|
<<< ΛΛΛ
ИСТОЧНИКИ
Долгое время основную массу свидетельств о гностицизме исследователи находили в текстах христианских «ересиологов»: Иренея и Ипполита. Важную роль играли сообщения апологетов второго века (которые сами находились под влиянием «духа гносиса»), а также первых собственно христианских богословов — Климента Александрийского, Тертуллиана (писавшего, например, против Маркиона), Оригена. По тексту полемического сочинения последнего « Против Цельса» восстанавливается антихристианское сочинение автора второго века, платоника и язычника Цельса, который, воспринимая религию Христа извне, не вычленял из нее гностические секты, считая все это одним целым. Для восстановления истории гностических учений существенную роль играют и трактаты Плотина, направленные против римских гностиков третьего века — Адельфия и Аквелина, а также труды церковных историков (особенно Евсевия Кесарийского).
С середины XX столетия, благодаря археологическим находкам, наши знания о гностических учениях расширились. Открытие т. н. текстов «Кумранской общины» позволило лучше узнать состояние иудаизма в предгностический период. А раскопки близ египетского селения Наг-Хаммади дали целую «гностическуюбиблиотеку», включающую 13 кодексов (с преимущественно гностическими трактатами).
<<< ΛΛΛ
Исторически обусловленной ситуацией человеческого существования Таким образом
Родившихся при виде вестника Как ослабело великолепие чужого человека
|
|