Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

6. Невозможно было избежать того, чтобы уничтожение традиции не обернулось преследованием носителей самой этой традиции. С июня 1793г. по июль 1794г. в стране царил столь жестокий террор, что эти 14 месяцев так и остались в истории под названием «периода якобинского террора». Более половины духовенства отказалось принести присягу на верность «Гражданской конституции», а остальные отреклись от нее после того, как она была осуждена папой в 1791г.Многим из них было отказано в предусмотренной законом об изгнании отсрочке для добровольной экспатриации. Повсюду можно было видеть огромные колонны священников, конвоируемых в порты для высылки из страны. Многие сотни содержавшихся в нечеловеческих условиях священнослужителей были затем высланы в Кайену с ее смертельным климатом, а многие попросту убиты. (Еще раньше, в 1792г., когда министром юстиции был Дантон, были устроены так называемые «сентябрьские убийства», когда всех выступавших против революции без долгих разбирательств и часто с нарочитой жестокостью уничтожали в тюрьмах и церквях [ужасные сцены из «Сouvent des Carmes»!].)

В первое время народ повсюду еще сопротивлялся попыткам уничтожить Церковь. Это прежде всего относится к периоду «двух Церквей», когда в некоторых областях наряду с новым священником, назначенным Национальным собранием, тайно продолжал служить и прежний, отказавшийся принести присягу. Попытки некоторых конституционных священнослужителей утвердиться в переданных им приходах заканчивались порой кровавыми столкновениями (как это было, к примеру, в 1791г. во время событий вокруг церкви театинцев в Париже, закончившихся осквернением и разграблением храма). По сходным причинам в Ниме дело дошло до своего рода новой гугенотской войны— кальвинисты после ожесточенных уличных боев захватывали католические церкви.

В любом случае, два года спустя, в период якобинского террора сопротивление было окончательно подавлено. В заключение «Праздника Разума» (11 ноября 1793г.) были закрыты все церкви, а представители различных районов города сдали все церковные сокровища (евхаристические чаши и облачение до тех пор оставались еще в церквях) в государственную казну. 23 ноября 1793г. был принят декрет, согласно которому все церкви должны были быть закрыты, а церковное имущество— распродано. И хотя сам Робеспьер признавал невозможность выполнения этого декрета, все же католические священники в большинстве своем перестали отправлять службы. Мессу теперь можно было служить лишь тайно, и священники, решавшиеся на это, подвергали смертельной опасности как самих себя, так и своих прихожан. Несмотря на это, у части французского духовенства хватило мужества продолжать заботиться о спасении душ своей паствы.

7. Довольно скоро наметились определенные перемены. Отказ от культа Разума через признание 8 мая 1794г. после выступления Робеспьера существования «Высшего существа» (деизм) было явлением значительным не только благодаря наличию в нем религиозного содержания194, но и потому, что оно означало отход от государственной политики радикального атеизма. Решающее значение для улучшения положения Церкви имело достигнутое в 1795г. отделение конституционной Церкви от государства и признание свободы культов. Но ненависть по отношению к Церкви и священнослужителям, ставшая к тому времени главным общественным настроением, продолжала усиливаться. А два года после войны, объявленной в 1797г. Церковному государству195, и после последовавшего за ней изгнания в Валанс Пия VI стали периодом жесточайшего преследования христиан (1400 депортаций в Кайену; в 1801г. пережившие ссылку изгнанники вернулись в свои общины и занялись восстановлением приходов).

8. Значение Французской революции для дальнейшего историчес кого развития Церкви выходило за рамки отдельных ее событий; она создала совершенно иное «духовное пространство», в котором приходилось существовать Церкви. Главными его признаками были индивидуалистически-демократическая духовная атмосфера и секуляризованная действительность. Центральной идеей революции стала стоически-просветительская идея о естественном праве. Очень часто в программных выступлениях философов-реформаторов и представите лей различных сект в той или иной форме выдвигалась мысль о всеобщем равенстве. Именно тогда эта идея впервые, и как оказалось навсегда, из абстрактной теории превратилась в практическую основу современной жизни.

9. Свобода рассматривалась в бешеном круговороте революционных событий как единство «свободы, равенства, братства». Но это единство очень часто нарушалось: братство (а следовательно, и любовь в качестве основного жизненного критерия) рассматривалось порой слишком односторонне, а освещению позитивных сторон двух других явлений уделялось недостаточно внимания. Вследствие этого происходило закономерное (заложенное в эгоистическом индивидуализме) извращение очень важного с точки зрения мирового развития достижения Французской революции— провозглашенного равенства всех людей и их одинаковой ответственности перед законом. Антихристианские и антицерковные тенденции, тесно связанные со времен гуманизма с развитием индивидуалистического мировоззрения, достигли своего пика: пренебрегши Богом, Французская революция единовластным судьей и правителем на земле объявила человека. Таким образом, она явилась зрелым завершением развития независимых индивидуалистических идей периода «ancien revgime». Однако, ее практическим предшественником— гуманизм больше относился к сфере теории— без сомнения следует считать решительные выступления реформаторов против авторитета католической Церкви. Однако целью этих выступлений было возрождение Церкви в ее первоначальном истинно христианском виде, и сами они были больше, чем просто революция, так что ни в коем случае нельзя отождествлять основывающуюся на вере Реформацию с кровавой, лишенной всякой веры революцией. Но в XVIв. впервые были ложно истолкованы жизненно важные принципы европейской традиции. В результате религиозной революции XVIв. и выдвинутой ею разрушительной идеи об отказе от послушания в сознание европейцев вселилась уверенность в возможности проведения успешной революции. Ведь реформаторское движение в XVIв. охватывало не только область внутрицерковных и внутрибогословских отношений, но оно было определяющим элементом общественной жизни (в первую очередь в Западной Европе) в целом. Несмотря на тесную связь Реформации с божественной истиной, ее основные идеи в процессе революционного движения получили иное направление. И хотя Французская революция не имела ничего общего с основывавшимися на вере в Бога идеями реформаторов, но она нашла им практическое применение.

10. Непосредственными причинами Французской революции послужили определенные исторические события эпохи позднего средневековья. Последствия порой слишком тесной связи Церкви с государством рано или поздно должны были сказаться: с падением короны автоматически рухнул и алтарь.

а) Уже в идеях предреформаторского галликанизма (основная сущность которых была выражена, например, в изданной в 1438г. Карлом VII Буржской прагматической санкции, §96) наблюдались опасные антикатолические тенденции, которые получили свое завершение в XVIIв. в четырех тезисах собора 1682г.

б) Глубокая внутренняя ошибочность антирелигиозной, во многих отношениях антикатолической и антипапской политики Ришелье и Мазарини тем сильнее способствовала усилению антицерковных тенденций, чем теснее официальная Церковь взаимодействовала с абсолютистским государством, в том числе и в экономических вопросах. Авторитет Церкви подрывало и религиозное безразличие дворянства, которое не только не осуждалось двором, но и, казалось, находило у него поддержку.

в) В рамках французского гуманизма существовало отдельное направление, бравшее свое начало в антирелигиозной теории Жана Бодена и развитое затем в трудах Дидро, которое послужило идейной базой революции. Революционный террор позволяет нам в полной мере осознать то, насколько бесчеловечной может оказаться наивысшая гуманность, когда она отказывается признать наличие сверхъестественного.

В истории имели место антигуманные проявления, которые философы Просвещения приписывали исключительно эпохе средних веков, и которые, по их мнению, были чужды современной им эпохе господства разума. Эти проявления, имевшие место и в XIXв. («опиумные» войны, преследования армян), в XXв., в эпоху всеобщего атеизма, приобрели устрашающий характер.

11. С другой стороны, Французская революция явилась необходимой предпосылкой, без которой было бы невозможным образование современного конституционного государства196. В таком государстве, как показывает опыт, несмотря на наличие в нем самой страшной реакции (например, во Франции в 1905г.), христианская религия, и тем самым права Церкви, оказываются более защищенными, чем при абсолютистском режиме в любой его форме.

Более того, Французская революция сыграла важную роль в усилении влияния Церкви в XIXв. (с ее помощью было достигнуто невиданное доселе единство католической Церкви во главе с Римом): был положен конец самостоятельности привилегированных, управляемых часто светской властью епископатов во Франции и Германии, и одновременно была разрушена складывавшаяся веками организация могущественных европейских Церквей. Образовался своеобразный вакуум, заполнить который не замедлил Рим. Неизбежное ослабление церковной власти епископов только способствовало усилению авторитета и влияния католического Рима.

§107. Секуляризация в Германии (1803г.)

1. Французская революция провела грандиозную секуляризацию, конфисковав большинство церковных владений; когда же к Франции отошли левобереж ные территории Рейна, то и там в первую очередь были уничтожены церковные организации и ликвидирована церковная собственность.

2. Впрочем дух Просвещения и в самой Германии подготовил достаточно прочную почву для дальнейшего упразднения, по примеру Франции, прежней епископской системы управления. Требовалось лишь продолжить и закончить конфискации, уже проведенные на немецкой территории, на левом берегу Рейна. Успех этому был гарантирован, так как такой поворот событий вполне отвечал эгоистическим интересам светских правителей в их недальновидной политике противостояния кайзеру и империи. И вполне понятно, что Наполеон не мог не воспользоваться представившимися вследствие этого возможностями. То, что немецкие князья, пренебрегшие национальными интересами, путем подкупа в Париже способствовали разделу собственной страны, было следствием многовекового территориального и династического эгоизма, мало заинтересованного в сохранении единства империи. Политика немецких князей стала объективным выражением внутреннего распада империи и кризиса самой имперской идеи. Деятельность майнцского курфюрста Карла Теодора фон Дальберга (1744_1817) (например, его попытки принять имперский конкордат) являлась примером проявления имперского сознания, свойственного для духовных курфюрстов старшего поколения. Но после заключения сепаратного мира с Францией Пруссия в 1795г. и Вюртемберг в 1796г. потребовали возмещения ущерба, нанесенного им в результате потери левого берега Рейна; выполнение этих требований было выдвинуто обязательным условием Люневильского мира 1801г.

Имперская депутация в 1803г. в Регенсбурге подвела итог: воля Наполеона была возведена ею в ранг закона— церковные владения полностью передавались в распоряжение светской государственной власти. Духовные княжества были ликвидированы, а имущество монастырей и соборов было передано в руки избранных светских правительств, в частности правительства Баварии. К слову сказать, именно католическая Бавария стала одним из главных инициаторов секуляризации монастырей. В конечном итоге, действия светской власти и государственной Церкви можно рассматривать как обычный грабеж. Необычными были только размер награбленного и та культурная безграмотность, с которой большая часть прекраснейших строений в стиле барокко была превращена в дома для умалишенных и каторжные тюрьмы.

3. Последствия проведенной секуляризации были самыми разнообразными. а) Разорение большинства духовных владений привело к тому, что католики на территории империи оказались в безнадежном меньшинстве, а ослабленный до предела институт императорской власти не мог предотвратить окончательный распад империи, завершившийся во время Наполеоновского протектората созданием в 1806г. «Рейнского союза» и отказом императора Франца II от короны Священной Римской империи.

б) Секуляризация означала и сильное экономическое ослабление католической Церкви. Выдающиеся достижения в области искусства, которыми славились католические дворы, потеряли всякое значение, а деятельность епископов и настоятелей соборов по развитию образования (школы, студенческие бурсы и т.д.) стала невозможной из-за нехватки денежных средств; вплоть до XXв. работа по возрождению католической Церкви была связана с серьезными экономичес кими трудностями. Нельзя забывать и тот факт, что в процессе распродажи церковного имущества немалая часть произведений искусства была попросту уничтожена.

в) Секуляризация отрицательно сказалась на развитии Церкви еще и потому, что сделала невозможным образование нового поколения духовенства (в ходе секуляризации были закрыты почти все духовные учебные заведения).

 <<<       >>>   

Эти две объединенные в августине богословские тенденции определят характер средневековья
12 церковные
Павел был прежде всего провозвестником благодати язычников иерусалима
Франции
Приток вольных переселенцев коренным образом меняет облик австралии

сайт копирайтеров Евгений