Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Приличествующий уровень жизни – это количество материальных благ, позволяющих человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущемленным, вести достойный образ жизни, удовлетворяя все разумные потребности.

Прожиточный минимум – набор товаров и услуг (выраженный в ценах реальных покупок), который позволяет человеку удовлетворять минимально допустимые, с научной точки зрения, потребности; стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины.

Профиль стратификации (неравенства) – графическое выражение распределения высшего, среднего и низшего классов общества (%), принимает вид пирамиды, ромба и др.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Старый средний класс – а) в Европе мелкая и средняя буржуазия, ремесленники, б) в России госслужащие и интеллигенция, при советском строе входившие в средние слои.

Я попросил студентов 1-го курса Института социологии ГУГН количественно определить, какой процент среди их знакомых относится к среднему классу, имея в виду тех, кто живет на приличествующем уровне жизни. Перед этим я объяснил каждому разницу между абсолютной и относительной бедностью, указал на эмпирические признаки раньше и теперь (черно-белый телевизор, двухкомнатная квартира, садовый участок в 6 соток, «Запорожец»). Вместе определили критерии приличествующей жизни сегодня: два цветных иностранных телевизора (один обязательно на кухне), трехкомнатная квартира, иномарка, двухэтажная деревянная дача на садовом участке и т.д. Доля знакомых, принадлежащих к среднему классу, колебалась от 60 до 80%. Студенты задали уточняющие вопросы: указать процент людей, принадлежащих к среднему классу, относительно всего населения России или только среди знакомых. Уточнил, что на первом этапе определяется процентная доля среднего класса среди знакомых, на втором – среди всего населения. Два этапа – два разных метода, две разные задачи.

Высокая доля среднего класса среди знакомых указывает на то, в каком кругу, в какой социальной среде вращаются студенты, где они живут. Если доля выше 50%, то сам отвечающий вращается преимущественно в кругу среднего класса, если меньше, то его окружение либо разношерстное, либо не относится к среднему классу. На втором этапе следовало оценить, опираясь на свои знания и жизненный опыт, какова доля среднего класса среди всего населения. Здесь ставилась иная задача: выяснить экспертные возможности студентов, живут ли они в замкнутом мирке и ничего не знают о жизни или они прекрасно информированы и могут сделать вполне объективный анализ. И здесь цифры колебались от 10 до 40%. Интересно, что практически такой же разброс дают социологические крупномасштабные обследования, проводимые профессиональными учеными: от 6–9 до 42%. Средняя величина находится в пределах 15–20%. Такова доля среднего класса России конца 90-х годов. На шутливый мой вопрос, стоит ли тратить миллионы рублей на проведение масштабных исследований, если студенты способны дать те же самые показатели в течение 5–10 минут, реакция была вполне разумной: студенты понимали, что их показатели практически ничего не стоят в сравнении со строго научными и теоретически обоснованными данными ученых. Тем не менее совпадение двух рядов цифр весьма примечательно.

Второй момент – обсуждение высоко- и низкопрофильных моделей стратификации. Известно, что когда в обществе растет степень социальной дифференциации, вытягивается профиль стратификации. Напротив, когда социальные различия между людьми невысоки, пирамида неравенства плоская. Плоской она может быть в двух случаях, когда 1) все население приблизительно равно в нищете (пример – СССР), 2) большинство населения зажиточно и равно в богатстве (пример – Швейцария).

Согласно П. Сорокину, профиль стратификации в истории колебался для каждого общества и для всего человечества в целом. Он был то плоским, то вытянутым. Мы выяснили: самым нежелательным является ситуация А (равенство в нищете), самым желательным – С (равенство в богатстве). Но для того чтобы от А перейти к С, нужно миновать промежуточную фазу В, которая характеризуется ярко выраженной социальной дифференциацией (рис. 7.9). В США она существует давно и общество успело выработать против него мощное противоядие политического (сильные институты демократии), психологического (достижительная мотивация), социальные (эффективные механизмы социальной защиты населения) толка. Наше общество только еще вступило в эту фазу и ничего подобного создать у себя еще не успело.

 

Мне кажется, взаимный обмен мнениями и коллективный способ решения совершенно новой проблемы, возникшей тут же на лекции и здесь же проанализированной, весьма полезен как для студентов, так и для преподавателя.

Задание 1 Признаки классовой стратификации в повседневной жизни

  Формулировка задания. Подобрать примеры из окружающей действительности, свидетельствующие о том, как живут представители разных классов.

 

Вариант 1

Представители верхнего-высшего класса. К верхнему слою высшего класса можно отнести тех людей, чей материальный доход и социальное положение находятся на вершине социальной иерархии. Но социальное положение (социальный статус) и материальный доход – это еще не все критерии, по которым можно определить принадлежность к тому или иному классу. Не менее значимую роль играет и образование. Если для обычного продавца вполне достаточно 11-летнего образования, а для преподавателя в школе – высшего, то министр финансов или обороны должен быть более образован. Наконец, последним критерием будет служить власть, которую определяют по количеству людей, находящихся в подчинении. Таким образом, мы видим, что к верхнему слою высшего класса принадлежит очень небольшое количество людей, которые, имея социальный статус, материальный доход, образование и власть, и составляют элиту. Это же в свою очередь накладывает некоторый отпечаток на характер их взаимодействия с окружающей социальной средой. Если быть более точным, то элита как некое социальное образование придерживается «закрытого» образа жизни, который отличается от образа жизни других людей. Например, обычному человеку фантастичным будет казаться то, что депутат Государственной Думы или известный банкир делает покупки в каком-то заурядном магазине «Универсам» или «Продукты». Более нелепым будет выглядеть картина поездки мэра города в душном метро или битком набитом троллейбусе в часы «пик». Почему нас удивляет такая картина? Ответ прост: для «таких» людей существуют «свои» магазины, машины, места времяпрепровождения, у них свой круг знакомых. Все это недоступно другим. Но более загадочна и туманна картина их досуга. Как они отдыхают? Этот отдых – пассивный или активный? Часто ли они ходят в театр? На самом деле об этом мало что известно. Поэтому создается впечатление, что они постоянно в работе и поэтому у них мало времени на досуг. Не имея доступа в эту среду и не беря в расчет разнородные и противоречивые данные газет, трудно представить полную картину их жизни.

Представители верхнего-среднего класса. К ним относятся люди, имеющие определенные материальные доходы (границы которых трудно установить), высшее образование, высокий престиж, определенную власть. Доктор наук, аудитор или адвокат – вот некоторые из них. Совершенно очевидно, в этот слой среднего класса реально можно поставить любого человека среднего достатка. Образ жизни этих людей есть нечто более близкое и понятное, хотя и не всегда доступное. Они хорошо образованны, иногда даже лучше, чем те, которые относятся к верхнему слою среднего класса. Поэтому их работа скорее умственная, нежели физическая. Они часто посещают кино, театры, выставки, связанные с их профессиональной деятельностью, и т.д. Представители этого класса могут иметь друзей и знакомых как из своего окружения, так и из нижних слоев среднего класса. Их квартиры отличаются евроремонтом, машины – новизной, а покупки в магазинах – ценой и разнообразием. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Чем выше у человека социальный статус (положение в обществе), тем больше ему приходится уделять сил и времени на то, чтобы удержаться именно на этой общественной ступеньке.

Представители среднего-среднего класса. Это прослойка среднего класса является наиболее многочисленной и служит базисом стабильности общества в целом. В нашей стране по сравнению с западноевропейскими показателями численность этого класса очень незначительна. Это – учителя (в крупных городах), машинисты метрополитена, милиционеры и офицерский состав военнослужащих. Они имеют разное образование от неполного среднего до высшего. Уровень их жизни позволяет не бедствовать, но не допускает особых излишеств (делать необдуманные и не просчитанные покупки). Они обладают неким усредненным набором вещей: недорогая машина, небольшая квартира, может быть, и дача, который отличает их от других. Их досуг однообразен – телевизор, газеты, поездки летом на дачу, небольшие семейные ссоры, пожалуй, и все.

Представители нижнего-среднего класса. Данный слой среднего класса стал своеобразной воронкой, засосавшей со времен перестройки многих людей, не представлявших, что стабильность советских времен когда-нибудь рухнет. Впрочем сельские жители как были представителями этого класса, так ими и остались. Произошло так по одной причине – из-за недостатка образования. В этот класс кроме них также входят некоторые довольно обеспеченные пенсионеры, работники бюджетной сферы (учителя, медицинские работники, рабочие горной отрасли), особенно, если они живут на периферии. Следует особо отметить низкий уровень их жизни, тяжелее всего приходится тем людям, чья сложившаяся система ценностей не соответствует, прямо скажем, их бедственному положению. Но человеку свойственен инстинкт самовыживания, который подсказывает, что следует делать. Отсюда – «рельсовая война», голодовки, бойкоты и другие акции неповиновения. Представители этого класса вряд ли ходят по магазинам, разве что за основными продуктами: солью, хлебом, крупами и т.д. все, что можно, они выращивают на своих огородах. Покупка каких-то вещей, одежды – это не только редкость, но и непозволительная роскошь.

Представители верхнего-низшего класса. Это большая часть пенсионеров, чей образ жизни оставляет желать лучшего, многодетные семьи, чернорабочие и т.д. Их заработной платы (пенсии) едва хватает на пропитание. На другое денег просто нет. Поэтому идут старые люди собирать бутылки, попрошайничать, а дети из многодетных и неблагополучных семей – бродяжничать. Не помогают и выплачиваемые символические дотации и пособия. Но все же жизнь этих людей еще похожа на человеческую. А вот как существуют люди из нижнего-низшего класса, понять уже трудно.

Представители нижнего-низшего класса. К ним можно отнести бомжей, алкоголиков, беженцев и т.д. В жизни у них нет ничего, они только влачат свои дни. Они не имеют ни постоянной работы, ни стабильного дохода, ни постоянного места жительства, ни возможности изменить что-либо, многие даже не задумываются о том, чтобы изменить свое существование. Главное для них – удовлетворение первичных физиологических потребностей. Среди этой категории людей высоки смертность и заболеваемость. Попрошайничество, мелкое воровство – вот основные источники их дохода. При составлении задания мною были опрошены – мать (социальный статус – директор детского сада), ее знакомый (адвокат), бабушка (пенсионерка). Конечно же, при этом я исходил и из своего жизненного опыта.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Посторонние принимали чикагских социологов за какое-то гостиничное сообщество
В результате социолог получает усредненную картину реальности


Собирательство постиндустриальное общество социальная стратификация социальное пространство

сайт копирайтеров Евгений