Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

(данные приводятся выборочно)

Мы видим, что в Германии выявлено больше сторонников ли берального суждения («личные достижения») и меньше — эгали тарного («равные доходы»). С учетом различия инструментария данные, приведенные на рис. 53 и 54 можно прокомментировать следующим образом. Конечно, социальное равенство не сводится к равенству доходов. Его можно понимать и в либеральном смыс-

[249]

ле — как равенство возможностей. В то же время следует признать, что в континентальной Европе равенству придается большее значение, чем в США, и что гражданская культура здесь имеет эгалитарно-либеральный оттенок. Но главное то, что для выполнения одной из основных функций этой культуры (поддер жание стабильности демократии) в европейских странах необходимы и свобода, и равенство (см. рис 60).

Анализ этих данных позволяет сделать вывод о том, что в странах с относительно высоким доходом на душу населения, больше тех, кто в решении своих проблем рассчитывает на себя, а в странах с относительно низким доходом больше тех, кто рас считывает на государство. Тем не менее во всех этих странах су ществуют условия для развития гражданской культуры и обеспечения стабильности системы представительной демократии. Со гласно Липсету, такие условия возникают при доходе на душу на селения 1910долл./год и выше [Липсет 1993, 9]. Во всех странах ЕС этот доход намного выше [Рукавишников, Халман и Эстер, 36-37]. Не последнюю роль в этом процесс играет европейская интеграция.

Обобщая сказанное, следует отметить, что, скорее всего, нет прямой зависимости между идеологическими расколами, существу-

[250]

ющими в развитых странах, и гражданской культурой. Приверженцы либеральных, консервативных и социал-демократических ценностей могут быть приверженцами демократии, и они не раз дока зывали это, находясь у власти. Вероятнее всего, эти инструмен тальные ценности не оказывают доминирующего воздействия на гражданскую культуру и на нее в большей степени влияют терми нальные ценности. Это предположение можно проверить с помо щью данных всемирного исследования ценностей, которое проводится под руководством Р. Инглхарта, а также с помощью его тео рии перехода от материалистической к постматериалистической детерминации социального действия в развитых странах [ Inglehart 1977; Inglehart 1990; Value Change in Global Perspective ...; Инглхарт 1997; Рукавишников, Халман и Эстер, 221, 233—343].

На основе обобщения результатов многолетних (начиная с 1970 г.) исследований культуры индустриальных и постиндустри альных стран, Р. Инглхарт пришел к выводу о том, что в этих странах произошли существенные изменения — «тихая револю ция» ( Silent Revolution ) — в механизме ценностной детерминации социального действия. Суть этих изменений заключается в пере ходе от преобладания «материалистических» ценностей к преоб ладанию «постматериалистических». Инглхарт исходит из того, что уровень материального благосостояния, достипгутьгй в развитых индустриальных странах, постепенно изменяет целевые ценност ные ориентации населения. «Хотя индивидуумы все еще ценят экономическую и физическую безопасность, они все больше при дают значение удовлетворению потребности в свободе, самовыра жении и улучшении качества своей жизни. Экономические потреб ности и потребности безопасности, которые мы называем «матери алистическими» целями, все еще сохраняют ценность, но они больше не являются высшими приоритетами, возрастающая часть общества отдает более высокий приоритет «постматериалистичес ким» целям» [ Value Change in Global Perspective ..., 9].

В исследовании ценностных изменений в качестве целевых ори ентации наиболее часто использовались четыре альтернативы: «поддержание порядка в стране» и «борьба с ростом цен» («мате риалистические» цели), «предоставление людям больших возможностей высказываться по важным правительственным решениям» и «защита свободы слова» («постматериалистические цели»). Каждый респондент должен был дважды выбрать наиболее важную цель: сначала из всех четырех, затем из трех оставшихся после первого выбора. «С учетом двойного выбора из четырех целей ... респонденты, выбирающие «поддержание порядка» и «борьбу с ростом

[251]

цен», классифицировались как материалисты, в то время как те, кто выбирает «предоставление людям больших возможностей высказываться по важным правительственным решениям» и «защита свободы слова», классифицируются как постматериалисты. Остав шиеся четыре комбинации, в каждую из которых входит по одно му материалистическому и одному постматериалистическому отве ту, классифицировались как «смешанные» (Там же, 10].

В исследовании ценностей применялся также набор из 12 аль тернатив, в котором к четырем перечисленным были добавлены: «достижение высокого уровня экономического развития», «стабильная экономика», «обеспечение безопасности страны», «борьба с преступностью», «построение менее обезличенного общества и более гуманного общества», «построение общества, в котором идеи ценятся больше денег», «забота о красоте городов», «предо ставление людям больших возможностей влиять на принятие ре шений по месту работы и жительства». Однако для выявления гло бальных ценностных изменений было избрано четырехальтерна- тивное измерение, поскольку оно использовалось в первых опросах [ Value Change in Global Perspective ..., 10].

Рассмотрим результаты анализа этих изменений в связи с темой данной главы. Для лучшего восприятия статистических данных мы отберем только часть из ежегодных опросов по тем странам, которые рассматривались ранее (рис. 61).

Эти графики расположены слева направо по мере уменьшения доли респондентов, ориентирующихся на постматериалистические ценности в 1993 г. Больше всего их было в Дании, меньше всего — в Италии. Если сравнить эту последовательность с уров нем дохода на душу населения в соответствующих странах, то вы яснится, что постматериалистов больше там, где выше материаль ное благосостояние. Исключение составляет лишь Германия, в ко торой в 1988 г. доля постматериалистов была выше, чем в Дании (25 и 17% соответственно), а после 1989 г. (объединение Германии) стала уменьшаться и в 1993 г. составила 12% опрошенных [ Value Change in Global Perspective ..., 13—14]. В то же время следует отметить, что в Германии, как и в Дании, в 1993 г. произошло увеличение доли людей со смешанной ориентацией, без существенного изменения доли сторонников материалистической ориен тации. В других странах (за исключением Италии) доля постматериалистов увеличилась в основном за счет уменьшения доли материалистов, поскольку удельный вес респондентов со смешанной ориентацией существенно не изменился. Дания, население кото рой превосходило население других стран Европы по уровню ин тереса к политике и удовлетворенности демократией, превосходит

[252]

Рис. 61. Распределение материалистических/постматериалистических

ценностей в западноевропейских странах, %

Условные обозначения: ПЦ — постматериалистические ценности; СЦ —

смешанные ценности; МЦ — материалистические ценности. Источник : Value Change in Global Perspective. P . 13-14.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Артемов Г. Политическая социология социологии 3 анализа
Артемов Г. Политическая социология социологии 9 работники
Остаток 2 частота единство
Другим атрибутам демократии

сайт копирайтеров Евгений