Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

Но в тогдашней расстановке сил еще не проявилось то, что в полном смысле определит будущее Европы в этой области. В этом распаде, который мы охарактеризовали как только-упадок, оно заявит о себе мощной реакцией при Николае I, о которой мы расскажем в следующем разделе. Отметим: в этот период оно только заявляет о себе. «Societas christiana» осуществилась в том сложном нестабиль ном процессе взаимо- и противодействия разносторонних универсаль ных сил папства, империи и епископата, с которым мы встретимся особенно с конца Х в.

II. Николай I

1. Итак, в разгар политико-госу дарственного разложения, когда Рим был уже разграблен сарацинами (846 г.), но крушение еще не коснулось Церкви, наступил период сильнейшего подъема папства. На престол Петра друг за другом взошли три замечательных деятеля, первый из которых стал даже своего рода символом эпохи: Николай I (858_867), Адриан II (867_872), Иоанн VIII (872_882).

а) Падению престижа империи автоматически сопутствовал у римских епископов рост сознания своей силы. В их речи стала звучать гораздо большая уверенность в себе, чем во времена Карла. Уже Григорий IV ставил на вид сторонникам государственно-церковных взглядов, что служение «понтифика» — пастыря душ — должно быть выше, чем земное служение «императора»173. Безупречного, целеустремленного, неустрашимого Николая I мы можем считать духовным предшественником Григория VII (§ 48) и Иннокентия III (§ 53) — не в том смысле, что он положил начало непрерывной линии развития, но в том, что именно он первым заявил о всех тех правах, совокупность которых два века спустя переросла в грандиозную программу и стала одним из факторов, приведших средневековье к его апогею. Их хотя и недолгая деятельность во время общего развала свидетельствовала о том, что в Церкви еще таился нерастраченный запас сил. Как и деятельность франкской церковной реформаторской партии, деятельность Николая (и до некоторой степени — обоих его преемников) предвозвестила тот решительный перелом, который превратит церковно-религиозное (т. е. до того времени подчиненное в первую очередь политической власти) начало в господствующую силу, в руководителя и «civitas Dei», и «Ecclesia universalis», которые тогда еще воспринима лись обеими властями как естественное единство Церкви и государства. Но приближалось то время, когда уже не император, а папа станет «Vicarius Dei».

Николай I, так же как Бонифаций и Карл Великий, как и великие императоры и папы высокого средневековья, выражал идеи церковно-
го универсализма174 в отличие от предстоятелей множества западных разобщенных Церквей — митрополитов Равеннского, Кёльнского, Трирского175 и Реймсского, восточных патриархов (Фотий), а также приверженца идеи национальной церкви — Лотаря II.

б) Николай I считал, что папа назначен Самим Богом возглавлять дело спасения во всей Церкви Запада и Востока. Он имеет право потребовать отчета у любого клирика любого диоцеза. «Если ему все передано Господом, значит нет ничего, что Он ему бы не отдал». Он всех судит, но сам не может быть судим никем, даже императором; епископская власть вытекает из власти папской (преувеличение, имевшее важные исторические последствия). Папа олицетворяет собой Церковь, его декреты имеют силу канонов и решения соборов становятся действительными лишь после его утверждения. Церковь совершенно независима от любых светских властей. Все формы существования национальной и государственной Церкви на Западе и на Востоке, а также частная церковь считаются незаконными. Церковь выше, чем мир.

Николай I боролся за то, чтобы папа на деле стал тем, кем он по его представлениям должен был быть (Hauck). Глубоко убежденный в своем праве — праве наследника ап. Петра — быть судьей над всею Церковью, он осознавал и налагаемые на него этим обязанности. Он был человеком высокой нравственности и с острым чувством справедливости. Это не только риторический оборот, когда такой человек, как он, полностью осознающий величие своего служения, в письме к императору Михаилу III красноречиво признает собственную греховность и говорит о тяжкой миссионерской ответственности за спасение души императора, только что получившего от него резкий отпор176. Следует принимать совершенно серьезно, когда он объявляет себя готовым на мученичество, если это будет необходимо для защиты Римской Церкви.

Не следует забывать, что все эти намерения, а следовательно, и разделение властей, входит в уже обозначенныйобщий план возвышения папы над политической властью. При коронации Людовика II он признает за ним право на владение мечом (будущая теория двух мечей).

2. Сам Николай ни разу не смог добиться победы в борьбе за свои идеи. Борьба продолжалась во время следующих понтификатов как затяжной кризис вплоть до полного окончания «saeculum obscurum». Величие этого папы в том, что он в течение всей своей жизни бескорыстно и настойчиво провозглашал и защищал грандиозную программу. И снова семя погибло, чтобы в будущем, с XI в., начать приносить обильные плоды. В этом мире, подвергшемся уже сильному распаду (см. ниже), образ великого папы является выражением незыблемости Церкви.

а) В связи с тем политико-социальным процессом создания промежуточных властей, который мы называем процессом феодализации, некоторые западные митрополиты пытались в то время расширить свою церковную власть и поднять свою независимость до уровня патриаршей власти. С ними Николай I ведет борьбу всю свою жизнь. Кэтому прибавляется не прекращающийся до самой его смерти спор с константинопольским патриархом, борьба, которая так никогда и не завершилась по-настоящему.

Первое столкновение, которое пришлось выдержать Николаю, было с Иоанном, архиепископомРавенны,старой соперницы и противницы Рима, самой значительной митрополичьей кафедры после его собственной. Иоанн, поддерживаемый братом (в руках которого была тамошняя светская власть), а сначала и императором (Италии) Людовиком II, хотел не менее, чем создания собственного независимого от Рима Равеннского церковного государства (что в политическом, экономическом и церковном отношении было невыгодно для Римской Церкви). Ни низложение, ни отлучение, совершенные папой, не смогли привести к полному урегулированию конфликта; посягательства возобновлялись и при следующих понтификатах.

С внутрицерковной точки зрения очень важно то, что претензии, выдвинутые Иоанном (и сформулированные в опасно преувеличенной форме известным своей тенденциозностью Анастасием — см. ниже) в конечном счете несли в себе угрозу и независимости епископского служения, и коллегиальности.

б) Гораздо более значительной фигурой, в том числе и в личностном отношении, был архиепископ Реймсский Хинкмар († 882 г.). Из разногласий вокруг него становится особенно ясно, какие тенденции привели к «Лже-Исидору»: епископы желают оградиться от посягательств светских и церковных властей; для этого они провозглашают папу высшим судьей и защитником своих прав: «У папы, словно у матери, пусть ищут епископы убежища, чтобы там, как это всегда бывало, получить покровительство, защиту и свободу». Архиепископ Хинкмар, наоборот, предостерегал епископов: «Вы станете рабами римского епископа, если не будете почитать установленные Богом ступени иерархической лестницы» (т. е. умалять власть митрополитов).

Один из суффраганов Хинкмара, Ротхад, епископ Суассонский, особенно ревностный представитель церковно-реформаторского епископского идеала, сопротивлялся посягательствам как короля, так и Хинкмара, своего митрополита. Будучи низложен и отлучен, он апеллировал к папе. Николай реагировал с той энергией и бесстрашием, которые мы видим в его действиях и словах в течение всего его понтификата. Он ставит перед Хинкмаром ясные требования, угрожает ему низложением, требует безоговорочно восстановить Ротхада или явиться к нему на суд. Он с разумной дипломатичностью выражает свою позицию в письмах к Хинкмару, королю, клиру и жителям Суассона и к западнофранкским епископам. Сознание универсальности папской власти выражается с полной силой. Николай говорит как полновласт ный господин Франкской Церкви и митрополита Хинкмара; права территориальной Церкви и независимых митрополитовотрицаются: «все наиболее важные обстоятельства должны разбираться папой».

Ротхаду удается лично явиться в Рим, где Николай в Рождество 864 г. утверждает его в сане, кассирует осуждение его имперским синодом и приказывает одному из своих легатов (Арсению) сопроводить его обратно в Суассон.

За столкновением по поводу Ротхада скоро последовало еще одно, когда несколько духовных лиц, которые были смещены и их посвящение аннулировано, аналогичным образом апеллировали к Риму. Ив этом случае могучая воля папы взяла верх над Западно-Франк ской Церковью и ее митрополитами.

3. В епископских кругах (но едва ли непосредственно в папской курии) в ходе этой борьбы возник чрезвычайно важный сборник «Лжеисидоровых декреталий». Он содержит наряду с подлинными более ста вымышленных текстов, среди последних — обещание Пиппина (касающееся Кьерси) и знаменитый «Константинов дар». Целью сборника было, вероятно, коренное усовершенствование христианской жизни. Особый комплекс идей направлен против государственно-цер ковного устройства. Он был предназначен прежде всего обеспечить независимость епископов от светской знати и растущей власти митрополитов. Поэтому подчеркивалось, что епископское служение дается непосредственно Богом: «Епископы подлежат («только») Божьему суду». Поэтому епископов должны судить соборы, решения которых,од нако, имеют юридическую силу, только если они созваны папой. Для обеспечения этого повышается значение папского примата. Папа— «глава всей Церкви, и в то же время глава всего мира». Поэтому только папа имеет право созывать соборы и утверждать их решения, что до того времени считалось прерогативой короля; епископы, состоящие под обвинением, могут апеллировать к папе как к верховному судье; все важнейшие дела подлежат его решению; светские законы, противоречащие канонам и декреталиям, не имеют силы.

Ту же цель преследуют два других сборника, вероятно, несколько более раннего происхождения, но по большей части тоже фальсифицированные: Benedictus Levita и так называемые Capitula Angilramni (из 1721 главы подлинными являются около четверти)177.

Выраженная здесь тенденция к усилению папской власти соответствует в основных чертах позиции Николая I. Совпадение его правовых концепций с Лжеисидоровыми декреталиями настолько очевидно, что есть «веские основания» (Seppelt) предположить, что знаменитая фальсификация попала в Рим через Ротхада.

4. Такую же твердость и неустрашимость Николай I выказал в более опасной истории с разводом Лотаря II: последний со своей возлюбленной Вальдрадой, у которой было от него трое детей (среди них и сын, который мог претендовать на престол) противостоял своей законной супруге Теутберге, дочери бургундского графа, которую Лотаря некогда взял в жены по политическим соображениям, но, после того как она не подарила ему наследника, отверг. (Поскольку у его братьев тоже не было прямых наследников, политический аспект — вымирание лотарингской ветви каролингской династии — еще сильнее выступает на передний план. Старший брат Лотаря, император Людовик II, также высказался за расторжение брака.) Три собора в Ахене под влиянием митрополитов Кёльнского и Трирского и епископа Мецского малодушно поддержали короля: они добились обвинения Теутберги в кровосмесительной связи, объявили ее брак недействительным, а повторную женитьбу короля допустимой; королеву отправили в монастырь. Затем последовала женитьба на Вальдраде. (Хинкмар не принимал в этом участия; он бесстрашно разоблачал эти интриги.)

 <<<       >>>   

чья специфика определялась имевшими место в германии в xixв
Патриарх иерусалимский выступил против
Сколько интересам французского государства
Привело к первому массовому гонению на христиан
Оценки его истории

сайт копирайтеров Евгений