Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

Соответственно при Николае I было еще невозможно ни достигнуть требуемой высоты, ни тем более — удержать ее. Несмотря на существование партии церковных реформ все держалось на личности Николая I.

Поэтому, если два непосредственных его преемника, Адриан II и Иоанн VIII, оказались еще способны продолжать его дело, после них намечается общая тенденция к упадку.

б) Впрочем, тревожные признаки глубокого внутреннего неблагополучия появляются уже при понтификате Адриана II (867_872 гг.), который сам долгое время добивался папской короны. Разрушительные силы, проявившиеся уже при Николае I в личности Анастасия Библиотекаря и его влиянии, здесь еще более остро заявили о себе в его легате, влиятельном и обогатившемся на своей должности, епископе Арсении183 .

То, что Анастасий был (по крайней мере с 862 г.) тесно связан с деятельностью папы Николая и что упомянутый Арсений проявил такую расторопность и (при обострении конфликтов в начале понтификата Адриана II) такое искусство посредника на трудной службе папского апокризиария при франкском императоре, подчеркивает коренную нестабильность ситуации и выявляет зловещие признаки настойчивого стремления к удовлетворению собственных страстей через достижение все более и более высокой власти184.

2. Николай оставил своим преемникам неимоверно тяжелое наследство: папство оказалось перед повсеместной необходимостью защищаться и кризисным обострением всех тех проблем, которые Николай хотя и решал благодаря своему авторитету, но отнюдь не устранил окончательно. Положение Адриана было тем тяжелее, что он пытался остаться и действительно остался верным принципам своего предшественника. Дворцовый переворот императора Василия и свержение Фотия (после тревожных месяцев ожидания, когда события еще не были известны в Риме) принесли неожиданную перемену в отношениях с Востоком: Адриан был удовлетворен, он получил возможность произвести суд над Фотием на Римском соборе (869 г.) и отомстить за позор своего предшественника. Труднее было добиться выполнения решений Николая, касающихся Запада. От него хотели отмены осуждения Лотаря и связанных с этим организационных мер. Действительно, папа снова допустил низложенного архиепископа Дитгауда Трирского (см. II, 1) в общину, снял отлучение с Вальдрады и принял даже Лотаря II, чье дело должно было пересматриваться на соборе в Риме.

Смерть короля избавила папу от дальнейших осложнений в этом неприятном процессе, но привела к опасному кризису в вопросе порядка наследования. Здесь проявились давно предвиденные политические последствия церковного решения, которое в качестве такового едва ли могло быть иным, но его результаты поставили перед папой проблему, далеко выходящую за рамки церковной сферы. Притязания на наследование, морально вполне обоснованные со стороны императора, который своей борьбой с сарацинами заслужил всеобщую поддержку на Западе, были поставлены под угрозу из-за давно известных намерений его дядьев, особенно Карла Лысого. Все посредничес кие попытки и предостережения пап, конечно, гораздо менее решительные, чем когда-то против Лотаря II, ни к чему не привели. Угроза более строгих наказаний опоздала. Когда посланцы явились к Карлу Лысому, Мерсенский договор (870 г.) уже поставил их перед свершившимся фактом. Реймсский синод, а также послание Хинкмара отвергли действия папы как неоправданное вмешательство: Адриан не может быть епископом и королем одновременно; принадлежность к Царству Божию не зависит от того, отвергают ли рекомендуемого Римом короля или нет. Франкская знать прямо заявила, что политика должна делаться мечом, а не притязаниями духовенства на власть. Адриан был достаточно умен, чтобы подчиниться реальности. Уже в 872 г. он возвращается к прежней политике и обещает Карлу Лысому наивысшее императорское достоинство в случае кончины ЛюдовикаII, причем остается абсолютно верен имперской концепции своего предшественника.

3. Политическая ситуация в Италии уже давно была угрожающей из-за набегов сарацин. Отражал их, сколько было возможно при всех помехах, постоянно чинимых его дядьями, и при очень слабой поддержке со стороны Николая I, император Людовик II. С его смертью (875 г.) ситуация стала для папы, тогда — Иоанна VIII, жизненно опасной185 .

Иоанн VIII (872_882 гг.) всеми силами стремился идти по пути Николая I. К постоянной угрозе нападения сарацин (папа должен был платить им дань) добавились внутриримские распри. Уже раньше, в период борьбы пап с лангобардами и Восточной Римской империей, в Риме рядом со сторонниками папы появились лангобардская, греческая (восточноримская), императорская партии, а затем и партия римской аристократии. «Яд раздоров не исчез из Рима» (Алкуин). Всвоей политике по отношению к империи Иоанн полностью придерживается направления, намеченного Николаем и Адрианом: вопреки воле покойного императора, назначившего своим наследником восточнофранкского Каролинга Карломана, папа сделал выбор в пользу западнофранкского Карла Лысого, которого и короновал в Рождество 875 г. Времена, когда императорская корона передавалась в соответствии с установленным порядком наследования, прошли. Теперь папа решал вопрос о высшем достоинстве империи по собственному усмотрению. За последние 75 лет обстоятельства существенно изменились. Новый император выразил свою благодарность тем, что не только значительно расширил дарения своих предков, но и отказался от важнейших императорских прав (присутствие императорского посла в Риме, утверждение выбранного папы).

Папство было теперь свободно от императорской опеки. Но, к сожалению, оно вместе с тем было и беззащитно, так как стареющий император не в состоянии был исполнять принятые на себя почетные обязанности. После смерти Карла Лысого (877 г.) ущемленный в своих интересах Карломан смог без борьбы вступить во владение итальянским наследством. Иоанн сумел искусно уклониться от его притязаний на императорскую корону. Правда, таким образом он и в дальнейшем остался без защиты. Вновь поставленный в унизительное положение сарацинами, притесняемый итальянскими князьями, затем плененный, он вернулся обратно в Западно-Франкское королевство: параллель, задолго предвосхищающая профранцузскую позицию пап второй половины XIII в., которая привела к Авиньону. Отчаянное положение в империи186 , сопротивление архиепископа Миланского, междоусобицы южноитальянских князей и возобновившиеся осложнения с сарацинами даже вынудили папу к сближению с Восточным Римом и к одобрению решений Собора 879/880г.187, которыми был восстановлен в правах Фотий, хотя это ни в какой мере не соответствовало требованиям папы.

Иоанн VIII умер в старости насильственной смертью: согласно анналам Фульды, он был отравлен своими родственниками; затем ему размозжили голову молотком.

4. а) Такой страшной картиной можно начать описание «saeculum obscurum» в истории Церкви. На этом этапе развития даже беглый взгляд на список пап вскрывает неустойчивость ситуации. Со смерти Иоанна VIII в 882 г. до Льва IХ в 1049г. (§ 45) было 44 папы, за 80 лет, истекших до вступления на престол Оттона Великого, более 20: они приходили и уходили.

б) Внешняя картина и в дальнейшем характеризуется вторжениями норманнов, сарацин, венгров и (в Англии) датчан, приводившими к чудовищным опустошениям и разного рода беспорядками как в сфере управления, так и в области морали и права. Господствовала прежде всего грубая сила, и, естественно, не в последнюю очередь это касалось церковного и монастырского имущества, особенно в Италии и на территориях современной Франции. Епископства прекращали существование или (как и аббатства) оказывались в руках мирян. Было вполне естественно, что признаки упадка проявлялись и среди клира: необразованность, симония, безнравственность, низкий социальный уровень.

Опасное политическое положение пап, которые больше не имели опоры в Каролингах, вынуждало их вставать официально на сторону их непосредственных врагов, франкских герцогов Сполетских, против которых боролись стремившиеся к власти франкские герцоги Фриульские.

Таким образом, из-за своих светских владений папство стало мячом в жестокой игре алчных группировок. Побеждая, знатные семейства начинали без зазрения совести пользоваться доходами и политическими возможностями сильно сократившегося Церковного государства. На апостольский престол возводят любимцев, членов собственных семей независимо от их способностей; папы смещают пап, заточая их в тюрьмы, затем и сами оказываясь в заключении.

Наступает пресловутый 896/897 г.: Бонифаций VI, в прошлом римский священник, изгнанный за недостойное поведение, правит 15 дней; Стефан VI (896/897 г.) под давлением Ламберта Сполетского (которого Стефан V короновал в императоры!) проводит «Собор мертвеца», где добивается осуждения эксгумиро ванного и привезенного на собор папы Формоза (891_896); сам он попадает в заключение.

Сергий III (904_911), ставленник сполетской партии, организует удушение в темнице двух своих предшественников. О других понтификатах не известно ничего существенного. О планах универсальной Церкви больше не было и речи.

5. В ходе борьбы группировок римских знатных фамилий долгое время главенствующее положение занимало семействоТеофилакта с его женой Теодорой и их дочерьми Мароцией и Теодорой.

При Теофилакте началось то правление женщин, которое простиралось и на духовные обязанности римского епископа. Конечно, главный источник сведений здесь — падкий на скандальные истории Лиутпрант († ок. 970 г.). Наверное, не следует ему полностью доверять (и тем более использовать для обобщений). Существовали и безупречные личности и отрадные явления. При Иоанне Х (914_928) возникла лига средне- и южноитальянских князей, включающая и византийцев, и в 916 г. сарацины были побеждены. Но Мароция и ее второй муж позаботились о том, чтобы папа умер в заточении. В 931 г. Мароция возвела на престол под именем Иоанна XI (931_935) своего внебрачного сына (от связи с папой и убийцей пап Сергием III?).

Альберих Сполетский (сын Мароции от предыдущего брака; † 954 г.), сохранивший еще христианское чувство ответственности, совершил переворот. Он изгнал третьего мужа своей матери, короля Гуго, заточил Мароцию и ее сына Иоанна XI в тюрьму и затем 22 года осуществлял автократическое правление; четыре преемника Иоанна XI также полностью от него зависели. Но они были достойными священниками и (совместно с Альберихом) даже открыли доступ в Рим клюнийской реформе, основав общину монахов — сторонников реформы.

 <<<       >>>   

Лишь покрывает греховное состояние человека степени богословия
Понимая реальность соединения двух природ во христе и
4 времени
Но историческая борьба императора
Суждение о ценности его благочестия изменялось в ходе истории

сайт копирайтеров Евгений