Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

По преданию, апостол Павел был предан казни в один день со святым апостолом Петром в Риме, 29 июня, при императоре Нероне, который, по словам св. Златоуста, за обращение к вере Христовой его виночерпия, повелел воинам своим схватить апостола и умертвить. Звание римского гражданина избавило ап. Павла от крестной смерти, которая в Риме считалась самою позорною казнию, и он был усечен мечом в 67 г. по Р. Х., 68 лет от рождения

Высоким действующим лицом в первенствующей Церкви является св. Иаков, брат Господень по плоти. Ему Господь особенно являлся по воскресении Своем, по свидетельству св. ап. Павла (I Кор. 15, 7). К нему первому послал св. ап. Петр известить о своем чудесном освобождении из темницы: возвестите, говорит, Иакову и братиям сия (Деян. 12, 17). Он присутствовал, занимал важное место в лике апостолов на первом соборе Церкви апостольской: он первый утвердил голос Петра и дал свое предложение, которое принято всем собором. К нему в дом, как знаменитейшему из апостолов, незадолго до своих уз, приходил св. апостол Павел, и собрались все пресвитеры, дабы слышать повествование об обращении язычников. Он назван у св. Павла братом Господним, столпом Церкви, прежде апостолов Петра и Иоанна, и вместе с ним подал руку Павлу и Варнаве в знак согласия и, вероятно, с своим мнением, чтобы Павел и Варнава шли на проповедь к язычникам, а Петр и Иоанн к обрезанным – к иудеям.

Св. брат Господень не предпринимал трудных шествий апостольских для проповеди евангельской; однако ж, ему достался жребий едва ли не самого трудного служения апостольского. Из всех народов, современных апостолам, самый упорный и злой народ был иудеи, из всех городов был Иерусалим. Чернь, книжники и фарисеи, архиереи и старцы, – все дышало ненавистью и враждою против апостолов и евангелия. И здесь-то, в этом городе и народе, оставлен был св. Иаков, брат Господень, блюстителем веры и юной Церкви Христовой, всеми гонимой. Можно себе представить, какой великий и тяжкий подвиг предлежал ему. Необходимы были не только высокие дарования духовные, но и видимые знаки власти и важности иерархической. Посему он возведен в сан епископа или Самим Господом Иисусом, как думает св. Златоуст, или собором и избранием апостолов, – что все равно в таком обществе, которое, видимо, управлялось Духом Святым. Его Церковь называлась матерью всех церквей. Его иерусалимская кафедра апостольская сделалась точкою соединения для правителей юной Церкви. К нему, как мы видели прежде, относились или же лично приходили посланники Божии из разных земель и народов с донесением об успехах проповеди евангельской, и для решения встречавшихся недоумений. Он первый положил основание благочинию и порядку церковно-богослужебному, по внушению Св. Духа составив божественную литургию. Это та самая литургия, которую мы доныне слушаем в храмах Божиих, только сокращенная св. Василием Великим и Златоустом немощи ради человеческой. Но ее и доселе вполне совершают сирийские христиане. Не выходя из Иерусалима, св. апостол и брат Господень умел действовать, как лицо вселенское; и можно сказать, что он был первым вселенским патриархом нового завета.

Общественная и частная жизнь св. Иакова, его чудеса и способ учения были так славны, что им удивлялись не только христиане, но и самые враги христианства. Талмудисты, эти неистовые враги и лжецы на христиан, говорят о св. Иакове, как о чудотворце, и даже указывают на виллу или мызу Шеханию, из которой, будто бы, происходил он. Вот их свидетельство. Одно: "Раввина Елеазара, сына Дамагова, ужалила змея; и пришел Иаков, муж родом из мызы Шехании, исцелить его во имя Плотника". Другое: "Приступил Иаков, из мызы Шехании, исцелить его во имя учителя своего Иисуса". Знаменитый писатель иудейских древностей, Иосиф Флавий, не упоминая о других апостолах, отмечает, однако же, мученическую кончину св. Иакова, брата Господня, и, по мнению многих древних писателей, почитает эту кончину причиною разрушения Иерусалима.

Христианская древность единогласно прозвала св. брата Господня праведником и справедливейшим из людей. Епифаний, Егезипп, Никифор, Иероним и другие изображают св. апостола величайшим подвижником. Он был во всю жизнь девственником, почему имел особенное общение и дружбу с Иоанном Богословом. Ходил босыми ногами; вина и сикера не пил; не умазался елеем и не мыл тела своего в бане; бритва не восходила на голову его: носил одежду льняную. Пища его была – один хлеб, питие – простая вода. Молитвы и коленопреклонения его были так часты и продолжительны, что от них кожа на коленях его сделалась тверда, как верблюжья. Подобно древнейшему подвижнику, св. пророку Илии, он сводил с неба дождь во время засухи. "За высоту жизни, философии и благочестия", он так был уважаем в Иерусалиме и любим от народа, что не только верующие, но и неверные за великое благо почитали хоть прикоснуться к одежде его. Во время общественных смут и бедствий народ видел в нем оплот для себя, почему он и называл его обли или офли – оплот, убежище народа. Только эта любовь народная и высшая степень праведности, дающей мудрецу способность примирять самые враждебные партии в состоянии объяснить, как св. Иаков в мятежном городе-Христоубийце мог удерживаться на епископском престоле около 24-х лет и управлять Церковью почти спокойно. В книге Деяний апостольских видим возмущение иерусалимлян против Стефана первомученика, против Иакова Заведеева, против Петра и Павла, – и ничего не находим против праведного брата Господня. Петр и Павел временно появились в Иерусалиме, – и народ с яростью восстает на них. Св. Иаков постоянно пребывает в Иерусалиме, управляет тою самою Церковью, которую преследуют в лице других апостолов, – и народ не касается его, более двадцати лет не только терпим, но и глубоко уважает предстоятеля Церкви. Иерусалим повседневно видит, как проповедь христианского епископа похищает детей его и пленяет их в Христову веру, – и не возбраняет проповеднику.

Особенными временами проповеди Иаковлевой были великие праздники иудейские – Пасха, Пятидесятница и Кущей. На эти праздники стекались в Иерусалим, в бесчисленном множестве, из разных земель и городов, иудеи природные, язычники, обратившиеся к иудейству, и даже язычники никуда не обращенные. В эти-то времена епископская кафедра Иакова превращалась в кафедру всемирную; брат Господень являлся учителем вселенной и был апостолом в собственном смысле, посольствуя по Христе к людям из всякого народа, иже под небесем. Богодухновенная мудрость учения его видна из послания, написанного им верующим из всего израильского народа. Успех же проповеди был и причиною мученической кончины Иаковлевой. Св. брат Господень пострадал при иудейском первосвященнике Анане, на девяносто шестом году своей богоугодной жизни, и около двадцать четвертого года по вознесении Спасителя. Иудейский историк Флавий пишет о смерти св. Иакова так: "Анан, вообразивши, что теперь-то настало для него удобное время (ибо правитель Фест умер, а Альбин был еще в дороге), созывает синедрион судей, приводит в оный брата Иисуса, называемого Христом, – Иаков имя ему, и некоторых других, взводит на них вины, как будто на преступников закона, и предает на побиение камнями" (Древн. кн. 20, гл. I).

Анан, кажется, для того и появился в сане великого архиерея, чтобы доставить св. Иакову мученический венец. Он был первосвященником всего три месяца, и низвержен Альбином именно за смерть Иакова и некоторых других (см. у Флав. там же).

Христианские историки гораздо подробнее изображают мученичество св. Иакова. Они говорят, что в праздник Пасхи, когда в Иерусалим стеклись народы со всех краев света, фарисеи и книжники пришли к св. брату Господню и умоляли его, чтобы он, как человек всеми уважаемый, поучил народ отступлению от Христа. Возвели апостола на крило Соломонова храма, – и апостол вслух всего народа началпроповедовать о Христе Спасителе, как об истинном Мессии. Обманутые фарисеи и книжники свергнули св. благовестника с высокого крила церковного. Изнемогающий от падения Иаков стал на колена и молился; буйная толпа изуверов бросила на него тучу камней. Некто из сынов Рихавовых хотел защитить праведника; но из толпы ринулся ремесленник и белильным деревом (валек, которым сукно валяют) нанес апостолу смертельный удар в голову. Он скончался, повторяя молитву брата и Господа своего Иисуса Христа: "Господи, отпусти им грех сей; не видят бо, что творят"

Апостол Фома проповедовал в Парфии, Мидии и Индии. Предание сохранило повествование о .том, при каких обстоятельствах пошел св. Фома на дело благовествования в Индию. Тамошний царь пожелал выстроить себе дворец. По внушению Господа, св. Фома назвался архитектором и отправился на зов царя. По прибытии, св. Фома начал ревностно проповедовать веру Христову, многих крестил, а золото, полученное на постройку, раздавал нуждающимся. Он знал, что Бог поможет ему обратить к истине призвавшего его государя, он помнил учение Христа о сокровище на небе (Матф. VI, 19–20).

И в самом деле, все больше распространялось слово Божие, но были и недовольные. Они-то и донесли царю, что назвавшийся архитектором и не начинал постройки роскошного дворца, а проповедует нового Бога, творит чудеса и раздает царское золото нищим. Разгневался царь и велел заключить св. Фому в темницу. Тем временем любимый брат царя сильно занемог. Во время болезни вознеслась душа недугующего в небесные селения и, волею Господа, в видении ему были показаны жилища, приготовленные для святых, и предложено было избрать одно из них. Когда же он выбрал лучшее, то ангел Божий сказал ему: "Это жилище ты не можешь занять, потому что Фома соорудил его на золото брата твоего, и оно принадлежит твоему брату – царю".

Придя в себя, больной рассказал о видении. Уразумел тогда царь смысл этого видения, поспешил освободить св. Фому и просветился от апостола светом христианского учения, а св. Фома возблагодарил Бога за все происшедшее.

Проповедию своею, знамениями и чудесами апостол приводил многих ко Христу до самой мученической своей кончины от рук язычников. Он был проколот копьями. Один христианин тайно взял честные мощи св. Фомы и отнес их в Месопотамию в город Эдессу. Здесь была построена во имя его великолепная церковь, и верующие из отдаленных стран стекались туда и получали исцеления.

Апостол Матфей довольное время оставался в.Иерусалиме или, по крайней мере, в пределах Палестины, проповедуя здесь слово Божие. Но потом вознамерился отправиться в Эфиопию, чтобы и там благовествовать о Спасителе и спасении мира. В это-то время, желая оставить верным сынам Церкви письменное свидетельство того чистого учения о Христе Иисусе, которое столько летпроповедовал им устно, он написал святое Евангелие, первую по времени книгу нового завета. Таким образом и здесь прежний мытарь явился первым евангелистом. Происхождение его евангелия относят вообще к 42 году по Р. Х., или к 8 по Вознесении Господнем. Написано оно было первоначально на языке еврейском или сирохалдейском, но переведено на греческий в самой глубокой древности, по свидетельству св. Афанасия Великого, Иаковом, братом Господним, а по свидетельству других, Иоанном Богословом.

По отшествии из Палестины, св. Евангелист Матфей обтек с словом благовествования Христова страны Персии и Индии, потом проник в Эфиопию и, укрепляемый благодатию Господа Иисуса, предстал с евангелием самому дикому и зверообразному племени антропофагов. Повествуют, что Господь явился ему тогда в образе прекрасного юноши с жезлом в деснице и, подав мир апостолу, вручил ему жезл тот и повелел ему посадить его в землю пред дверьми недавно устроенной церкви. Посаженный жезл укоренился, возрос в огромное дерево и принес несравненные по красоте и сладости плоды; а от корня его произошел источник самой чистой воды, которая измывала всю нечистоту и безобразие лиц антропофагов (См. Четьи Минеи ноября 16 дня). Это, без сомнения, символы животворящего тела и крови Христовой и всеочищающей воды благодатного крещения христианского, которые принес к дикому племени св. апостол и евангелист. Он имел там утешительные успехи во благовестии Христовом, скоро рукоположил в город Мирмены епископа Платона, а сам, пребывая в уединении, непрестанно молился об обращении всего племени ко Христу. Исцелив бесноватых в семействе князя страны, Фульвиана, он сначала привлек к себе его удивление и почтение; но потом обратил на себя всю силу гнева его, когда народ стал усердно слушать спасительную проповедь апостола и обращаться к истинному Богу от ложных кумиров и скверн идолослужения. Тогда страшную казнь уготовали благовестнику Христову: распростерши тело его на земле и пригвоздивши руки и ноги к земле, обложили его потом горючими веществами и зажгли их. Пламень был жесток: он опалил вокруг стоящих, потом растопил идолов, поставленных пред мучеником, но не повредил тела св. апостола. Князь, в изумлении и ужасе, хотел уже с честию извести апостола из огня, но св. Матфей, совершив последнюю молитву, предал душу свою в руце Божии. В непродолжительное время, сам Фульвиан отрекся от своей власти и принял в крещении имя Матфея, в честь и славу св. апостола, потом, по смерти Платона, избран и посвящен был во епископа и сделался ревностным проповедником евангелия, стараясь довершить то, что начал сам апостол, и подражая ему в подвигах молитвы, терпения и усердия к вере Христовой.

Апостол Фаддей принес благовестие о Христе в Месопотамию. Ему принадлежит честь креще-.ния едесского князя Авгаря, об обращении которого ко Христу сохранилось следующее древнее предание. Во время земной жизни Господа Авгарь был болен проказою. Услышав, что Иисус Христос исцеляет всякие болезни одним словом Своим, князь послал к Нему письмо, в котором просил об исцелении и даже предлагал Ему поселиться у себя в городе, так как слышал, что многие евреи ненавидят Его. Письмо было послано с живописцем Ананией с тем, чтобы тот списал лик Спасителя в случае, если Он не захочет идти в Едессу. Анания пришел в Иудею и, подав письмо Господу, сам стал на камень и начал писать лик Его. Как ни трудился, не мог написать, потому что лик Господа постоянно менялся. Затем Господь подозвал к Себе Ананию и, назвав по имени, чем очень удивил его, вручил ему ответное письмо князю, где похвалял веру князя, указывал причину, по которой Он не может прийти в его город, и обещал ему выздоровление чрез одного из Своих апостолов. Затем Христос, потребовав воды и полотенце, умылся и отер Свое лицо, и на полотенце чудесно изобразился Его лик, отчего и назван образ Нерукотворенным. Получив образ, князь с верою и благоговением поцеловал его. И почувствовал облегчение болезни. Совершенно же исцелил князя, по вознесении Господнем, апост. Фаддей, крестив его со всем семейством и подданными. Авгарь поставил образ над городскими воротами, украсив его. Правнук Авгаря, заразившись идолопоклонством, хотел было снять образ с ворот и заменить его идолом; но епископ, вследствие видения, ночью заложил его камнями. Прошло около пяти столетий, и совершенно забыли об образе. В 545 г. персидский царь Хозрой с многочисленным войском осадил Едессу. Осажденные, видя неминуемую свою погибель, обратились с молитвою к Богу, и Сама Пресвятая Богородица явилась епископу города Евлалию во сне и сказала, чтобы он открыл находящийся над воротами Нерукотворенный образ Спасителя, и тогда город будет спасен. Епископ на другой же день обрел образ, и оказалось, что он совершенно цел, пред ним горит 500 лет тому назад зажженная лампада, и на камне, который поставлен был для закрытия образа, напечатлелся лик Спасителя, подобный лику на самом Нерукотворенном образе. Тогда неприятели легко были отражены. В 944 г. Нерукотворенный образ перенесен был из Едессы в столицу греческого царства Константинополь, и день перенесения, 16-го августа, сделался праздником. В Константинополе давно уже нет Нерукотворенного образа. По одному сказанию, он в XIV столетии был отдан императором Палеологом в Геную за избавление греческой империи от сарацын, где и находится доселе, в монастыре св. Варфоломея; а по другому сказанию, в XIII веке он похищен венецианским дожем Дандоло и потонул с кораблем в Мраморном море. Устроив Церковь в Едессе, святой Фаддей отправился в Армению. Здесь он, соединяя проповедь с чудесами, обратил ко Христу дочь царя, вельмож и множество народа. Царь разгневался и заключил дочь со многими верующими в темницу, а иных предал смерти. Сам Господь явился апостолу и сказал: "Мужайся, Фаддей. Вооружись терпением: много бедствий ожидает тебя, но Я буду с тобою". Апостол после того пошел в темницу, где двери отворились сами собою, небесный свет осветил узников, и из среды света послышался голос Божий: "Будьте тверды, ибо Я приду и возьму вас к Себе". При таком чуде темничные стражи просили Фаддея крестить их. Много чудес совершилось чрез ап. Фаддея. Но царь не вразумился чудесами и казнил свою дочь. На четвертый день после ее смерти было откровение Фаддею, что и он скоро примет венец мученический. Царь послал за ним. Апостол сам вышел к сановникам и сказал: "Я тот самый, кого вы ищите". – "Ты соблазнил дочь мою, отвлек ее от ее отеческого престола, сделав ненавистною богам нашим и нищею и довел до казни", – сказал царь Фаддею. "Да, я, действительно, украл святую деву, отвлекши ее от идолов и обратив ко Христу. Но она теперь среди серафимов славит Св. Троицу", – отвечал Фаддей. Царь велел затравить святого хищными зверями, но звери легли у его ног; затем бросили его в печь, но ветер охладил печь. Наконец, царь приказал умертвить его мечом. Но лишь меч поразил апостола, как небесный свет осветил его тело, земля затряслась, расселся камень и принял тело. Язычники обратились в бегство. Это было в 44 г. по Р. Х.

Апостолу Филиппу выпал жребий – проповедь слова Божия в языческих странах Азии. Но .прежде отшествия в Азию Филипппроповедовал в Галилее, где, однажды встретивши женщину, несшую на руках умершего ребенка, сжалился над нею и воскресил умершего, вследствие чего женщина уверовала во Христа и была крещена апостолом вместе с воскресшим сыном ее. Из Галилеи Филипп отправился в Грецию и, проповедуя там, творил много чудес, исцеляя больных и воскресив одного мертвеца. Это озлобило иудеев, живших в Греции, и они послали на Филиппа донос в иерусалимскую синагогу, по которому пришел из Иерусалима в Грецию архиерей с книжниками и велел привести к нему на суд Филиппа. Когда приведен был Филипп, архиерей со злобою начал говорить ему: "Не довольно было для тебя прельщать неученых невежд в Иудее, Галилее и Самарии? Ты и сюда пришел, к просвещенным грекам, рассеивая ту же прелесть, которой научился от Иисуса – противника Моисееву закону, за что Он был осужден, распят нагой на кресте и умер бесчестною смертию. Вы, ученики Его, тайно украли Его на соблазн многим и повсюду рассказываете, что Он Сам воскрес из мертвых". На это апостол Филипп ответил архиерею: "Сын человеческий! Зачем ты любишь суетное и говоришь ложь? Отчего сердце твое окаменело и ты не хочешь сказать истины? Не вы ли запечатали гроб и приставили стражу? И когда Господь воскрес, не разрушив печатей, не вы ли подкупили золотом воинов на ложь и научили их говорить, что Он украден был во время их сна? Как же теперь ты не стыдишься лгать на истину?" Такой смелый ответ апостола взорвал архиерея, и он бросился на Филиппа, чтобы убить его; но вдруг ослеп и весь почернел. Бывшие при этом на суде люди сочли это чудо волхвованием, и многие бросились на Филиппа, чтобы погубить его, как волхва; но всех их постигла такая же казнь, как и архиерея. Апостол, видя несчастие ослепленных телесными и душевными очами, заплакал и обратился с молитвою к Господу, прося им просвещения телесного и душевного, и прошение его Господь исполнил. Этим чудом множество народа обратилось к Христу и уверовало в Него. Но архиерей, ослепленный злобою, не только не хотел познать истину, а еще начал говорить многие хулы на Господа Иисуса Христа, за что тотчас же был пожран землею живой, как Дафан и Авирон при Моисее. После такой погибели архиерея, Филипп, крестивши уверовавших, поставил им епископом достойного человека, именем Наркисса, а сам понес благовестие о Христе другим странам. В Лидии, области Малой Азии, присоединился к нему св. апостол Варфоломей, и оба апостола пришли в один город соседней области Фригии – Иерополь. Жители этого города никогда еще не слыхали о Христе и поклонялись идолам, которыми Иерополь был переполнен. Между прочим, там стояло капище, в котором поклонялись ехидне (род змеи). Эту гадину считали каким-то божеством, многочисленные жрецы служили ей, и суеверные жители приносили ей дары и жертвы.

Свв. проповедники молитвою обличили ложь и суету такого поклонения, и ехидна стала бездыханной. Убежденные таким неслыханным чудом, множество язычников уверовало во Христа. Тогда жрецы собрались к градоначальнику и начали жаловаться на святых проповедников Христовых.

"Отомсти за бесчестие богов наших, – говорили они. – С тех пор, как эти люди вошли в город наш, запустели алтари великих богов, погибла и славная богиня наша – ехидна, и весь город наполнился беззаконием: умертви этих волхвов".

Градоначальник был закоренелым язычником, он осудил обоих апостолов на распятие. Сначала распяли св. Филиппа перед дверьми храма ехидны; повесили его очень высоко на кресте, вниз головой; затем, когда распяли св. Варфоломея, произошло внезапно ужасное землетрясение, земля разверзлась и поглотила градоначальника, жрецов и множество неверных.

В ужас пришли присутствующие; они бросились снимать мучеников. Св. Варфоломей повешен был не высоко, его скоро сняли, и он был еще жив. Когда же подошли к св. Филиппу, то он висел так высоко, что освободить его долго не могли, и Господу угодно было, чтобы он на кресте кончил земную жизнь. Последними его словами была молитва за его мучителей.

 <<<       >>>   

13 василий
Сделались христианами
Константин решил предупредить своего соперника христиан константина
1 церковь
Вслед за тем мученик просил развязать его

сайт копирайтеров Евгений