Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Покровский Н. Живопись катакомб

Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период

По изд.: Очерки памятников христианского искусства. Санкт-Петербург, Лига-плюс, 2000.

Погребение христиан в катакомбах. — Отличие христианских усыпальниц от языческих и иудейских. — Древнейшие живописные изображения. — Символы: якорь, голубь, феникс, павлин, петух, агнец, символика креста, лев, орел, змей, олень, пальма, оливковая ветвь, Орфей. — Притчи: о "Десяти девах", о "Добром Пастыре". — Библейские события: Ной в ковчеге, Иона, Даниил, Моисей, Три отрока в пещи, Адам и Ева. — Новозаветные: Поклонение волхвов, Воскрешение Лазаря и др. — Литургические изображения: рыба, сакраментальные изображения. — Ранняя иконография Спасителя. — Изображения Богоматери, Византийский тип Богоматери.

Древние памятники христианского искусства и иконографии находятся в катакомбах или подземельях, вырытых древними христианами для погребения мертвых и отправления богослужения во времена гонений. Таких катакомб найдено доселе в разных местах очень много: в Риме и его окрестностях до 60, в Отриколи, Реньяно, Сполетто, Кьюзи, Лукке, Падуе, Брешии, Милане, Кастеллямаре, Неаполе, Мессине; в Испании — в Арконе и Эльвире; во Франции — в Арле, Отене, Клермоне и Лионе; в Кельне, в Эфесе, в Центральной Азии, в Африке, на острове Кипр, в Сирии, Фригии, Палестине, Египте и в Крыму. Общее число их простирается свыше 70, но не все они имеют одинаковую древность и, главное, одинаковую научную важность. Наиболее богаты археологическим содержанием и лучше других обследованы катакомбы римские, а потому о них и будет наша речь. Но прежде, чем говорить о катакомбной живописи, необходимо ввести читателя в катакомбы и познакомить, хотя бы в общих чертах, со строением этих подземных некрополей.

Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности как на Западе, так и на Востоке, и это положение с каждым годом все более и более подтверждается вновь открываемыми памятниками древности. Под влиянием этого дохристианского обычая явился и христианский обычай погребения в катакомбах. Ни трупосожжение, ни иные способы погребения не соответствовали характеру воззрений христиан на тело и загробную жизнь и в древнехристианской погребальной практике не применялись, как это доказывают памятники древней письменности. Но, приняв катакомбный способ погребения, древние христиане все-таки не пошли по пути рабского подражания иудеям и язычникам и внесли сюда немало отличий, по которым мы теперь можем узнавать христианские катакомбы. Не говоря пока об отличиях гробниц с надписями и символами, которые с полною очевидностью свидетельствуют об их происхождении, отметим лишь одну общую отличительную черту их устройства, вызванную основными чертами характера христианства как религии, заранее оговариваясь, что будем иметь в виду не отдельные частные факты, но лишь общие. Катакомбы дохристианские устраивались в виде отдельных камер разных форм, расположенных по склонам гор; по стенам камеры высекались гробницы в один, два или несколько рядов — один над другим. Если требовалось расширить помещение камеры, то высекали другую — над нею или под нею и соединяли их посредством лестниц; таким образом являлась камера в несколько этажей. Подобные гробницы найдены в Этрурии, на острове Мальта, близ Сиракуз, на южном берегу Сицилии и в Кирене; к этой же категории мы позволяем себе относить и пещеры Тепе-Керменские близ Бахчисарая, считая их пещерами погребальными, по крайней мере если иметь в виду их первоначальное происхождение, а не позднейшее назначение.

Все эти камеры, даже составленные из двух и трех, представляют собою отдельные, независимые от других, личные или семейные усыпальницы. Больших некрополей, в виде огромной цепи соединенных между собою камер, в язычестве не было. Если и встречаются здесь эпитафии, указывающие на то, что известные погребальные камеры предоставляются всем вольноотпущенникам и их потомкам, то в этом нужно видеть лишь исключительные примеры личной филантропии, малопонятной для большинства. Большинство смотрело на усыпальницу как на личную собственность и остерегалось, чтобы не поместился в этой камере кто-либо из лиц, не принадлежащих к фамилии владельца: эгоизм язычества, личная и фамильная обособленность сопровождали покойника даже и за гробом. Только в низших слоях граждан и ремесленников существовали особые погребальные товарищества, которые на известных условиях гарантировали члену погребение в общих усыпальницах, да плебеи и рабы погребались в общих ямах. То же самое следует сказать и об усыпальницах еврейских, построенных по той же схеме усыпальниц языческих, за исключением некоторых примеров позднейшей эпохи, когда политические невзгоды и рассеяние заставили евреев сплотиться между собою и когда они стали устраивать обширные некрополи наподобие христианских катакомб.

Итак, усыпальницы языческие и иудейские суть по преимуществу личные или семейные; иной характер имеют катакомбы христианские — они общественные, и это объясняется из различия религиозных воззрений иудеев и язычников, с одной стороны, и христиан, с другой. Язычество и иудейство представляют лишь слабые попытки сломить партикуляризм в этой области и делают это не столько под влиянием требований религиозного сознания, сколько под влиянием соображений практического характера; христианство, наоборот, прямо выставляет на место замкнутой семейной усыпальницы общественное кладбище, как общее для всех его членов место погребения. К тесно сплоченной общине живых присоединяется здесь община умерших; принципиальному равенству в жизни соответствует и равенство в смерти. И между тем как мир дохристианский стремился к обособленности не только по фамилиям, но и по состояниям, здесь, в христианстве, предоставляется каждому, несмотря на различие званий и состояний, одно общее место погребения. Если оставить в стороне исключения, всегда возможные в делах этого рода, то нельзя не видеть, что эта идея равенства представляет значительные отклонения от господствовавшего в древности эгоизма и аристократизма (Шульце). В этих-то усыпальницах и собирались древние христиане для богослужения.

Христианство явилось в мир с могучею силою внутреннего убеждения, но не вдруг заняло господствующее положение в Римской империи. Одряхлевший языческий культ продолжал еще пользоваться на правах государственной религии сильным покровительством гражданской власти. Христианская же община была в сущности собранием вне закона, и хотя основной режим римского законодательства допускал полную свободу религиозных убеждений, но он не допускал пренебрежения к официальным богам и даже со времен Септимия Севера запрещал под угрозою кары закона распространение христианства в Римской империи. Всякий донос на христиан, каждое незначительное волнение в народе, вызываемое новой религией, становилось достаточным поводом к их преследованию. В промежутки спокойствия христиане могли спокойно собираться для богослужения не только в катакомбах, но и в частных домах членов христианской общины и даже в особых богослужебных зданиях или церквах, которые у христиан появились не позднее III в. Во времена же народных волнений и преследования христиан эти собрания становились крайне затруднительными, тем не менее даже и в эти опасные времена для христиан представлялась некоторая возможность собираться в катакомбах. Место погребения признавалось неприкосновенным. Римское законодательство допускало свободное существование погребальных ассоциаций, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребения своих сочленов и даже могли иметь свои алтари для отправления их культов.

Пользуясь этим правом наряду со всеми гражданами Римской империи, христиане могли собираться в местах погребения или катакомбах. Здесь, вдали от злобы и ненависти людской, христиане находили нравственный отдых; здесь росла и крепла христианская вера, развивалась христианская обрядность; здесь же положены были и первые начала христианского искусства. Рим окружен почти со всех сторон катакомбами, большая часть которых находится на значительном расстоянии от города: без сомнения, это расстояние увеличилось с перемещением центра старого Рима. К старому центру, на который доселе указывают Палатинский холм, римский Форум, Капитолий, катакомбы стояли вообще ближе; некоторые же из катакомб и в настоящее время находятся в черте нового города. Почти каждый год приносит известия об открытии то там, то здесь новых катакомб.

Факты этого рода, равно как и археологические раскопки в окрестностях Рима, показывают, что почва Рима вся изрыта и вечный город стоит на костях мертвецов. Да и неудивительно: древние христиане в течение по крайней мере целых трех столетий рыли почву Рима для устроения здесь катакомб, и эта деятельность, особенно в III в., когда христиане здесь сильно умножились, достигла весьма почтенных размеров. Рыли ее и римские евреи, и римляне-язычники, отчасти также с целями погребения, отчасти для добывания песку, камня и других строительных материалов. Еще не все христианские катакомбы открыты и обследованы даже в самом Риме, но и те, которые стали уже достоянием археологии или по крайней мере приведены в известность, представляют огромную величину как по своему внешнему объему, так и по научному значению. Уже лет 40 тому назад Михаил де-Росси утверждал, что если вытянуть в одну линию все известные коридоры катакомб, то длина этой линии будет около 700 верст; в настоящее время цифра эта должна быть увеличена. Некоторое время существовало даже предположение, что сеть катакомб римских идет непрерывно до самого Неаполя и что римские и неаполитанские катакомбы составляют одно нераздельное целое. Предположение это ничем не подтверждается, но факт огромного протяжения римских катакомб остается во всей силе. Более других пользуются известностью катакомбы Каллиста и Севастиана на Аппиевой дороге, Св. Агнии и Острианские на via Nomentana, Прискиллы на via Salaria nova и катакомбы Домитиллы неподалеку от катакомб Каллиста.

Что же такое представляют собою эти катакомбы? Для наглядного представления об общем строении катакомб отправимся в катакомбы Каллиста. Не более как в один час пути из центра старого Рима мы достигаем до загородного, довольно уединенного места, где расположены эти катакомбы: с обширного плато открывается превосходный вид на живописные окрестности Рима. Спустившись в катакомбы Каллиста на глубину 10—15 метров, мы вступаем в тесное помещение, откуда начинаются коридоры катакомб. Мрак непроглядный, едва разгоняемый слабыми фитилями, с которыми мы вступаем в этот подземный лабиринт; редко-редко промелькнет здесь слабый дневной свет чрез узкое отверстие в своде или люминарий, напоминающий глубокий колодезь; люминарий эти, впрочем, теперь по большей части засыпаны; воздух довольно удушливый, сырой, что особенно заметно в летнюю пору, когда температура снаружи бывает высока. Погрузившись в этот подземный мрак, посетитель испытывает довольно тяжелое впечатление, которое остается в памяти надолго. Нам доводилось слышать от некоторых римских старожилов, что они, посетив однажды катакомбы, не решаются повторять это посещение, разве в нарочитые праздники, когда некоторые из катакомб бывают освещены. Тяжелое чувство людей нервных усиливается особенно в том случае, если в подземелье слышится глухой стук от экипажей и крестьянских телег, проезжающих по дорогам, проложенным над некоторыми катакомбами (например, Прискиллы). Почва легко может осыпаться, и погребение заживо, хотя бы и в соседстве с древними христианами и даже мучениками, представляет для живого и грешного человека тяжелую перспективу. До нас дошел довольно живой рассказ о впечатлениях одного из частых посетителей катакомб в IV христианском столетии, Блаженного Иеронима (Стридонского). "Когда я, — говорит Иероним, — бывши еще мальчиком, учился в Риме, то считал долгом, вместе с другими сверстниками, по воскресным дням посещать места погребения апостолов и мучеников и сходить в катакомбы, вырытые в земле на значительной глубине. Вошедши сюда, видишь стены, с обеих сторон заполненные трупами мертвецов; место столь темное, что представляется, будто исполнились слова пророка (Давида): „да снидут во ад живи" (Пс., LIV,16). Там и сям проникает сюда сверху свет, едва достаточный для того, чтобы облегчить на одно мгновение ужас, внушаемый темнотою; двигаясь дальше и снова погружаясь в непроницаемую тьму ночи, невольно вспоминаешь слова поэта Виргилия: „Ужас овладевает душою, страшит самая тишина!"

Освободившись от первого гнетущего впечатления и сделав десятка два-три шагов вслед за проводником, мы не только уже распознаем величие окружающей нас среды по многим признакам, но и подмечаем некоторые черты самого плано-расположения катакомб: знание это особенно легко и скоро дается в катакомбах Каллиста, Агнии и Острианских, отличающихся правильностию планорасположения. Катакомбы представляют собою сеть переплетающихся между собою коридоров с разбросанными кое-где среди них более или менее обширными помещениями. Идя по одному из коридоров, мы встречаем скоро другой коридор, пресекающий наш путь; пред нами, таким образом, три пути: прямо, направо и налево. Какой бы из этих путей мы ни избрали, везде встретим приблизительно одно и то же расположение, то есть после нескольких шагов по коридору встретим опять новый поперечный коридор или попадем в кубикулу — комнату, от которой опять несколько путей ведут в разные стороны. Путешествуя таким образом более или менее продолжительное время по коридорам, то повышающимся постепенно, то понижающимся, мы можем незаметно перейти в следующий нижний этаж катакомб, а таких этажей в некоторых катакомбах несколько.

Попав в один из нижних этажей в катакомбах Домитиллы и добравшись до люминария, чрез который проникает сверху слабый свет внутрь катакомб до нижнего этажа, мы немало были удивлены тем, что совершенно незаметно спустились так глубоко внутрь земли: по-видимому, мы находились на глубине саженей 12. Положение оказалось совершенно неожиданным!.. Впрочем, спуск в нижние этажи не всегда возможен по причине почти постоянного присутствия здесь воды. Немного нужно времени для того, чтобы совершенно запутаться в этом лабиринте галерей и потерять возможность выбраться на свет Божий без помощи опытного проводника. Случаи такие бывали. Даже сам бессмертный Бозио, имя которого мы читали не раз на стенах и сводах катакомб, подвергался такой опасности: положение его было тем более опасно, что он не имел достаточного запаса провизии и свеч, а между тем неизвестно было, сколько времени придется блуждать в этом лабиринте; рассчитывать на помощь было трудно, потому что в эпоху Бозио никто не посещал римских катакомб и даже входы в них известны были лишь немногим. Наученный этим печальным опытом, Бозио при последующих посещениях катакомб брал с собою запас провизии, свеч и веревку, конец которой прикреплял при входе в катакомбы. В настоящее время посещение катакомб уже не представляет таких опасностей.

В общем расположении катакомб различаются, таким образом, коридоры и отдельные помещения. Коридоры катакомб по большей части узки: в некоторых местах еще можно стоять здесь двоим и даже троим в ряд, в других едва можно пробраться одному, но в катакомбах Домитиллы они во многих местах настолько широки, что возможно ехать по ним в экипаже. Высота их также неодинакова: в некоторых местах они низки — не более двух аршин, в других достигают нескольких саженей; особенно значительна высота их в тех же катакомбах Домитиллы: она зависела отчасти от свойств грунта, отчасти от произвола рабочих; там же, где грунт не допускал высоких коридоров, а между тем они по тем или другим соображениям оказывались нужными, допускалась внутренняя кирпичная облицовка стен и сводов.

Важнейшее археологическое содержание катакомбных галерей или коридоров составляют древнехристианские гробницы, в виде ниш в несколько футов длины по направлению длины стены, несколько футов (2—3) в высоту и несколько футов в глубину стены. Это так называемые loci или loculi; некоторые из них предназначались для одного лица, другие (loci bisomi, trisomi etc.) для нескольких вместе. Ниши эти, смотря по высоте коридора и качеству грунта, расположены по направлению высоты в один, два, три ряда, а в некоторых катакомбах число этих рядов в высоту доходит до 10. В устроенное таким образом место помещалось тело умершего, предварительно омытое, намащенное различными ароматами и завернутое в полотно (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали). Вместе с телом умершего в гробницу помещались некоторые предметы семейной и общественной жизни, как то: платье, оружие, монеты, драгоценности, рукоделье, сосуды всякого рода и формы, богослужебная и домашняя утварь и прочее. Когда тело умершего и все нужное было уложено, тогда отверстие loculus'a снаружи закладывалось каменною плитою, края смазывались цементом, чтобы предохранить труп от соприкосновения с внешним воздухом, и в этот цемент вставлялись иногда монеты и даже так называемые фиалы — сосуды с красным веществом, назначение которых доселе составляет еще предмет разногласий: одни видят в них сосуды с кровью мучеников, другие с вином или бальзамом. На плите полагалась надпись, в которой означалось время погребения, имя умершего, количество прожитых им лет, месяцев, дней и даже часов; здесь же высекались символы, как условные знаки различения могилы умершего и его вероисповедания, например монограмма имени Иисуса Христа, рыба, пальмовая ветка, птичка с масличною веткою в клюве и тому подобное. Эти символические знаки и точные хронологические указания дают ключ к истории памятников катакомб и их научной классификации.

Однако же все, что мы видим в коридорах катакомб, представляет лишь часть тех сокровищ древностей, которые найдены в этих подземельях. Лучшая половина памятников открыта в более или менее обширных помещениях. В науке принято различать три вида этих помещений: малые (кубикулы), средние (крипты) и большие (капеллы). Первые из них были семейными склепами, предназначавшимися для погребения лиц известного семейства. Форма их весьма разнообразна: находят кубикулы четырехугольные, пятиугольные и круглые; по стенам их расположены углубления (loculli) в несколько рядов и в значительном количестве. Передняя сторона кубикулы иногда имеет форму полукруглой ниши, наподобие алтарной апсиды в храме: здесь иногда помещалась гробница мученика, иногда в виде мраморного саркофага со скульптурными украшениями.

Сходны по форме с кубикулами и крипты, но назначение их было, по всей вероятности, различно. Кубикулы — фамильные склепы, а крипты — небольшие церкви, в которых христиане во времена гонений отправляли свое богослужение. Применительно к требованиям христианского богослужения, передняя сторона крипты предоставлена была в распоряжение духовенства, остальная занималась мирянами. Алтаря особого, в нашем современном смысле, здесь не было: его заменяла небольшая полукруглая апсида, или ниша, отделенная низкою решеткою, следы которой в некоторых катакомбах сохранились до настоящего времени; в этой нише устанавливалась гробница мученика; она-то и служила престолом, на котором совершалась евхаристия. Отсюда — от древнего обычая совершать евхаристию на гробнице мученика — ведет свое начало соблюдаемый доселе в церкви обычай полагать мощи на престол в антиминсе. По сторонам этого престола или гробницы устраивались места для епископа и пресвитеров. Средняя часть крипты, назначенная для мирян, не имела специальных приспособлений. Освещалась крипта иногда посредством ламп, иногда же посредством особых люминариев, устроенных в своде крипты: чрез них проникал в крипту дневной свет. Лучшее понятие о таких криптах дает так называемая папская крипта в катакомбах Каллиста.

Наконец, самые большие помещения катакомб принято называть капеллами или церквами. Отличие их от крипт заключается в величине и подробностях отделки. Между тем как крипты состоят по большей части из одного помещения и редко из двух, капеллы имеют их несколько. В криптах нет особых отдельных алтарей, в капеллах они есть; там женщины помещались в одном отделении с мужчинами, здесь отведено для них особое помещение; такие же особые помещения отводились здесь для несовершенных членов общины. Крипты назначались для таких собраний, в которых принимали участие не более 70 или 80 человек, капеллы же назначались для собраний более многолюдных.

Таково в общих чертах планорасположение римских катакомб. Не станем говорить о подробностях их устройства, происхождения, различных находках в них, так как это не относится к нашей ближайшей задаче.

Мы наметили главнейшие черты устройства катакомб для того, чтобы показать местоположение живописей: живописи эти расположены по стенам и сводам ката-комбных помещений и галерей.

Современная археологическая критика доказала, что древнейшие христианские памятники изобразительного искусства восходят к первым векам христианства. Образцы изображений найдены в катакомбах. Что священные изображения на первых порах были весьма немногочисленны, это ясно из того, что, несмотря на блестящие успехи современной христианской археологии, доселе найдено их не особенно много. Иначе, впрочем, не могло и быть. Условия жизни, среди которых поставлены были первые христиане, располагали скорее к скудости, чем к изобилию в этом смысле. С какой бы стороны мы ни посмотрели на эти условия, повсюду увидим, что христиане должны были остерегаться обильного распространения священных изображений. К этой осторожности прежде всего побуждал состав самой христианской общины. Для христиан из язычников, а отчасти и для иудеев, священное изображение могло послужить предметом соблазна: язычник с понятием об изображении привык соединять понятие об идоле, а потому христиане, желая совершенно отклонить язычников от их прежних заблуждений и показать им высоту христианского учения, опирающегося на идею духовности, должны были по возможности избегать всего того, что могло бы послужить для христианина из язычников поводом вернуться на старую дорогу. Но всего важнее в этом случае было то, что в первоначальную эпоху христианства недоставало самых существенных условий для быстрого развития художества, именно: представлялась большая трудность сразу определить во всех подробностях идею христианства и отыскать для нее соответствующие художественные формы.

Всякая идея, прежде чем принять ту или другую оболочку, должна быть предварительно выношена самим художником, внутренне переработана и определена во всех подробностях; мысли откровения должны были сперва претвориться во внутреннее достояние человека, а потом уже они могли явиться и на картине. Под этим условием только и возможно было появление таких изображений, форма которых в достаточной мере могла бы выражать содержание христианской идеи. Доколе не выработана надлежащая форма, доколе нет наличных сил, способных выразить в соответствующих формах христианскую мысль, до тех пор священные изображения не могли быть многочисленны.

 ΛΛΛ     >>>   

Необходимо ввести читателя в катакомбы
Допускало в принципе никаких изображений
Письмо иеромонаха Илиодора С.М. Труфанова В.И. Ленину истории церкви

сайт копирайтеров Евгений