<<< ΛΛΛ >>>
изучение миросозерцания тех народов, которые как бы не имели истории и
которые в наш атомный век живут в веке каменном. В прежние времена их
считали низшими существами - переходной ступенью между человеком и обезьяной
- и переносили это неверное представление также на древнего человека. В
частности, им нередко отказывали и в наличии религии /1/. Утверждение о
существовании народов, будто бы лишенных религии, было одним из существенных
аргументов против христианского миросозерцания в устах поборников старого
рационализма и просветительства.
Географические открытия, начавшиеся с XVI века, ввели в поле зрения
европейцев множество народов и племен, стоявших на низком уровне
материальной цивилизации. Но путешественники, посещавшие новооткрытые
страны, оказывались зачастую весьма поверхностными, а порой невежественными
наблюдателями, и они-то и повинны в создании мифа о безрелигиозных народах.
Часто здесь имели место поразительные курьезы, связанные с незнанием языка и
культуры туземцев или с узким пониманием термина "религия". Например,
русский путешественник XVI века В. Атласов писал о жителях Камчатки: "А веры
никакой нет, только одни шаманы", тогда как именно присутствие шаманов
свидетельствовало о наличии у камчадалов религии. Подобные ошибки были
свойственны и исследователям нашего времени. Так, некоторые авторы, описывая
культуру племени кубу, обитающего в болотистых лесах Суматры, отрицали у
него всякие религиозные представления. Но более тщательные исследования
<<< ΛΛΛ >>>
- правосл Геологияи общая теория эволюции природы Ранниеформы религии -богословские труды
|