<<< ΛΛΛ >>>
Нетрудно понять теолога Гамильтона или мистика Кришнамурти, которые
ополчились против всяких определений Бога и даже против самого слова "Бог",
так как слова имеют тенденцию фетишизироваться. Но, с другой стороны, их
попытка подняться над словами была заранее обречена на неудачу /17/. Человек
не только созерцающее и переживающее существо, но и мыслящее, говорящее.
Отказ от понятий и слов идет против человеческой природы, против потребности
людей осмыслить жизнь и опыт.
Оставаясь лишь в сфере неопределенных внутренних состояний, вера
оказывается перед опасностью превратиться в "убежище", которое не имеет
никакого отношения к нашим действиям. Голос Божий - это Голос, зовущий к
труду, к преодолению, к служению. А все это невозможно без каких-то слов,
понятий, символов. Кроме того, формы, в которые мы облекаем религиозный опыт
(миф, символ, икона), совершенно необходимы для того, чтобы люди могли
делиться им друг с другом. Поэтому попытка таких теологов, как Рудольф
Бультман, "демифологизировать" христианство столь же бесплодна, как и
попытка Кришнамурти /18/.
Другой современный богослов, Пауль Тиллих, отвергая представление о
Боге, "пребывающем на небесах", предлагал говорить о Нем как о
"неисчерпаемой Глубине" /19/. При этом он не замечал, что "глубина" есть
<<< ΛΛΛ >>>
Случайной действительности Введение в философиюпер Создал человекаquot
|