Пиши и продавай! |
33 Подробнее о социологической самообъективации в ключевом для социологии случае — исследовании политического мира — см. в ра боте Ю. Л. Качанова [36, с. 36-58]. 3< В качестве примера можно привести масштабное исследование французского университетского поля 1960-80-х гг., в котором Бурдье указывает и собственную позицию [61]. 35 Во многом, самообъективацию можно рассматривать как эмпи рическое развитие принципа имманентного анализа, в общем виде сфор мулированного К. Мангеймом: «Объективность и независимость миро воззрения достигаются не отказом от воли к действию и собственных оценочных суждений, а посредством конфронтации с самим собой и про верки себя. Критерий подобного самоуяснения состоит в том, что в поле нашего зрения попадает не только наш объект, но и мы сами» [39, с. 47]. 36 В этом смысле мы не только возвращаемся к исходной точке метода — взгляду самого наблюдателя — но и обращаемся к кантианскому смыслу объективного: «Объект есть то, в понятии чего объеди нено многообразие, охватываемое данным созерцанием. Но всякое объединение представлений требует единства сознания в синтезе их» [372] направлены процедуры самообъективации. Если у Канта не было нуж ды заботиться об этом единстве, поскольку он полагался «чистым», т. е. простым и прозрачным себетождественным основанием, то, исходя из социального происхождения этого единства, социолог иссле дует его прежде всего не как условие тождества предмета представле нию, а как условие различия между существующими представлениями. Исследование, направленное на отклонения, вносимые в объект полем и позицией в нем исследователя, не менее, чем исследование «внешней» области, опирается на анализ обмена (и борьбы относи тельно его условий), который осуществляют социологи с коллегами и с несоциологами. Таким образом, область исследования фактически удваивается, будучи каждый раз увеличенной на «размер» социологи ческого производства, которое находится в практической связи как с иными символическими производствами, так и с исследуемой облас тью — начиная с истории того, почему она именно стала объектом ис следования, заканчивая возможными изменениями, которые в ней могут произвести социологические классификации, будучи перенесены в нее из научных публикаций, аналитических записок или публич ных выступлений социологов. Введя представление об обмене, в который включены социологи, и признав зависимость социологическо го описания/объяснения от прочих производств, собственной истории (смены форм описания/объяснения, наследования посылок и аксиом и их трансляции через образовательные институции, динамики поля, в частности, организационных форм дисциплины), необходимо при знать и то, что социология нуждается в особом инструменте самоопи сания — специальной истории социологии, принципиально отличающейся от традиционной, которая вызвана к жизни прежде всего нуждами образования, а потому неизбежно опирается на схоластическое видение (см. §1.4. настоящего приложения). В противовес традиционной истории социологии, преподаваемой в качестве обязательного курса и настаивающей на единстве дисциплины, образованной чере дой «основоположников» и их теорий, нужды исследования предполагают существование социальной истории социальных категорий и про блем, которая сопрягала бы логику социологического описания/ объяснения со структурой обмена, в которых таковое формируется и воспроизводится. Однако поскольку выделение этого направления исследований в отдельную специальность неизбежно вернуло бы его в русло схоластического взгляда, работа по анализу собственной пер спективы встроена в сам метод критической социологии. 37 «Теория практики, взятая как практика, напоминает, что, с од ной стороны, в противовес позитивистскому материализму, предметы познания должны быть сконструированы, а не просто пассивным обра зом зарегистрированы, а с другой — что, в отличие от интеллектуали- стского идеализма, принципом такого построения является система структурированных и структурирующих диспозиций, формирующихся в практике и постоянно направленных на практические функции» [21, кн. 1, гл. 3]. [373] 38 Т.е. реализуя регулятив генетического структурализма: поме щать продукты практик в контекст, в котором они были произведены и функционируют. 39 Ср.: «Когда речь идет о социальном мире, обычное использо вание обычного языка делает из нас метафизиков»" [17, с. 88]. 40 Резюмирующей эту линию выступает работа Бурдье «Паскалев ские размышления» [63]. Среди французских авторов одна из наибо лее полных и интересных интерпретаций дальней перспективы у Бур дье принадлежит одному из авторов данного учебника, Луи Пэнто, который в недавно вышедшей монографии «Пьер Бурдье и теория со циального мира» [80], а также в ряде ранее опубликованных статей (напр., [79]), раскрыл критическую программу Бурдье как специфиче ское практическое отношение к интеллектуальному миру. Другой при мер интерпретации в той же перспективе представлен в уже упоми навшейся статье Бенатуи [57], где предпринята попытка построить систему философских предпосылок критической теории и объяснить расхождения Бурдье с коллегами (в частности, по вопросу об основа ниях социологического разума) различием теоретических парадигм. Ряд других работ, так или иначе отсылающих к критике «теоретической теории» в социологии, значится в библиографическом списке к настоящему послесловию: начиная с первого российского введения в методБурдье [51], заканчивая метарефлексией отдельных его положе ний [34]. Печатью академизма отмечено и настоящее послесловие, с отсылками к Канту и Хайдеггеру, с более чем полусотней источников 41 Строго говоря, само обозначение «схоластический» является во многом стереотипом, стирающим различие между теологической ориентацией мысли и местом интеллектуальных практик в системе разделения труда в средневековой Европе. В результате подобной неразличимости схоластике приписываются признаки, закрепившие [374] ности, императива незаинтересованности как результата борьбы за признание в качестве эксперта) см. в: 156, р. 61—63]. Описывая истори ческий разрыв между наукой как досугом и наукой как профессией, автор отмечает: «Долгое время английские ученые гордились тем, что независимы от государства. Однако они были джентльменами (т.е. дво рянами, независимо распоряжающимися ресурсом состояния и време ни. — А. Б.). Хаксли — один из новых профессиональных ученых, нуж давшихся в оплате своего труда» [56, р. 63]. 42 См., напр. [75]. 43 Прежде всего, использование в отношении научного мира проце дур исследования, применяемых к «обычным» социологическим объек там, что доведено до логического конца в наиболее «возмутительном» проекте — социологии гуманитарных дисциплин [61, гл. 1] и «даже» со циологии социологии [17, с. 59-69]. 44 Парадокс академических делений, жестко отделяющих «теоре тическое» от «эмпирического» или «фундаментальное» от «прикладно го», заключается в том, что схоластическое мышление с одинаковой силой обнаруживает себя и в трудах теоретиков «фундаментальных проблем социологии» (презрительно воспринимающих «эмпирику»), и в интерпретациях экспертов по «политическому устройству», «обще ственному сознанию», «вопросам образования», «актуальным проблемам молодежи» и т.п. (наиболее полно в «эмпирику» погруженных), в полном соответствии с формулой Хайдеггера: схоластика — это господ ство обыденного рассудка. 45 Даже если в рамках самой схоластической практики возникает проблема критериев соответствия, оставаясь продуктом рационально го досуга, она строится на подмене устройством разума устройства ре альности, а потому в конечном счете получает статус «вечного вопро са», как, например, о соотношении морали и политики, должного и сущего в общественной жизни, субъекта и объекта социального действия и т. п. 16 О том, что именно профессор явился отрицательным персона жем, исходным для становления научно-практической программы Бурдье, свидетельствует тот факт, что «профессорский разум» был избран одним из первых для отработки процедур социоанализа [59]. Что ка сается социальных условий «экспертного разума», анализ таковых представлен в работах школы Бурдье по медиатизации гуманитарных дисциплин (напр., [12; 44; 49; 61, предисловие]), в исследованиях про фессионального корпуса экономистов [76] и консультантов [73]. Социологический анализ позиции эксперта в производстве легитимных представлений дан и в некоторых разделах настоящей книги (напр., Ленуар, 3.1-3.4; Мерлье, 2.1; 2.3). 47 «...В такой науке как социология, образовательная институция осуществляет свою способность выхолащивания особым образом, а именно "нейтрализацией" того знания, которое стремится передать [375]социология и его превращением в простые учебные сведения» (Введе ние). (Ср. с тезисом об инерции и консерватизме, определяющих «при роду» системы образования в: [22, 1 /2—93, с. 58].) Из установленной таким образом гомологии между дву мя факторами социальным |
|
|
|