Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Таким образом, для средневековых мыслителей человек - это Храм, он создан по образцу и подобию Бога. На человеке отпечаток абсолютной личности творца. В целом же внутренний мир средневекового человека представлял собой противоречивое единство религиозной духовности (все люди созданы богом и подчинены ему) и иерархической сословности (каждый человек принадлежит определенному сословию). Эта сила подчиняла себе индивидуальность человека, его разум и чувства. Разум нужен для того, чтобы отдельный человек мог отвечать перед богом, но не для самостоятельных решений. Никаких "личных прав" или "прав личности" в современном понимании средневековье не дает.

Возрождение (XIV-XVI вв).

Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В Италии эпоха Возрождения с 14-16 веков, в других странах с 15-16 вв. Большинство исследователей связывают появление Возрождения с переходом от средневековья к Новому времени, т.е. от феодализма к капитализму, а в идейной области - с переходом от схоластики к гуманизму.

Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм.

Философский смысл гуманистического антропоцентризма выражается в формировании идеала человека. Этот идеал включает в себя: самостоятельность человека, всестороннюю образованность, целеустремленность, чувство гордости и чести, самосознание, способствующее становлению новой общественной позиции.

Философию Возрождения вообще отличает ярко выраженный антропоцентризм. Ни в античности, ни в средние века не было такого пристального внимания к человеческому существу. Выше всего в эпоху Возрождения ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Своего рода антропоцентризм был свойствен и средневековому сознанию. Складывающееся в эпоху Европейского Возрождения взгляды на человека вобрали в себя все лучшее от античности и христианства, и воплотились в учении гуманизма. Мыслители той эпохи титаны духа: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте - провозгласили свободу и суверенность человеческой личности. Она представлялась как гармония тела и духа, разума и чувств, земного и божественного.

Все меняется в эпоху Возрождения. <Человек есть модель мира>, - сказал Леонардо да Винчи, и эти слова можно начертать на знамени искусства и человеческих отношений той эпохи. Человеческое <Я> набирает силу.

В эпоху Возрождения и последующие за ним столетия <Я> почитают как величайшую социальную ценность. <Раннебуржуазный человек, - отмечает И. Кон, - впервые почувствовал себя не частью целого, а самостоятельным целым, живущим по своим законам сознания и воли>.

Возрождение знаменует переход от традиционного общества к современному, первые проблески капитализма. А капитализм, как социальное и экономические явление, невозможен там, где нет индивида - свободного предпринимателя, купца, ремесленника, наемного работника. Они самостоятельные экономические агенты.

Гуманисты эпохи Возрождения (Валла, Пико делла Мирандола, Фичино и др.) провозглашают свободу человека от всяких обязанностей по отношению к анонимному <целому> и выдвигают идеал целостной, всесторонне развитой личности. Личность провозглашается целью, общество - средством развития. Идея свободы личности, первоначально ограниченная интеллектуальной сферой, постепенно перерастает в требование гражданских и политических свобод. Просветители 17-I8 вв. само общество и государство рассматривают как продукт договора между индивидами.

Ренессансное сознание в полном смысле слова двигалось от понятия "индивид" к "индивидуальности". Возрождение называют еще "веком разума", ибо оно провозгласило разум высшим достоинством человека. Тем самым оно продолжило и довело до высшей точки зародившийся еще в античности рационализм. Был сделан акцент на этических проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума. Оно отбрасывало средневеково-богословское отношение к человеку, как к греховному сосуду, обреченному в жизни на страдания. Целью земного бытия объявлялись радость и наслаждение. Провозглашалась возможность гармоничного существования человека и окружающего мира. Гуманисты способствовали выработке идеала совершенной, всесторонне развитой личности, добродетели которой определялись не благородством по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом.

Просвещение (XVII-XVIII вв.) продолжает начатую в эпоху Возрождения борьбу за установление "царства разума", политических свобод и гражданских прав человека. Конец эпохи Просвещения ознаменован двумя важнейшими явлениями - Великой промышленной революцией, окончательно закрепившей бесповоротность наступления на земле капитализма, и Великой французской революции (1789г.), провозгласившей те политические нравы и свободы, которые составляют основу современной демократии. Это эпоха великих географических и научных открытий, завоевание юридической свободы, борьбы буржуазии за власть, которая в конечном итоге привела к тому, что закрытое, инертное традиционное общество сменилось открытым, мобильным современным обществом.

Возникнув в XVII веке в Англии (Локк), просветительская идеология получает широкое распространение во Франции XVIII века (Монтескье, Гельвеций, Вольтер, Гольбах, Руссо). Во второй половине XVIII века и первых десятилетиях XIX века антифеодальная идеология Просвещения развивается в Северной Америке (Франклин, Купер, Пейн), Германии (Мессинг, Кант), России (Радищев, Новиков, Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточной Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). Свобода, разум, активность, подвижный стиль жизни, индивидуализм и предпринимательский дух - главные параметры формирующейся личности. Историки утверждают, что само слово "индивидуальность", как и слово "личность", появилось каких-то 200-300 лет назад, т.е. в эпоху Просвещения.

Одной из главных проблем, которые исследует Ж.-Ж..Руссо, является проблема человека, его истинной сущности. Руссо усматривает в человеке два естественных начала, предшествующих разуму (рассудку):"... из них одно горячо заинтересовывает нас в нашем собственном благосостоянии и самосохранении, а другое выражает наше естественное отвращение при виде гибели и страданий всякого чувствующего существа и главным образом нам подобных"[228]. По природе человек, согласно Руссо, незлобив, скорее даже добр, он становится добродетельным, когда, любя добро, еще и осуществляет его через борьбу и преодоление в себе противоборствующих наклонностей. Выполнение долга является внешней формой добродетели по сравнению с поступками, вытекающими из естественного стремления к добру, на основе которых чувство долга формируется и закрепляется в качестве привычки к добродетели, привычки,  доставляющей удовлетворенность и наслаждение. В человеке цивилизованном Руссо фиксирует два разных принципа, из которых один влечет к любви, справедливости, моральному благу, а другой тянет вниз, подчиняет власти внешних чувств и порождаемых ими страстей. Процесс формирования индивида в историческом плане Руссо связывает с переходом от первоначального, естественного состояния к цивилизованному, гражданскому. Человек как гражданин расстается со своей естественной свободой, зато приобретает свободу моральную. Для Руссо очевидно, что современный человек находится в интенсивном разладе с собой, что в своем действительном существовании он не является тем, чем должен быть по своей сущности; он не равен самому себе, потому что существует неравенство между людьми. Руссо называет человека <говорящим животным>, подчеркивая тем самым важную роль языка, культуры и общения, которую они играли в становлении индивида.

В философии Нового времени, начиная с французского философа Р. Декарта, распространяется дуалистическое понимание личности, на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе; понятие личности практически сливается с понятием <Я>. Английский философ Дж. Локк считал, что <...личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя, как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных местах...>[229]; тождество личности Локк усматривает в её сознании.

Первое философски точное осмысление личности дал И. Кант. По И. Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять своё Я нравственному закону; если психологическая личность - лишь способность осознания собственной тождественности, то моральная личность - это свобода разумного существа, подчиняющегося <...только тем законам, которые оно (само или по крайней мере совместно с другими) для себя устанавливает>[230]. <Самодисциплина>, <самообладание>, <способность быть господином себе самому> - ключевые понятия кантовского этического словаря. Но самая важная категория, проливающая свет на проблему личности,- автономия. С одной стороны, она означает просто независимость по отношению к чему-то, с другой-<самозаконность>. Это простейшие требования нравственности, такие, как <не лги>, <не воруй>, <не чини насилия>. Их-то человек и должен прежде всего возвести в свой безусловный императив поведения. Свобода от социальных ограничений достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть этические принципы, способен к независимому целеполаганию. Только на основе последнего возможна подлинная целесообразность действий, то есть устойчивая жизненная стратегия. Нет ничего более чуждого для индивидуальной независимости, чем безответственность. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность. Высшим принципом нравственного отношения человека к человеку является сформулированный И. Кантом категорический императив: поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никогда - только как к средству.

У Гегеля человек - воплощение мирового духа, который только через человека, мыслящего субъекта, обретает волю и сознание. Активная деятельность человека усматривалась им прежде всего в познании абсолютной идеи. Чем глубже сознает человек ее логику, тем более свободным он становится.

Возникшее в ХI1Х веке учение Л. Фейербаха называют антропоцентристским, поскольку в центре всех рассуждений немецкого мыслителя находилась не природа или Абсолютная идея, а живой человек в единстве всех его земных, даже не всегда симпатичных, проявлений. Для Фейербаха природа - это высшая реальность, а человек - высший продукт природы. В лице человека природа ощущает, созерцает себя. Нет ничего выше природы, нет ничего ниже природы. У Фейербаха человек - не только и не столько мыслящий субъект, сколько материальное существо, имеющее биологическую природу. Но в эту природу Фейербах включил стремление к счастью, которое недостижимо в одиночку, без другого человека, и поэтому выходит за рамки эгоизма и ведет к единению всего человеческого рода[231].

Для К.Маркса, на которого оказали сильное влияние идеи Гегеля и Фейербаха, человек одновременно и продукт, и субъект истории. <"История" не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека>[232]. Безличные общественные отношения, противостоящие индивиду как нечто внешнее, объективное, от его воли не зависящее, суть объективизация деятельности прошлых поколений, т. е. опять-таки <живых личностей>. Бессильный в качестве абстрактного, изолированного индивида, человек становится творцом истории совместно с другими, в составе общественных классов и социальных групп. <Поэтому всякое проявление его жизни... является проявлением и утверждением общественной жизни>[233]. Важнейшей потребностью человека Маркс считал потребность действовать для всеобщего блага и таким образом проявить себя в обществе. Поскольку человек у него есть <общественное животное> и сущность его - <ансамбль общественных отношений>, то проблема человека как бы автоматически переносилась в плоскость социологии.

Личность в современной философии

Проблемы личности в современной философии - это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободы и социальной ответственности. Философы считают личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного существа. В философии появилось немало течений, в которых человек поставлен в центр вселенной.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Имеющая дело с интерпретативным пониманием социального действия
Их взаимоотношения американская социологическая мысль
Социально экономического положения рабочего класса
Капиталистическое общество от мануфактуры до машинного производства

сайт копирайтеров Евгений