-го нисана), вкушали пасхального агнца (sic); затем в посте и молитве воспоминали они евангельские события от прощальной речи Иисуса Христа до Его погребения, и между тем как иудеи начинали праздно­вать с вечера пятницы свою пасху, верующие продолжали свой пост до самого утра 16 нисана, с которого начиналось у них тор­жественное празднование воскресения Христова. Таким образом, по Альту, весь спор между христианами о дне пасхи сводит­ся к чистому недоразумению: малоазийские христиане праздновали воскресение Христово в тот же день, постились в те же дни, в которые и христиане западные. Такой вывод, а также и противоречащее всем историческим данным предположение, что 14-е нисана всегда падало на пятницу, лишают эту гипотезу значения в самых существенных пунктах вопроса о малоазийской пасхе.

 ΛΛΛ     >>>   

Так ясно проповедовавший о христианской свободе в отношении к обрядовому закону
4 христианства

сайт копирайтеров Евгений