<<< ΛΛΛ >>>
на эти вопросы даются самые различные и порой противоречивые. Так, например,
Кант связывал религию с чувством нравственного долга, немецкий богослов
Шлейермахер - с чувством зависимости, французский историк Рейнак - с
"совокупностью совестливых чувств", английский мыслитель Рассел определял ее
как страх перед неведомым, немецкий философ Паульсен - как внутреннее
настроение, заключающееся в "смирении и уповании"\4\. В настоящее время в
литературе имеется более 70 различных определений религии и множество теорий
ее возникновения.
Мы, конечно, не будем останавливаться здесь на мнении "просветителей",
будто религия есть продукт намеренного обмана. От этого взгляда давно
отказались и сами атеисты\5\. Зато гораздо упорнее держались они за другую
концепцию XVIII века. которая считала религию плодом невежества первобытного
человека, не знавшего законов природы. Подобные утверждения еще встречаются
довольно часто в антирелигиозной литературе; но то, что религия не исчезла,
когда знания человека о природе стали полнее, то, что ее исповедуют люди,
стоящие на самом высоком уровне современной образованности, - полностью
опровергает эту теорию, и поэтому ее постепенно изымают из атеистического
арсенала\6\.
В настоящее время материализм ограничивается обычно тем, что
рассматривает религию как неверное, но обусловленное реальными общественными
<<< ΛΛΛ >>>
Философские проблемы атомной физикипер
Бегу стремительно
|