Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Свешникова М. Папа Римский благословил охоту на ведьм

5 декабря исполнилось 518 лет со дня подписания папой Иннокентием VIII буллы, которая предоставила инквизиторам самые широкие полномочия в охоте на ведьм. Поскольку в XV веке в папской канцелярии при непрестанной борьбе за власть различных группировок царили неразбериха и хаос, это никого особенно не удивило. Зато удивительно, что указ 1484 года не аннулирован до сих пор. То ли потому, что Католическая церковь до сих пор верит в ведьм и готова в любой момент возобновить охоту, то ли просто по недосмотру делопроизводителей Святого Престола.

Хотя смешно было бы проводить параллель между 500-летней давности предписанием Католической церкви и сегодняшними антиведовскими демаршами - они были бы и без папской буллы. Выясняется, что до сих пор есть немало желающих развлечься охотой на ведьм. Так, на сайтах российских борцов с ведовством можно найти примерно такие высказывания: "Времена изменились, и люди стали добрее. Но нам все же хотелось бы продолжить славное дело наших великих предшественников. Ведьмы не исчезли, они просто спрятались. Но мы нашли их. И мы выставим их на всеобщее обозрение во всем их дьявольском безобразии. Братья, ведьма будет гореть!"

Первые богословские труды, посвященные отношениям между Христом и дьяволом появились уже во II веке, когда святой Ириней Лионский написал «Пять книг против ересей». По его учению, дьявол получил право власти над человеком в тот момент, когда человек под влиянием обольщения и искушения нарушил божеские предписания и совершил грех. Точку зрения Иринея поддержал Ориген, доказывавший, что дьявол был обманут Спасителем и развил богослов Григорий Назианзин. Стремясь за мнимо смертным, дьявол, по словам папы Григория Великого потерял тех смертных, которые были в его власти. И дальше, вплоть до Петра Ломбардского (умер в 1164 году), богословы многие свои труды посвящают мысли Иринея о потере дьяволом дальнейшего господства над людьми и об искуплении, как об освобождении человека из-под власти дьявола.

Колдуны - помощники дьявола

Олицетворением дьявола и демонов для первых христиан стали бывшие боги. Так, знаменитый турский епископ св. Мартин, живший в IV веке, видел демонов в образе Юпитера, Меркурия, Венеры или Минервы. Через несколько столетий, епископ Райнальдо из Ночеры беседовал с демоном, явившимся к нему в лице Юпитера, а позже Бахуса и Венеры. Осведомленность дьявола была чрезвычайно обширной, поскольку вся древняя премудрость и наука, ложные по сути своей, но крайне разнообразные, оказались детищем ставших дьяволами богов. Кроме науки, будучи прекрасными мастерами, зодчими и художниками, они явились создателями всей материальной культуры древности.

Будучи искусителем по определению, дьявол все свое внимание и способности сосредоточивает на том, чтобы как можно больше навредить человечеству и подорвать власть Бога над людьми. Как следствие, и падший ангел и бывший римско-греческий бог преследуют одну и ту же цель - причинение зла, вредительства, малефициум. Вот почему, с точки зрения основной деятельности, им дают название малефиков (зловредителей).

Их вредительство чаще всего проявляется через людей, которых они наделяют особыми способностями, направленными к злу, и которым уже дано название колдунов, кудесников, чародеев, волхвов, прорицателей, заклинателей. Непосредственно или через них дьявол старается причинить людям физические страдания, насылает засуху, неурожай, голод, чуму, мор, проказу и иные бедствия. От них исходят толкование примет и знамений, умение угадывать, равно как разные магические фокусы, чародейство, колдовство и астрология.

И, поскольку колдун, как орудие злой воли демона, причинял людям вред, порчу, зло, насылая на них всякие беды и несчастья, он еще в древнем мире подлежал, как всякий преступник, суровому наказанию, в меру своего преступления.

Колдунам придется отвечать за свои действия

В то время как светская власть должна была преследовать преступных колдунов как убийц и прочих вредителей, Церковь, боровшаяся за рост своей паствы, не могла относиться безразлично к отходу отдельных ее членов. Неудивительно, что отпавших постепенно начали включать в разряд церковных преступников, на которых распространялись духовные наказания. Собор 306 года в Эльвире осуждает колдовство, поскольку оно возвращает человека к идолопоклонству. Его решения были подтверждены соборами 314 года в Анкере и 375 года в Лаодикее, на которых говорилось, что представители духовенства зачастую занимаются колдовством, изготавливают амулеты, становятся заклинателями, гадателями и математиками.

Однако светское законодательство (до IX века - момента ослабления светской власти и усиления церковной) считает безумием подобные россказни и предостерегает от веры в них, при этом подтверждая факт существования колдунов как зловредителей. А эдикт лонгобардского короля Ротара 643 года прямо запрещает христианам верить тому, что женщины могут быть вампирами и высасывать внутренности из живых людей, и приказывает судьям не допускать, чтобы заподозренные в таком невозможном преступлении женщины убивались безумцами.

Между тем, дьявольская мощь росла так, что порою даже представители Церкви ничего не могли поделать. Так, аббат Тритемий описывает страшный 858 год, когда дьявол пожаром уничтожил ряд домов и ранил камнем священников, желавших помочь погорельцам и бороться с огнем.

Особенно внимательно относились к фактам многочисленных превращений дьявола в животных: епископ города Лозанны убедился, что с помощью дьявола кудесники и чародеи превратили многих людей в червей, саранчу, жаб, майских жуков, причинявших вред окрестным крестьянам. Даже против папы Григория VII возникло подозрение, что он действует с помощью магической книги, в сотрудничестве с дьяволом.

В XI веке число колдовских историй, доходивших до суда, значительно увеличилось. В 1090 г. в Фрейзинге заподозренные в колдовстве три женщины были подвергнуты толпой испытанию водой. Испытание не дало положительных результатов, тогда женщин подвергли испытанию плетьми, и, в конце концов, их живьем сожгли на берегу реки Изара. Подобный же суд совершили дворовые люди графа Фландрии. В 1128 г. граф перешел речку Дейль под Лиллем и какая-то женщина брызнула на него водой, и он заболел сердцем и внутренностями. Граф вскоре умер, и его люди решили, что вода была волшебной. Женщину сожгли на костре. В Генте народная масса истязала в том же году одну колдунью и носила по городу ее желудок.

Только инквизиция, которой пришла мысль о тесной связи между колдовством и ересью могла «плодотворно» бороться со злом. В Риме заговорили о необходимости создания многотысячной крестовой армии. 13 июня 1233 года папа Григорий IX издал первую буллу, известную под названием Голос в Риме, где был озвучен призыв действовать огнем и мечом против очутившихся во власти лягушечно-кошачьего дьявола, принимающего иногда размеры кухонной печи. Ее результатом стали шесть тысяч крестьянских трупов у деревни Альтенеш.

Ведьмы

Следующими стали женщины, которым, впрочем, всегда удавалось быть под особым вниманием. В 1239 году инквизиции удалось под пытками установить "реальность" ночных полетов, вступивших в договор с дьяволом женщин, получивших название ведьм, слетавшихся на свои собрания, именующиеся шабашем. Различали по многолюдности два вида - шабаша: малый и большой.

На большой, на покинутом кладбище, вокруг виселицы, развалин замка или монастыря, собираются ведьмы всего округа. Чтобы попасть на шабаш, ведьмы пользуются специальной мазью, приготовленной из печени детей, умерших некрещеными. Достаточно ведьме намазать себе тело этой мазью, произнести магическое слово и сесть верхом на помело, чтобы тотчас же полететь по воздуху и очутиться на месте шабаша. Ветер, буря, дождь, время, расстояние, тьма и иные помехи отступали перед магическими словами ведьмы, вылетавшей даже из герметически закрытой комнаты. Однако, прибыв на место, ведьмы подвергались осмотру и должны были доказать, что имеют на теле "печать сатаны", места, до которых некогда дотронулся дьявол, сделавший их навеки нечувствительными. После этого начиналось поклонение сидевшему на троне дьяволу, украшенному длинным хвостом и имевшему козлиные ноги и крылья, как у летучей мыши.

Ведьмы причиняли вред не только в дни шабаша. С первого момента знакомства с дьяволом на людей сыпались разные бедствия, главным образом, благодаря магическому порошку, который вручался дьяволом ведьме в качестве символа заключенного союза. Ведьмы систематически и упорно разбрасывали щепотки этого порошка, изготовленного из толченых костей мертвецов с пеной жаб, и от этого гибла жатва, поля покрывались червями, жабами, сусликами и змеями, умирали люди, пища, в которую попадал порошок, становилась ядовитой и причиняла верную гибель человеку. Мало того, с помощью магической палочки, которой ведьма ударяла по луже, она вызывала проливные дожди и грозный град, переносила плодородие с поля одного крестьянина на поле его соседа.

Все это ведьма производила как по собственной воле, так и по приказу дьявола, и если она пыталась не повиноваться ему, он бил и терзал ее, вселялся в нее и делал ее одержимой, т. е. ее устами изрекал кощунства, ее руками причинял скверну, ее ногами топтал чужую жизнь и чужое имущество и вообще всячески издевался над нею, и она оказывалась не менее опасной, чем в состоянии активного ведовства. В связи с тем, что ни один «здравомыслящий человек» не может отрицать того, что ведьмы убивают малых детей, родители должны зорко следить, чтобы подозрительные субъекты не целовали их детей.

Нельзя сказать, что ведьмы были счастливы - дьяволы преимущественно не исполняли тех обещаний, которые они давали при заключении договора: обещанные деньги и драгоценности вскоре превращались в мусор, жаб и кротов, и дьявол обманывал всех, кто только с ним вступал в какие-либо сношения. С тех пор ежегодно в плен бралось свыше 1000 ведьм, из которых свыше сотни сжигалось.

Ведовская булла Иннокентия VIII

 ΛΛΛ     >>>   

Свешникова М. Папа Римский благословил охоту на ведьм истории церкви
Суттнер Э. Иезуиты помощь и искушение церквей Востока истории церкви

сайт копирайтеров Евгений