Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

Это стремление обрело, наконец, благоприятную почву только в XIXв. с его идеями национального самоопределения. После того как болгары всяческими путями пытались добиться права вести богослужение на славянском языке, султан разрешил в 1870г. учредить самостоятельный болгарский экзархат (с резиденци ей в Константинополе), а в 1872г. этот экзархат стал полностью автономным. Вселенский патриарх, поддержанный патриархами Александрии, Антиохии и многими греческими епископами, осудил автономию болгар как схизму. Напротив, Русская, Сербская (и некоторые части Антиохийской) Церкви не признали этого осуждения. Только коммунистическо-национальное давление извне вынудило Болгарскую Церковь объединиться со вселенским патриархом (1945г.).

3. а) Уже после первой мировой войны в Болгарии, как и в Сербии, в среде низшего клира (и мирян) проявились радикальные тенденции и симпатии к революционной России; в 1921г. заседал Национальный собор, в котором большинство составляли миряне и участвовали неверующие. Но несмотря на зависимость Церкви от политической власти, правительство, где большинство составляла революционная крестьянская партия, не достигло своей цели. Тогда оно прибегло к более жестоким мерам: начались преследования и конфискации; богословские курсы в университетах отменялись (София), в народных школах пропагандирова лось неверие, уроки Закона Божиего в начальных классах были сокращены до 1 часа в неделю, а в старших— до 7 часов в год. С 1938г. на преподавание Закона Божиего снова стали отводить больше времени319.

б) Важной причиной относительной слабости Церкви под турецким господством было резкое снижение уровня образования клира: почти две трети священников не имели никакого богословского образования и только менее 1% изучали богословие на академическом уровне.

Начиная с 30-х годов в Болгарии намечается известный прогресс, но и тут он прерывается насильственным вмешательством коммунизма: хотя в 1951г. снова учреждается патриархат, но только после того, как государство вынудило Святой синод признать за ним, государством, исключительное право на все образование юношества, причем Синод должен был однозначно отказаться от любой внецерков ной деятельности.

4. Католики в Болгарии составляют незначительное меньшинство. Сильная антипатия к Константинополю поначалу, правда, несколько оживила давно отошедшие в прошлое попытки воссоединения, в 1861г. была даже заключена весьма многообещающая уния с Римом, в Константинополе учрежден апостольский викариат для тамошней «католической болгарской нации» с собственным обрядом: число католиков сначала увеличилось до 60 000. Но затем вмешалась Россия, не желавшая западной ориентации Болгарии, апостольский викариат был распущен и подвергнут тюремному заключению, число католиков снова сократилось до 4 000. Свою отрицательную роль сыграли при этом и бестактные шаги со стороны католиков.

Сравнительно успешная работа ассумпционистов и францисканцев, а также одной местной сестринской конгрегации (существовавшей с 1889г.) после второй мировой войны была сведена на нет коммунистами, закрывшими миссионерские школы320.

д) Сербская Церковь

1. Судьба Сербской Церкви, так же как и все церковное развитие на Востоке, с очень раннего времени определяется характерной зависимостью от политической власти. Поскольку эта последняя часто сменялась, церковная жизнь страны также подвергалась многократным изменениям. Под болгарским владычеством сербы имели славянскую литургию, которая с 893г. церковно формировалась из Охриды; после разрушения Болгарского царства Сербская Церковь также подверглась «грецизации». Однако затем возникло Сербское царство, основатель которого Стефан II поначалу пытался примкнуть к Западу; в 1217г. он получил корону от Римской Церкви. Но в 1219г. Византия в свою очередь признала автокефалию Сербии321. В 1347г. сербский епископ был возведен в сан патриарха. В 1354г. Стефан Душан322 снова завязывает отношения с Западом, чтобы под его руководством совместно организовать защиту от турецкой опасности. Замысел не удалось осуществить; в 1389г. христианские войска были наголову разбиты в битве на Косовом Поле.

В XIVв. греческие епископы были изгнаны и заменены сербскими. В результате произошел враждебный разрыв с Византией, преодоленный только перед лицом общей опасности со стороны турок; оба патриарха примирились. Однако одержавшие победу турки ликвидировали сербский патриархат (1459г.). Столетие спустя он возник снова323; в 1766г. он в очередной раз был ликвидирован.

3. В униатских православных общинах Сербии церковная жизнь также активизировалась. Она находила обнадеживающую поддержку в работе восточных монахов и монахинь, хотя униатский епископ подчинялся латинскому епископу Аграма в качестве суфрагана. Здесь, как и везде, существенную роль играли колебания политической конъюнктуры.

В начале XIXв. после недолгой греческой оккупации сербский народ добился своей политической, а следовательно, и церковной независимости. В 1813г. митрополитом Белградским стал серб. В 1848г. митрополия в Карловицах было возведено в ранг патриархата, в 1878/1879г. Константинополь признал его автокефалию. В 1920г. сербский патриархат был восстановлен, однако патриархат в Карловицах ликвидирован.

4. После первой мировой войны среди сербов также проявились революцион ные тенденции, например раздались протесты против иерархического членения клира, прозвучали требования разрешить повторные браки овдовевшим священникам; правда, успеха они не добились.

Попытки Рима заключить конкордат для весьма значительного латинско-ка толического меньшинства324 встретили энергичный протест со стороны православия и потерпели провал.

Во время второй мировой войны произошел опаснейший взрыв национальных противоречий между сербами и хорватами, к тому же еще и усиленный религиозной распрей между православными и католиками. Католический клир Хорватии участвовал в этой борьбе, выродившейся тем самым в религиозное преследование православных сербов; впоследствии ему пришлось горько сожалеть о содеянном (процесс против архиепископа Степинака ).

5. После второй мировой войны Сербская Церковь также испытала на себе насильственные методы коммунистического режима. Имелось не только некое «демократическое объединение священнослужителей», склонное поддерживать линию партии, которое так и не было признано епископами, но и мужественное сопротивление власти (тюрьмы, депортации, казни). Католические епископы в 1945г. описывали положение как практически открытое и явное преследование Церкви. Наряду с прямыми репрессиями против клира здесь шло разрушение всех средств душепопечительной деятельности (богоугодные заведения, школы, печать). В 60-хгг. государство продолжало с неослабевающей энергией, хотя и менее демонстративно, проводить свою враждебную Церкви политику.

6. Современная политическая родина большинства сербов, Югославия, включает различные группы христиан. В зависимости от происхождения они являются (или являлись) римскими католиками, униатами или православными, каждая группа отличается собственным языком и обычаями. Современное тоталитарное государство свело их всех в одно целое. Например, преследования в пять раз увеличили число православных монахинь. Богословский факультет в Белграде отличается высоким уровнем научных исследований.

7. Сербская Церковь необычайно богата святыми. Среди них немало королей. Митрополит Серафим с сожалением констатирует, что на Западе ничего неизвестно об этом богатстве.

ж) Церковь Греции и Кипра

 <<<       >>>   

Хотя план создания грандиозной церковной организации
Католиков
Это единство было поставлено под вопрос лишь
На изданных иезуитами книгах
5 воссоединения

сайт копирайтеров Евгений