Пиши и продавай! |
>
Рапов О.М. Когда же родился и был распят Иисус Христос?(Историко-астрономические исследования, вып. XXIV, М.,Наука, 1992) В скором времени мир готовится торжественно отметить 2000-летие со дня рождения основателя христианской религии. Долгое время советские религиоведы считали Иисуса Христа личностью мифической. Иисус представлялся им образом, наделенным как человеческими, так и фантастическими чертами, который создали во II в. н.э. те, кто призывал народные массы к смирению и повиновению сильным мира сего. Но начиная с 60-х годов XX в. в нашей исторической литературе стали появляться серьезные обоснования того, что Иисус реально существовал [1-8]. Имеется большое количество разнообразных изысканий об Иисусе Христе, опубликованных и у нас в стране, и в особенности за рубежом. Тем не менее, отдельные стороны жизни и деятельности Христа по-прежнему остаются загадочными. До сих пор даже точно не установлено, когда родился Иисус и когда он был распят на кресте. Уже в первые столетия нашей эры античные ученые настойчиво стремились решить вопрос: когда же родился Христос? Появление его на свет рассматривалось ими как событие космической важности, в корне изменившее жизнь людей на Земле. Они считали, что дата рождения Христа должна стать той отправной точкой, от которой и следует вести отсчет времени. Поэтому им казалось чрезвычайно важным выявить начальный момент системы нового летосчисления. Особенно интенсивно работали над данной проблемой Секст Юлий Африканский (III в.), александрийцы Панодор и Анниан (IV--V вв.), Дионисий Малый (VI в.) и другие исследователи. Производя различные вычисления, они относили рождение Христа к 5492, 5493, 5500, 5508, 5509 и другим годам от "сотворения мира". Из их построений получалось, что Христос появился на свет в 8-м, 2-м или 1-м гг. до н.эя а также в 1-м, 3-м, 4-м, 5-м или 5-м гг. н.э. В конце концов христианской церковью была принята дата, полученная папским архивариусом Дионисием Малым в 525 г. Согласно его расчетам, Христос родился в 1 г. н.э. Но и эта дата была подвергнута сомнению со стороны Восточной православной церкви. Относительно года рождения Христа споры в Константинополе не утихали вплоть до XVI в. Тем не менее, дата Дионисия уже в VIII--IX вв. получила широкое хождение в Западной Европе, утвердилась во многих государствах и получила одобрение со стороны римских первосвященников [9, с. 327--328, 331--332]. Многие народы мира в настоящее время ведут летосчисление от даты, выведенной Дионисием Малым, хотя некоторые специалисты-историки и считают ее ошибочной. Вызывает нарекания не только год рождения Христа, но и само число--25 декабря. В первые века нашей эры в январе каждого года христиане отмечали праздник "явления и крещения Христа"(но не рождения!). И только в 354 г. появляется первое упоминание о праздновании рождества Христова в один из дней солнцестояния -- 25 декабря, когда происходит "поворот" Солнца "с зимы на лето". Ученые полагают, что праздник этот был введен церковью для того, чтобы нейтрализовать отмечавшийся в то же самое время языческий праздник "рождения непобедимого бога-Солнца". Что же касается подлинного дня рождения Иисуса Христа, то он, по-видимому, вообще не был известен христианам в первые века нашей эры. Проводились изыскания даты рождения Христа и в более поздние времена. Решением этого вопроса занимались как средневековые, так и современные астрономы. Выводы, к которым они пришли, будут изложены ниже в связи с анализом сообщения Евангелия от Матфея о рождении Христа. Намного меньше исследований было посвящено установлению даты распятия Иисуса. Некоторые из деятелей Западной христианской церкви (например, Ипполит Римский--епископ, живший в III в.) заявляли, что Иисус был казнен 25 марта, а воскрес 27 марта. Члены одной из христианских сект использовали так называемые "Акты Пилата", согласно которым Христос был распят также 25 марта. Поэтому они постановили отмечать воскресение Христа 27 марта--в "исторически точный день". В настоящее время "Акты Пилата" признаются учеными поддельными [9, с. 293], поэтому и выведенная по ним дата не может считаться достоверной. Дионисий Малый утверждал, что Христос воскрес 25 марта 31 г., а следовательно, был распят 23 марта. Ученые предполагают, что Дионисий, устанавливая эту дату, опирался на широко распространенное предание, согласно которому Христос пострадал на кресте на 31-м году жизни. Та же дата воскресения Христа пропагандировалась византийской "Пасхальной хроникой" VII в. и рядом византийских историков церкви [9, с. 332-335; 10, s.273]. , Современные исследователи скептически относятся к попыткам установления даты распятия Иисуса Христа. Так, выдающийся специалист в области хронологии древнего мира профессор Колумбийского университета Э.Бикерман с горечью заметил: "... официальный "непогрешимый" календарь Иерусалимского храма уже в I в. до н.э. использовался с исправлениями. Поэтому невозможно вывести по какой-либо календарной схеме ни дату последней Пасхи Христа, ни дату распятия (фактически во всем Новом Завете нет ни одной календарной даты: дня, месяца или хотя бы названия месяца)" [11, с. 22]. Несмотря на это скептическое заявление Э.Бикермана мы все же постараемся решить этот вопрос. Отдельные весьма скудные известия об Иисусе Христе встречаются у историков I-II вв.--Иосифа Флавия, Тацита, Светония, античного писателя Цельса, а также в Талмуде. Но во всех этих источниках не имеется точных указаний на годы жизни Иисуса. Лишь в "Анналах" Тацита есть краткое замечание о том, что "Христа, от имени которого происходит это название (христиане.--О.Р.) казнил при Тиберии Понгий Пилат" [12, с. 298]. Тиберий--римский император, правивший в 14-37 гг. н.э. Понтий Пилат--римский наместник (прокуратор) в Иудее в 26-36 гг. н.э. Следовательно, согласно Тациту, Иисус был распят между 26 и 36 гг. Очень мало датирующих признаков содержат и Евангелия--раннехристианские сочинения, в которых рассказывается о жизни и деятельности Иисуса Христа. Полностью они отсутствуют в Евангелии от Марка. Матфей, Лука и Иоанн также чрезвычайно скупы на даты (отсылки на Евангелия даются в виде: МФ, Мр, Лк, Ин с указанием глав и стихов). После серьезного анализа историки пришли к выводу: несмотря на то что евангельские биографические рассказы нередко противоречат друг другу, а некоторые их сведения явно недостоверны, тем не менее, они заключают в себе и важиые известия о событиях, имевших место в Палестине на рубеже старой и новой эр. О рождении Иисуса говорится лишь в двух канонических Евангелиях--Матфея и Луки, возникших, как полагают историки, в I-II вв. Более четко, на первый взгляд, датируется рождение Иисуса Лукой. Он пишет: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк, 2: 1-7). Иудеи о первых слухах о переписи |
|
|
|