Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Но, указывая на недостаточность и однородность моральной теории Бентама, я нисколько не умаляю значения английского мыслителя в истории человеческой мысли. Если его теория не способна исчерпывающе объяснить всю механику человеческих поступков, то часть этих поступков она, несомненно, объясняет. Если утилитарная мотивация не есть единственная мотивация поведения человека, то целая область актов, несомненно, управляется ею. Точно так же, если "моральная арифметика" не решает все жизненные казусы, то в области удовольствий и страданий она, несомненно, дает ряд более или менее "твердых" критериев, которыми можно руководствоваться при выборе различных поступков. Пусть эти критерии относительны, пусть они не всегда приложимы, это не умаляет их ценности. В сравнении с моральными аксиомами, данными другими философами-моралистами (Платон, Аристотель, Спиноза, Кант и др.), они бесконечно более конкретны, определенны, менее формальны и потому более приближаются к точности и практической пригодности. Во всяком случае, в этой сфере Бентам до сих пор не превзойден: многочисленные Попытки ряда философов и в особенности политико-экономистов австрийской школы9 усовершенствовать шкалу полезностей и ценностей ничего нового к бентамовской шкале не прибавили10.

Если бы даже и вся общая теория морали Бентама была ложной, одних его работ по реформе права и правовых институтов было бы достаточно, чтобы причислить его к величайшим реформаторам человечества. Еще при жизни его называли "законодателем мира", и называли по праву. Несмотря на столетний период, отделяющий нас от него, многое, им написанное, остается верным и до сих пор. О практическом же значении его работ нет надобности говорить: история ряда основных институтов права достаточно красноречиво свидетельствует об этом.

Наконец, странными кажутся мне и нападки на него, исходящие из наших социалистических кругов. Если теория Бентама — теория "гения буржуазной тупости", а его принципы - "смердяковщина", то пришлось бы, пожалуй, и многие основы социализма окрестить теми же эпитетами. Почему? Да потому, что между основами того и другого есть много общего. Взять хотя бы максиму: "наибольшее счастье наибольшего количества людей". Разве это бентамовское положение не является одновременно и тезисом социализма? Или взять значение большинства по теории Бентама и социализма? Разве и здесь не единогласие? Возьмите, далее, критику

См.: Билимович. К. вопросу о расценке хозяйственных благ (1914). 10 См. об этом также 7 главу работы Покровского ?.?.

281

ряда правовых и социальных институтов, выполненную Бентамом. Разве здесь и до сих пор многие страницы английского философа не являются классическими и разве не простое повторение мыслей английского утилитариста представляют многие пункты обвинительного акта, предъявляемого социализмом к современному социальному и политическому строю?

Кто сомневается в этом, пусть познакомится с работами этого "гения буржуазной тупости" или с указанной книгой о нем ?.?. Покровского.

Как определение Маркса, так и злословие всех вторящих ему обличителей и прокуроров Бентама кажутся мне непростительным легкомыслием или же проявлением старинного нашего свойства - российской буслаевщины, выкидывающей из ванны с водой и самого ребенка.

Давно желанное совершилось. Старая власть и старый порядок, сковывавшие жизнь великого народа по рукам и ногам, - пали. На их смену приходят новый порядок и новая власть. Основная политическая программа нового правительства опубликована. Остановимся на ней и спросим себя: приемлема ли она? не узка ли?

Если наш ответ будет гласить, что программа временного правительства узка, и в этом смысле реакционна, то отсюда само собой следует, что нет достаточных оснований для поддержки новой власти и нужно добиваться нового правительства с более широкой программой, удовлетворяющей требованиям момента. Если же, наоборот, окажется, что опубликованная программа вполне соответствует условиям момента, от отсюда само собой вытекает обязанность каждого, кому дороги интересы свободы и интересы России - России, не как официального наименования, а России, как собирательного имени, обозначающего интересы и благо 180 миллионов людей, - поддерживать это временное правительство, сплотиться вокруг него, стойко бороться со всякими попытками подорвать его силу и власть, короче - обязанность организованной поддержки его, чтобы не способствовать тем великим опасностям, которые грозят дорогой нам родине - ста восьмидесяти миллионам прежде закованных, а теперь свободных граждан свободной России. А опасности эти велики и далеко еще не устранены. Свободной России грозят три врага: старая власть, внешний враг, занимающий нашу территорию, и беспорядок, способный свести "на нет" великое дело, так успешно начатое и продолжаемое...

Не будем опьяняться временными успехами. В такие важные моменты нужно особенно трезво и осторожно смотреть на положение вещей, а оно

282

таково, что внушает еще большие опасения за прочность нового порядка. Пока сделана лишь одна сотая часть того, что нужно сделать.

Старый порядок, угнетавший родину в течение тысячи лет, пустил в ней глубокие корни. Ураган революции смел с поверхности носителей этого порядка, но корни его еще остались. Они готовы снова расцвести пышным чертополохом при всяком удобном случае и заглушить свежие, но еще слишком нежные, и хрупкие цветы нового порядка. Далеко не обезврежены еще все прямые сторонники и ревнители прошлого. А сколько лиц признало новый порядок только за один страх! Достаточно временного смятения, достаточно случайного колебания - и вся эта группа так же легко может перейти на сторону старой власти, как легко перешла она на сторону новой.

Отсюда вывод: все, кому дорог новый порядок, все, кому дорога революция, все, кто желает процветания новой, свободной России, объединяйтесь, забудьте мелкие разногласия, не тратьте своих сил во взаимной, ненужной борьбе.

Есть и другой враг - врач внешний, по-прежнему занимающий наши города и села, по-прежнему миллионами штатов грозящий нашей родине, как и раньше готовый вторгнуться в новые области и отнять нашу завоеванную свободу.

Теперь более чутко, чем когда бы то ни было, он прислушивается ко всему, что делается у нас, надеясь на наше разногласие, но усиленно собирает силы, чтобы ударить на нас и заставить нас принять его условия.

Нельзя допускать этого. Не для того мы боролись за свою свободу, чтобы отдать ее снова; не для того мы свергали нашего внутреннего врага, чтобы на его место посадить нового деспота. Мало того, если придет этот внешний деспот, с ним придет и внутренний свергнутый враг. Газеты уже сообщили, что клевреты Николая II советовали открыть немцам минский фронт, чтобы "прогнать всю эту революционную сволочь". Те же газеты рассказали нам, что Вильгельм ведет войну не с Николаем, а с русским народом. И можно быть вполне уверенным, что победа Германии повлечет за собой и победу старого порядка над новым. Во имя защиты внутренней завоеванной свободы от новых опасностей мы по-прежнему признаем законной и необходимой оборону страны от внешних опасностей. По-прежнему считаем опасной пропаганду "мира во что бы то ни стало" и выставление лозунгов вроде "долой войну". Мы хотим мира, но не какого угодно, а мира, соответствующего интересам человечества и совпадающим с ними интересам нашей родины. В этих целях мы стоим за оборону, но отрицаем завоевания. Мы не хотим разгрома России и ее союзников, но не желаем и разгрома Германии и союзных с ней стран. Признавая оборону, мы вместе с тем не отрицаем, а считаем необходимым скорейшее начатие мирных переговоров как правительствами воюющих стран, так и самими воюющими странами. Военные действия должны идти своим чередом, а переговоры - своим.

Когда враждебные стороны сойдутся на определенных условиях, тогда может быть объявлено перемирие. Пока этого нет - война будет и должна продолжаться. Каковыми должны быть эти условия - здесь я

283

этого не буду касаться, а отошлю читателя к другой своей статье, посвященной этим вопросам'.

Эта внешняя опасность снова требует от нас объединения, единства мысли, единства воли и единства действий! Есть и третья, не менее грозная опасность.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   



Государств воинственных
Имущественная группировка населения расслоение по степени имущества
17 октября

сайт копирайтеров Евгений