Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Героическая и мученическая смерть этого замечательного человека была последней каплей, переполнившей чашу терпения. Возникли беспорядки, пошли нападения на католическое духовенство, стали расхищаться церковные имущества. Светская власть оказалась бессильной, король бежал, Прага была взята гусситами под предворительством Жижки.

Начались т. н. гусситские войны, на всех перипетиях которых мы останавливаться не будем. Достаточно отметить, что вскоре сказалось различие интересов тех социальных слоев, которые были вовлечены в этот общенациональный поток. Пражская буржуазия и значительная часть дворянства образовали умеренную партию, удовлетворявшуюся небольшими религиозными реформами и вскоре вступившую в переговоры с Базельским собором. Крестьянство, пролетарско-ремесленные слои городов и часть мелкого дворянства образовали демократическую и непримиримую партию. Эта партия получила название таборитов от горы Табор, ставшей их крепостью. После долгой героической и победоносной борьбы с бессчисленными врагами Табор пал, оставшись в истории грандиозным памятником борьбы за свободу угнетенного народа.

Учение Гусса было лишь одним из элементов религиозных взглядов таборитов. Основное ядро их создалось в результате долгой пропаганды находивших в Богемии прибежище представителей различных религиозно-коммунистических сект. Именно коммунистические стремления и придают исключительный характер этой замечательной эпопее.

Все должны быть братьями и сестрами в равенстве, учили табориты. Собственность — это смертный грех, все должно принадлежать всем. Не должно быть ни королей, ни властелинов, ни подданных: один только бог будет царствовать над людьми, а управляться народ будет сам. Все господа, дворяне и рыцари должны быть истреблены, как сорная трава: всякие налоги, поборы и подати должны быть уничтожены, всякие сословные права должны быть отменены и т. д. Затем табориты требовали уничтожения всех храмов, запрещали церковное богослужение, уничтожали иконы и статуи святых и запрещали почитание их. Ряд догматов католицизма также отвергался ими. Одной из крайностей этой секты была борьба против светской науки, даже против всякого знания вообще, не опирающегося на священные книги. «Христианин не должен верить ни во что, не должен признавать никого, что ясно не сказано и не написано в библии; кроме библии не следует ни читать, ни изучать, ни указывать другим никакой книги, писанной докторами, профессорами или мудрецами, так как они люди, а людям свойственно заблуждаться». Эта ненависть к науке, повидимому, не была огульным отрицанием образования и не во всех течениях таборитов — среди них имелись несколько течений — сказывалось одинаково резко. Имеются свидетельства, что табориты «любили образование», но это образование носило богословский характер.

Табориты не исчезли бесследно. Их влияние можно проследить в великой крестьянской войне в Германии и в образовании позднейших рационалистических сект. Одной из таких сект были богемские братья, пытавшиеся провести в жизнь евангельский коммунизм и породившие позднейших гернгутеров. Положителньые стороны их учения ни в чем существенном не выделяются в сравнении со взглядами других сект, рассмотренных нами. Как во всех однородных движениях, в движении богемских братьев для нас важна их борьба против угнетателей за религиозную свободу и за свободу совести.

4. Религиозно-коммунистическое движение в Германии.

Реформация в Германии подготовлялась и произошла под влиянием тех же экономических, социальных и политических причин, действие которых мы отметили в рассмотренных нами общественно-религиозных движениях.

В XV веке экономическое развитие Германии привело ее к значительному распространению денежного хозяйства. Потребность в деньгах чрезвычайно возросла, особенно у господствующих классов, и для дальнейшего процветания страны было необходимо освободиться от ненасытной римской пиявки, высасывавшей не только низшие слои народа, но и у высших отрывавшей все почти источники обогащения. На фоне этой общенациональной задачи здесь, как и в Богемии, имеются свои противоречия социального характера. Но Реформация в Германии разразилась лишь в XVI веке, т.-е. на целое столетие позже, чем в Англии и Богемии, как вследствие политической реакции, бывшей результатом подавления гусситов, так и по другим местным политическим причинам. И то обстоятельство, что она была как бы отложена и отодвинута вперед к тому времени, когда к вызывавшим ее ближайшим потребностям присоединились потребности нового порядка, сделало ее явлением чрезвычайно значительным и единственным в истории.

Внешняя торговля сильно развилась благодаря открытию новых морских путей и этим фактом была подготовлена экономическая революция. Но в то же время расширился и кругозор человеческого знания. Благодаря изобретению книгопечатания усовершенствовалось духовное оружие человечества, а войны между государствами, вследствие усовершенствований военной техники, смогли в экономическом соперничестве давать победу в руки действительно более сильных экономически. «В виду всего этого неудивительно, — говорит Каутский, — что по своему всемирно историческому значению немецкое реформационное движение превзошло все предыдущие движения такого же рода, что оно стало «реформацией» в обширном смысле слова, и что немцы, несмотря на то, что так поздно последовали за другими культурными нациями Европы в их борьбе против Рима, могли считаться народом, призванным освободить духовную жизнь от насилия и гнета».

Но августинский монах Мартин Лютер, имя которого так тесно связано с реформацией, что часто главная заслуга в ней приписывается ему, имел целый ряд предшественников, среди которых были и Виклиф, и Гусс, и многие другие. Предреформационное движение проявлялось и в Германии XV века во многих формах.

Одним из таких проявлений был политико-религиозный памфлет «Реформация короля Сигизмунда», написанный, как предполагают, около 1438 года Фридрихом Рейзером.

Рейзер с юности принадлежал к секте немецких вальденсов и был купцом и в то же время бродячим проповедником. Учения Виклифа и гусситов оказали на него бесспорное влияние, а богемское восстание не могло не рассматриваться им и другими немецкими сектантами, как пример достойный подражания. В своем памфлете он именно и предсказывает немецкую крестьянскую войну и пытается подготовить к ней умы.

Около 1430 года он вступил в непосредственную связь с гусситами, жил в Таборе и Праге и даже был по гусситскому обряду посвящен в священники. Затем он путешествовал, как агитатор, в Германии. В 1447 г. на апостольском конгрессе немецких братьев он был избран в епископы. Его энергичная деятельность не могла остаться безнаказанной: после страшных пыток он был сожжен в Страсбурге в 1458 г.

В приписываемом Рейзеру памфлете обращает на себя внимание его демократический и революционный характер. «Неслыханная вещь, — говорится там, — несправедливость, на которую всем христианам нужно открыть глаза, что существуют люди, осмеливающиеся другим людям говорить: ты моя собственность». Он обращается к народным массам с призывом: «Духовное право страдает болезнью, королевская власть и все, что к ней относится, основана на несправедливости. Надо силою все это переломить. Если великие хотят спать, то малые должны бодрствовать». Рейзер решительно восстает против обладания церковью богатствами, он хочет, чтобы у всех князей церкви были отобраны принадлежащие им города и замки, и допускает лишь, чтобы маленьким пасторам был оставлен определенный ограниченный доход. Он сторонник полного отделения церкви от государства и даже не столько отделения, сколько подчинения, как церкви, так и государства, новому праву, основанному на религиозной и политической свободе.

Еще более смелым агитатором был Иоганн Пфейфер (флейтист), прозванный по месту родины, а может быть и по высказываемым им убеждениям, богемцем. Он появился в 1476 году в восточной Франконии и проповедывал коммунистические взгляды.

«Император — злодей, говорил он, — от папы тоже мало проку… У духовенства много доходов, а этого не должно быть. Они должны иметь не больше, чем нужно для жизни. Рыба в реках и дичь в лесах должны быть общим достоянием. Если бы духовные и светские князья, графы и рыцари имели не более, чем простой народ, то у всех нас было бы достаточно, и это должно быть так. Дело дойдет еще до того, что князья и господа принуждены будут работать за поденную плату». Вдохновенный проповедник равенства и братства собирал вокруг себя десятки тысяч народа и уже решался вопрос о вооруженном восстании, когда внезапно он был захвачен ночью солдатами епископа Рудольфа Вюрцбургского. Десятитысячная толпа народа пыталась освободить своего вождя, но не смогла устоять против регулярного войска. Мятежный флейтист был сожжен вместе с двумя его приверженцами, но в народных песнях долго воспевалось его мужество и любовь к угнетенным.

Религиозная сторона реформации выходит за рамки нашего описания. XVI век представляет нам уже более радикальные формы религиозного свободомыслия, сыгравшие известную роль также и в этом событии мирового значения, и к ним мы теперь должны перейти. Но об учении Фомы Мюнцера и его роли в крестьянской войне невозможно умолчать, говоря о религиозно-коммунистических учениях конца средних веков. Он представляет, как говорит Каутский, центр всего германского коммунистического движения первых годов эпохи реформации. И кроме того в нем с особенной выпуклостью выразились анти-католические стремления, которые мы наблюдали ранее у сектантов XIV и ХV веков. Он был не столько теоретиком, сколько практиком сектантства, хотевшим не мирным оружием «слова божия» завоевать справедливое общественное устройство, но призвавшим насилие на помощь евангелию.

Мюнцер родился около 1490 года, учился богословию и сделался священником. Но роль «черного жандарма» скоро пришлась ему не по душе. Он рано стал вмешиваться в политику, помогал одно время Лютеру в его борьбе с Римом, но вскоре, благодаря своим крайним взглядам, порвал с умеренным и осторожным вождем реформации.

Мюнцер учил, что библия сама по себе не может научить тому, что справедливо, бог должен пробудить истину в нашем внутреннем сознании. «Если ты только проглотил библию, — говорит он — то это еще тебе не много поможет. Ты должен выстрадать истину, перетерпеть, когда бог вонзает в душу твою острый плуг, чтобы с корнем вырвать сорные травы, засоряющие твое сердце». Подобно братьям свободного духа он настроен пантеистически. «Человек должен всегда знать и помнить, что бог находится в нем, a не выдумывать будто он отделен от него тысячеверстным расстоянием. Земля и небо преисполнены бога. Отец непрерывно рождает в нас сына и дух святой возвещает нам о распятом не иначе, как путем нашего глубокого сердечного страдания».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Обращения неверующих декабристов
В дальнейшем мы следуем изложению лекций о философии религии гегеля куно фишера
Подчиняется официальной религии
Спастись дано лишь очень немногим христианам
Отдельные вспышки открытой вражды к религии в речах других ораторов учредительного собрания

сайт копирайтеров Евгений