Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вечер у Анны Павловны Шерер в романе Толстого «Война и мир» является эталоном светского приема. На этот вечер явились представители всех знатных фамилий. Хозяйка встречала гостей, которые появлялись один за другим: «Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили».

Практически все гости знали друг друга. А кто не был знаком, был представлен (двое незнакомых людей не могли просто заговорить, обязательно кто-то третий, знающий обоих, должен был представить их друг другу). На вечере присутствовала тетушка, к которой Анна Павловна подводила всех вновь прибывших: «Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки... Тетушка каждому говорила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества... Все подходившие из приличия, не высказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки...» Гости разбились на отдельные кружки, в каждом из которых обсуждались последние новости и слухи: «Общество разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат, в другом, молодом, – красавица-княжна Элен, в третьем – Мартемар и Анна Павловна». Хозяйка дома все время приглядывалась и прислушивалась, «готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор».

Целым событием в жизни каждой девушки был бал. «Наташа живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга». Сначала собирались представители всех знатных семей. Когда все приглашенные были на месте, играла музыка и входил государь. За ним – хозяин и хозяйка. Мужчины подходили к дамам и строились в пары «польского», начинались танцы. Мужчины были вежливы и галантны. На балах и вечерах родители подчас устраивали «выгодные» браки для своих детей. Дама (девушка) не могла выходить одна, ее обязательно должен был кто-то сопровождать.

Дворяне ездили на охоту, в определенный сезон выезжали на воды, чтобы подлечиться, пообщаться и отдохнуть.

Между высшим классом (который был представлен дворянами) и низшим (который был представлен крестьянами и бедными рабочими, служащими) – огромная разница в образе жизни, ценностях, манере говорить, одеваться. Между этими двумя полюсами находится средний класс. Он не был многочисленным, но был разношерстным, пестрым по своему составу.

У Достоевского представительницей среднего класса является старуха-процентщица. «С замиранием сердца и нервной дрожью подошел он (Раскольников) к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другой – на улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками, портными, слесарями, кухарками, разными немцами, мелким чиновничеством и прочее». Жильцы дома, в котором жила старуха, – в большинстве своем представители среднего класса. Квартира процентщицы была небольшой. Достоевский пишет: «В подобных мелких квартирах таких домов почти все такие звонки». Квартира состояла из темной прихожей, разгороженной перегородкой, и крошечной кухни, небольшой комнаты с «желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах». В комнате не было ничего особенного: «Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель». Вторую «крошечную» комнату закрывала ситцевая занавеска, там «стояли старухина постель и комод...»

Одета старуха была в какое-то «фланелевое тряпье» и меховую кацавейку. Но в укладке лежала «заячья шубка, крытая красным гарнитуром; под нею было шелковое платье, затем шаль...»

Речь старухи правильна, видно, что она получила какое-то образование. С клиентами говорит вежливо. Особенно складно говорит она о рублях и процентах, что соответствует ее образу жизни.

Главной ценностью старухи была укладка, «побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном, с утыканными по нем стальными гвоздиками. В ней среди тряпья она хранила заложенные вещи: золотые часы, браслеты, цепочки, серьги, булавки и т.д.

Старуха жила со своей сестрой, которую, по существу, эксплуатировала. Сама же из дома никуда не выходила, занималась тем, что брала в заклад вещи под проценты, отсюда и прозвище ее. Домашними делами она не занималась, все делала сестра. Кроме своей сестры и клиентов, старуха ни с кем не общалась.

Другой представитель среднего класса в романе «Преступление и наказание» – Петр Петрович Лужин. «Все платье его было только что от портного... щегольская, новехонькая, круглая шляпа... прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских перчаток... На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками». Как видно, одет Петр Петрович был очень даже неплохо. Волосы его были завиты у парикмахера.

Петр Петрович не был обделен деньгами. Был он надворным советником, человеком занятым и деловым, дорожил каждой минутой. «Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал». Лужин хотел «открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимался хождением по разным искам и тяжбам», было у него «одно значительное дело в сенате».

Речь Лужина отличалась какой-то помпезностью, наигранностью. От нее веет показным благородством. Петр Петрович был угрюмым и высокомерным человеком. Он разделял «убеждения новейших поколений» и был врагом «всех предрассудков».

К низшему классу относили обычно крестьян. В романе А. Н. Толстого «Петр Первый» ярко описан крестьянский быт. Крестьянская семья жила в избе. Маленькое оконце едва пропускало свет. «Под черным потолком клубился теплый, сухой дым, уходил в волоковое окошечко над дверью, избу топили по-черному». Внутреннюю обстановку избы мы можем увидеть из следующего эпизода: «Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь... Вдруг все захотели пить – вскочили в темные сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы. Обледенела кадка с водой, обледенел деревянный ковшик».

Как правило, вся семья ютилась в одной комнате. В избе – красный угол с образами, каждый вошедший должен был перекреститься на него. Печь, деревянный длинный стол, деревянная же лавка – вся мебель. Вся семья садилась за стол.

Трапезу начинал самый старший – муж. Впереди него не лезь – получишь ложкой по лбу. Все ели из одного горшка, в котором и пища готовилась.

«Чада прыгали с ноги на ногу, – все были босы, у Саньки голова повязана платком, Гаврилка и Артамошка в одних рубашках до пупка». «На бате – высокий колпак надвинут на сердитые брови. Рукавицы торчали за пазухой сермяжного кафтана, подпоясанного низко лыком, лапти зло визжали по навозному снегу...» Как видно, семья состоит из пяти человек. Все дети одеты плохо, видимо у них вообще нет зимней одежды. В любом случае одежду дети поднашивали друг за другом. Двор у Бровкина был все-таки зажиточный – конь, корова, четыре курицы. Про Ивашку Бровкина говорили «крепкий».

А.Н. Толстой показал простонародную речь крестьян. Мать кричит на детей: «Дверь, оглашенные!» Употребляются такие слова, как «давеча», «батя», «люто», «озябли» и др. Люди были необразованные, безграмотные.

Трудна жизнь крестьянина. Весной паши, сажай, осенью – собирай урожай. Хозяин-барин требует оброк и барщину. А крестьянин и свое поле должен вспахать, и дрова на зиму заготовить, и хозяйство вести. «Ну, ладно... Того подай, этого подай...Тому заплати, этому заплати... Но, прорва, – эдакое государство! – разве ее напитаешь? От ее работы не бегаем, терпим». Крестьяне видели, как живут помещики и дворяне и, естественно были недовольны тем, что они работали, не покладая рук, и ничего не имели, а барин ничего не делал и имел все. Ивашке Бровкину даже пришлось сына своего продать в вечную кабалу.

Вечером устраивались посиделки, девушки шили себе приданое, разговаривали. Парни и девушки приглядывались друг к другу. Летом водили хороводы. Но так или иначе судьбу детей устраивали родители. Часто обращались за помощью к свахе. Родители пытались повыгоднее выдать дочерей замуж и женить сына на трудолюбивой, послушной, красивой девушке.

В городе мы видим следующую картину. Ее нам показал Достоевский в романе «Преступление и наказание».

«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю ее было видно из сеней... Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый». Комната была проходной. Так жила семья Мармеладова. У него было пятеро детей. «Старшая девочка... водной... разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике...» Мармеладов потерял свое место. Сам он был человеком образованным, как и его жена. Но после потери работы жизнь его круто изменилась. Как говорит сам Мармеладов: «Проживаем же теперь в угле... а чем живем и чем платим, не ведаю». Спасает его от бед и несчастий только бутылка. Дочка же его Сонечка с детских лет вынуждена торговать собой. Описание Сони таково: «...наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающейся целью». В семье происходят постоянные ссоры, ругань.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Непрерывное социологическое образование в россии
Отношения же
Ивановы одиноки
Исторически определенного типа обществав этом разделе затрагиваются вопросы
Домохозяйка низкооплачи ваемый работ ник профессиональ ный профессио нально техническое образование

сайт копирайтеров Евгений