Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

С кафедр произносились довольно спорные проповеди, в которых было слишком мало духовного содержания и которые часто превращались в арену для выяснения отношений.

Можно с уверенностью утверждать, что в это время начинает расти чувство неудовлетворенности. В первую очередь чувствовали себя обманутыми люди наиболее образованные и прогрессивные.

Следует также признать, что, к сожалению, дурная слава некоторых монастырей чаще всего соответствовала действительности. Во многих из них совершение молитв и обрядов таинств противоречили канону.

3. Картина духовного состояния эпохи останется неполной, если не принять во внимание наличие в Европе, наряду с вышеуказанными явлениями, духовных настроений совершенно иного характера. Возникновение новых духовных веяний было не столько простой реакцией на моральный упадок, охвативший всю Европу, сколько рождением новой могущественной силы. Рождалось новое мировоззрение, чья сущность была выражена в самом его названии— Просвещение.

В основе нового течения лежали антицерковные тенденции, а главным его принципом была провозглашена «свобода». Но для более точного определения сущности Просвещения и его роли в историческом развитии Церкви следует отметить, что порой это стремление к обновлению принимало вполне легитимные с точки зрения самой Церкви формы.

Желание Просвещения избежать всяческих контактов с Церковью на почве ее интересов имело под собой веские основания и могло привести к очень серьезным, если не разрушительным последствиям. Но в то же время, в сложившейся ситуации любая реформаторская деятельность имела полное право на некоторое отступление от правил. К примеру, просветительская деятельность государства порой ни в чем не противоречила интересам Церкви, будь то проведение реформ в образовании или борьба с недостатками в семинариях и монастырях.

В общем же следует обратить внимание на то, что в XVIIIв. было весьма много глубоко верующих и преданных Церкви ученых, священников и проповедников, и было бы полной несправедливостью отождествлять явление антисупранатурализма с сущностью идей Просвещения в целом. Наиболее прозорливые епископы уже тогда увидели для себя возможность участия в просветительской деятельности, убедившись, что она имеет под собой вполне гуманные основы и сможет оказать положительное влияние на развитие Церкви. Некоторые из них, к примеру, выступали за методические и содержательные изменения в преподавании богословских наук и в проведении церковных служб, и могли с полным основанием ожидать от этого повышения общественной нравственности.

4. В любом случае очевидно, что не эти явления были положены в основу «нового духа». В большей степени в его зарождении играли роль поверхностный рационализм и переоценка значения природы. Все это неминуемо вело к возникновению принципиального конфликта между Просвещением и истинами Откровения. И ничто не могло изменить хода событий— любые попытки, даже самые отчаянные, оставались тщетными. Не помогали и снисходительные насмешки некоторых богословов (в том числе и Маттиаса Клавдия, утверждавшего, что «разум— это всего лишь модный товар»).

Как уже было сказано, идеалом Просвещения, собственно его богом, была природа. Истина выявлялась лишь с помощью самодостаточного, независимого (автономного) разума: отсюда и появление таких понятий как естественная религия, естественное право и естественное государство. Изначально подвергалось сомнению все сверхъестественное и божественное. Считалось, что если Бог и существует, то Он, конечно же, никак не влияет на развитие природы, на естественный ход событий. Все в природе вершится по раз и навсегда установленным законам, все можно измерить и просчитать, в жизни абсолютно нет места явлениям исключительным.

Односторонняя, в сущности очень наивная и, на первый взгляд, прочно утвердившаяся переоценка значения разума и знания находит свое высшее выражение в «религии» разума времен Французской революции (§106). Под ее воздействием христианская вера в наступление «будущего века» постепенно трансформируется в нехристианскую, секуляризированную, иначе говоря, посюстороннююверу в прогресс. Эта вера наделяет человеческий разум способностью, познав и изучив законы природы, противостоять несправедливости и страданиям, царящим в мире. Доведенная до абсурда ужасами двух мировых войн (1914_1918, 1939_1945), «религия прогресса» переживает в настоящее время свое псевдорелигиозное воскрешение в лице зародившейся еще в XIXв. и достигшей в веке XX своего расцвета идеи коммунизма, провозглашающей бесклассовое и справедливое общество и «веру» в возможность бесконечного повышения уровня человеческого благополучия (§125).

5. Описанная нами картина окажется неполной, если не учитывать того, что в основу культурно-философской системы XVIIIв. в общем и целом легли идеалы христианства. У таких мыслителей как Руссо, Лессинг и даже Вольтер вера в единого Бога не подвергается сомнению, хотя время от времени полная внутренних противоречий философская концепция некоторых из них (к примеру у Ж.Ж.Руссо), отмеченная, по крайней мере в отдельных вопросах, элементами пантеизма, вступает в конфликт с христианским учением.

Просвещение в такой интерпретации является следствием исключительного индивидуализма (как в философии, так и в религии протестантизма) и связанного с ним понимания хода исторического развития. Корни этого направления, получившего название антисупра натурализма (Troeltsch), уходят далеко в прошлое, к философии номинализма с его тенденцией ослабления гармонических отношений между верой и разумом и утверждением, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Непосредственных же причин зарождения нового мировоззрения было несколько: во-первых, религия протестантизма, впоследствии подвергшаяся догматическому смягчению, во-вторых, идеи гуманистов и, наконец, в-третьих, философия индивидуализма, настроенная критически по отношению к традиции и основывающаяся на принципах нового естествен нонаучного мышления и его открытиях.

Конечно же, нас не может удовлетворить столь поверхностное перечисление, и необходимо дополнить общую картину, показав, каким разнообразием промежуточных форм было представлено рассматри ваемое нами явление.

I. Протестантизм

1. Вплоть до эпохи Реформации гарантом процветания христианской религии в Европе было ее единство: существовала единая вера (раскол 1054г. не повлиял на саму сущность веры, да и сознание того, что единство потеряно, было не столь ощутимым). Крушение этого единства с возникновением различных конфессий и деноминаций, непременно пытавшихся отстоять свою связь с основами христианства, и было одной из основных, если не самой главной причиной грядущего безверья.

Отсылая читателя к высказыванию Лёвениха, приведенному в § 84, II, 3, по сути его смею сделать лишь два замечания: 1) мы наблюдаем за той стадией развития событий, когда в полной мере проявляется безысходный трагизм эпохи Реформации. Не может быть двух более непримиримых вещей, чем основываю щаяся единственно на вере в Спасителя идея Реформации и деизм Просвещения. 2) После всего сказанного нами о протестантизме, то, о чем далее пойдет речь, ни в коей мере не следует воспринимать в качестве пристрастного суждения.

Сложившуюся ситуацию можно описать следующим образом: (а) Сосущество вание большого числа конфессий порождало вполне закономерный вопрос— на чьей же стороне истина? И хотя находящееся в кризисе христианское сознание на удивление самоотверженно пыталось противостоять зарождавшемуся сомнению, но оно было не в состоянии полностью предотвратить все более скорый и массовый его рост. Уже в 1624г. английский философ-деист Герберт Чербери обратился ко всем конфессиям со своим программным вопросом: «Что такое истина?» (б) Невыразимые страдания и страшная нужда, порожденные религиозными войнами (Германия, Нидерланды, Англия, Франция), в которых принимало участие и высшее духовенство, сами войны, лишенные всяческого христианс кого милосердия, с их надуманными противоречиями, внушали многим лишь отвращение и способствовали распространению в Европе индифферентных настроений. (в) Внутри протестантизма индивидуализм привел к столь сильному распаду (строгое лютеранство, лютеранство в интерпретации Филиппа Меланхтона, всевозможные разновидности кальвинизма, другие деноминации), что многие полагали спасти христианство, раз и навсегда отказавшись от более подробной различительной концепции (как это было свойственно ортодоксальному различению между «articuli fidei fundamentales» и «non fundamentales» [основополагаю щие установления веры... неосновополагающие], §101). Учитывая внутренний раскол в протестантизме, еще Якоб Аконтий в 1565г. пытался найти решение проблемы в установлении различия между значимыми и менее значимыми вероучениями. Элементы релятивизма проникали в протестантизм также благодаря деятельности страсбургских реформаторов в самом начале XVIв.

2. В том же направлении действовал и пиетизм, выступавший против отвлеченности и догматической односторонности появившегося в конце XVIв. протестантского богословия с его изощренными уловками и против учения Кальвина об «абсолютном предопределении»(на ряду с догматически-философским стремлением к единству §101). Пиетизм стремился к обновлению религиозного «благочестивого» чувства, подчеркивая при этом значение практического переустройства жизни посредством добрых дел. Отдельные стороны учения потеряли при этом свою первоначальную значимость, и тем самым была поставлена под угрозу связь с христианскими догматами, которые до того времени являлись залогом единства евангелической Церкви. Особое выделение чувства и доброго дела привело к ярко выраженно му субъективизму, явившемуся предвестником эпохи Просвещения с ее склонностью к индивидуализму и морализму. Со временем пиетизм все больше отдаляется от организованной протестантской Церкви, и в конце концов в некоторых регионах последователями учения пиетизма были образованы так называемые протестантские секты (см. §83 о секте социан, чье учение есть не более, как возобновленное учение древних антитринитариев, и которая впоследствии объединилась с небольшими унитарными общинами, в первую очередь на территории Польши). Появление протестантских сект явилось закономерным следствием полного религиозного упадка и отчасти явилось причиной того, что протестантство, утвердив принцип свободы разума в делах веры и тем самым лишившись единства, больше не могло противостоять стремительному распространению просветительских идей.

В качестве наглядного примера взаимодействия склонного к мистицизму пиетизма и зарождающегося Просвещения можно назвать появление некоторых сборников духовных песен, при чтении которых «разум получал возможность мыслить, и сердце проникалось благодатью Божией».

Но главным являлось то, что складывавшаяся ситуация в целом вела к постепенному размыванию границ между отдельными, ранее независимыми друг от друга мировоззренческими концепциями.

II. Гуманизм

Еще задолго до того, как пиетизм оформился в цельное богословское направление, первостепенное значение начали приобретать отдельные релятивистские элементы гуманизма. Из всего многообразия идей гуманизма можно выделить такие, которые, непрерывно трансформируясь, в конечном итоге приводили к религиозной концепции, чье содержание исчерпывалось двумя принципами. (а) Признаком всякой истинной религии является вера в Бога, в добродетель и в существование потустороннего мира. (б) Все религии в сущности своей одинаковы (подробнее об этом см. §76). Но ведь эти утверждения являлись основополагающими и для просветительского понимания религии.

 <<<       >>>   

Король франции могли сослаться на обычное право
Решение рейхстага принимается
11 образом
Церковь мучеников особенно
1 церковь

сайт копирайтеров Евгений