Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

До недавнего времени самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни. В данном случае социология не считалась самостоятельной научной дисциплиной.
Делались также различные попытки отождествить социологию с какой-либо другой общественной наукой (история, право, биология и т.д.). В результате чего возникли и существуют до настоящего времени различные школы и направления в социологии, которые связывают существование социологии с разработкой какой-то определенной области человеческой деятельности или какого-то фактора общественного бытия, признаваемого решающим и определяющим для всего дальнейшего развития.
Данный взгляд возник на начальном этапе развития социологии и имел определенные объективные основания. Главным при этом было общее состояние всех наук об обществе. В это время они переживали переходный период в своем развитии. Ведь уже О.Конт рассматривал прогресс человечества как развитие знания, который проходит три этапа: от теологических систем к метафизическим, а от них к позитивному (т.е. реальному, подлинно научному) знанию. Основы социологии закладывались как раз в период перехода от метафизики к позитивизму, что сопровождалось существенной трансформацией методологических основ общественных наук. Наука отказалась от поддерживаемых всей предшествующей философской мыслью, в первую очередь классической немецкой философией, цельных метафизических систем, а в связи с этим и от единого общего взгляда на мироздание. А новое целостное представление об обществе как единой системе со свойственными ей отношениями и противоречиями еще не было разработано. Поэтому социология, выступая «позитивной» наукой, могла только декларировать создание нового общего взгляда на мироздание и реально изучать могла только отдельные факторы, социальные учреждения и структуры, как происходит взаимовлияние между ними.
В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. Это обусловлено рядом следующих причин:
Во-Первых, социология — это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества.
Во-вторых, социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря обшей теоретической социологии, которая является одним из трех уровней социологии.
В-третьих, социология разрабатывает технику и методику изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т.п., которые необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками для получения наиболее достоверной информации об интересующем их социальном явлении или процессе.
В-четвертых, в настоящее время проводится целая система исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и др.) [251. С.44].
Интересен пример, данный П.А.Сорокиным при определении понятия социологии, что если имеется «n» разных объектов изучения, то их будет изучать «n» частных наук, к которым присоединится «n+1» наука — социология, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам [240. Т. 1. С.87-88]. Социология имеет большое значение для других наук, так как она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, а также помогает им уяснить законы и закономерности взаимодействия его различных структур. Можно сравнить положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам (и общественным наукам), как положение общей биологии по отношению к физиологии, анатомии, морфологии и другим специальным биологическим отраслям знания; химии — по отношению к органической химии, неорганической химии и т.п.
В то же время в системе общественных наук есть ряд дисциплин, связь социологии с которыми наиболее тесная и даже взаимно необходимая. Рассмотрим, как происходит взаимодействие социологии с некоторыми науками и в чем заключается их различие.
Философия. Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как О.Конт отделил социологию от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия все равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании.
При исследовании ряда ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология тесно переплетается с социальной философией, так как многие положения и выводы второй оказываются органично включенными в первую. Но нельзя полностью отождествлять социологию с социальной философией, ибо это ставит под вопрос само существование социологической науки. Социальная философия — это раздел философии, занимающийся осмыслением качественного своеобразия общества в его отличие от природы. Данная наука анализирует такие проблемы, как смысл и цели существования общества, генезис и перспективы, направленность развития общества и т.д. Она исследует общественную жизнь прежде всего под углом зрения решения мировоззренческих проблем, при этом центральное место среди них занимают смысложизненные проблемы.
Социология не является философской наукой и поэтому изучает законы меньшей степени общности, чем социальная философия. Социальная философия, осуществляя анализ развития общества, опирается на общефилософские законы, Т.е. законы, действующие и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении. Примеры законов социальной философии — законы соотношения общественного бытия и общественного сознания, законы, характеризующие источник самодвижения общественной жизни. В них находит отражение специфика социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой. Но для получения исчерпывающего знания об обществе этого недостаточно. Ведь обществу присущи и свои собственные, специфические связи и взаимодействия, стороны, свойства, которые отражаются законами, категориями и понятиями, не сводимыми только к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий и понятий в общественной жизни. Изучением этого и занимается социология.
Общим для социологии и социальной философии является то, что они рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц.
Таким образом, можно отметить, что социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии, так как знание законов и категорий более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и категорий менее общего порядка.
Для философии исходный пункт исследования — это человек, а для социологии — общество. Это не означает, что социология уходит от человека, общество в данном случае такой исходный пункт, за которым стоит весь мир человека: его действия, социальные группы, социальные институты, социальные процессы, которые в конечном итоге приводят к человеку с его потребностями и интересами. Если философия изучает сущность человека, личности, то социология — личность как социальный тип.
Целью для философии выступает выработка мировоззрения, процесс формирования, утверждения и ниспровержения которой может длиться в течение целой эпохи или формации, а для социологии — получение достоверной, истинной картины современного мира и решение конкретных общественных проблем своего времени.
Если философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, развитие которых происходит на основе цепи логических размышлений, то социология старается решать общественные проблемы на основе научных методов познания действительности. О том, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки, в свое время говорил еще О.Конт.
Философия использует, например, диалектико-материалистический метод (это свойственно для сторонников марксизма) и исторический подход. Социология вырабатывает свой социологический подход — системный, различные методы: структурно-функциональный, сравнительно-типологический, типологический, интерпретации, социометрии и моделирования.
Философия и социология — это две самостоятельные социальные науки, которые находятся в отношении диалектического взаимодействия и тождества основополагающих принципов понимания мира, а не включение одного в другое, и тем более отношение части и целого, или субординации.
В то же время в основе многих понятий социологии лежат категории, законы и принципы философии. Они являются продолжением и конкретизацией философских категорий, например: социальная общность, социальная структура, социальное взаимодействие, социализация, социальный контроль, социальные институты и др.
Но, как уже говорилось, неправомерно будет сводить предмет и категориальный фонд социологии к социальной философии, так как для социологии характерно рассмотрение общества в более специфических понятиях, чем философские абстракции. Также для социологии очень важно, чтобы их можно было соотнести с эмпирически проверяемыми фактами. Ярким подтверждением этому является отмеченное выше высказывание В.А.Ядова: «Основные понятия макросоциологической теории, в отличие от философских категорий, — не материя и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не человек, но личность как социальный тип и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущностной глубинной основе, но скорее социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых — глубинные социальные отношения, непосредственно эмпирически не схватываемые, Т.к. они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкретизированы понятия частносоциологических теорий: ролевого поведения личности, форм социальной организации и др.» 1320. С.11]. Из этого становится ясно, что философия не в состоянии непосредственно перерабатывать данные общественной жизни, только социологии под силу осуществить эту задачу, используя свои соответствующие уровни. Только с помощью социологии можно решать проблему человека конкретно-исторически, а не абстрактно. Несмотря на трудности становления социологии, она является наиболее развитой областью общественного знания, которая позволяет получить целостную картину отношения человека к миру.
История. Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности в их конкретных проявлениях. Они обе воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Так или иначе, каждая из них базирует свое знание на исследовании конкретных фактов
общественной жизни. Между данными науками существует множество точек соприкосновения и взаимодействия, несмотря на это, существуют и различия. Если история пытается реконструировать прошлую деятельность людей, обращая главное внимание на ее неповторимость и индивидуальность, то для социологии важнее социально типичное, процесс превращения единичного в особое и всеобщее. Если история преимущественно воспроизводит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum, то социология — in factum, Т.е. она способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. Если историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь при этом социальным планированием и прогнозированием.
Хотя знания о прошлом очень важны, но они не в состоянии полностью объяснить настоящее и тем более помочь предвидеть будущее. Современность всегда отличается от прошлого. То, что раньше было целью и результатом, в настоящее время превращается в предпосылки, условия и средства для новой деятельности. А задача социологии и состоит в том, чтобы зафиксировать это новое на уровне социально типичного.
В отличие от истории, которая изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, социология изучает в обществе только «социальное». Поэтому объект социологии уже объекта истории.
Социологические выводы и положения непосредственно опираются на обобщение исторического опыта и исторических фактов. Развитие исторических исследований является необходимым условием, важной предпосылкой для новых достижений в социологии и недопущения в ней излишней абстрактности, отрыва от реальной действительности. Но вместе с тем расширение и углубление социологических исследований дает возможность историкам преодолевать описательно-фактологический подход при отражении исторического процесса, осуществлять более глубокий его анализ, поднимаясь до широких исторических обобщений. Таким образом, социология вместе с социальной философией выступает как общетеоретическая и методологическая основа исторической науки.
Следует отметить, что и социология, и история сталкиваются с двумя проблемами. Во- первых, с наличием в обществе объективных, не зависящих от воли и сознания людей закономерностей, которые причинно детерминируют содержание, характер и направление его развития. Во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторяющихся явлений и процессов, которые невозможно причинно объяснить, но которые носят закономерный характер, оказывая при этом существенное влияние на «зигзаги» в развитии общества и его истории [см.: 251. С.46].
Политология. Тесная взаимосвязь между социологией и политологией определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность это одна из основных форм жизнедеятельности личности и общностей, которая непосредственно влияет на социальные изменения в обществе; в- третьих, выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы; в-четвертых, политика очень широкое, сложное и многогранное явление, в связи с этим она находит свое проявление во всех сферах общественной жизни (социальная политика, экономическая политика, культурная политика и т.д.), при этом во многом определяет развитие общества в целом; в- пятых, общество нельзя понять и изменить без знания влияния, которое оказывают на него существующие в нем политические структуры и различные политические режимы [см.: 267. С.17].
Несмотря на это, социология и политология совершенно разные науки. Социология исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, изучает людей и общности как объекты и субъекты деятельности, отношений и поведения. Политология же изучает политическую действительность, политическую жизнь общества. Поэтому между этими двумя науками существует взаимодействие, и не случайно на их стыке возникла новая особая дисциплина — социология политики.
Важнейшим объектом рассмотрения социологии и политологии является гражданское общество. Но если социология анализирует гражданское общество с позиций его социальной структуры, социального статуса личности, классов и других социальных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.п., то политологию в данном случае интересуют прежде всего права и обязанности гражданина, структура политической системы, политические отношения, место, роль и функции существующих политических институтов и организаций и т.д. Все силы политологии направлены на всеобщий анализ проблем власти. Социология же пытается раскрыть закономерности политической жизни, чтобы на основе этого оптимизировать ее структуры, органы власти и т.д., а это возможно только при условии изучения общества в целом как социальной системы, что и выступает предметом социологии.
Экономическая наука. Экономическая наука изучает закономерности и формы развития отношений, которые складываются в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Так как основной формой деятельности общества выступает материальное производство, экономическая деятельность, то, естественно. социология тесно взаимодействует также и с теорией этой деятельности — экономической наукой. Ведь на эволюцию социальной деятельности, поведения и отношений оказывают прямое и опосредованное влияние как радикальные сдвиги в средствах труда, так и происходящие в связи с этим изменения места и роли человека в производственном процессе.
Трудовая деятельность меняется с учетом развития человека как социального существа — что как раз и изучает социология. Ученые в развитых странах мира уже давно выявили взаимосвязь повышения производительности труда с увеличением потребностей работника, с формированием на рабочем месте человеческих отношений и т.п.
Таким образом, речь уже идет не о развитии работника как простого исполнителя и носителя определенных производственных функций, а о субъекте целостной сознательной деятельности, в которую включаются и целеполагание, и осуществление целей, и поиск оптимальных путей их достижения, а значит, и постоянную корректировку самой себя.
Так как условием жизнедеятельности человека является способ производства, лежащий в основе всех социальных отношений и процессов, то естественно, что многие направления экономических исследований непосредственно смыкаются с направлениями социологических исследований. В то же время многие направления социологических исследований (социология труда, социология города, социология деревни и др.) в значительной степени основываются на экономических исследованиях.
Социология как наука имеет существенные отличия, а также много общего и с другими науками. Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей. Например, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального «Я», а для социологии — проблемы межличностного взаимодействия «Мы». Изучаемая личность для социолога — это субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д. Социология берет из психологии теорию мотивов поведения, личных и массовых действий, что выступает необходимой составной частью исследования поведения личности в коллективе и обществе.
У социологии много общего с такими науками, как демография, статистика, антропология, психология и др. Эта общность заключается в том, что они используют общие методы для получения знания. Ведь опросы и наблюдения использует не только социология, но и психология. статистика, журналистика, медицина и т.п. Эксперимент как метод находит свое широкое применение и в психологии, экономике и в естественных науках. Кон-тент- анализ проводят в литературе, истории и юриспруденции.
Особо следует отметить наличие связи социологии с естественными и точными науками. Например, в результате взаимодействия ее с биологией нашел свое специфическое выражение системный подход, начали развиваться социальная экология и социальная медицина. Растет и крепнет связь с математикой, в настоящее время трудно представить социологию без специальных математических методов, которые позволяют обеспечить высокую эффективность и достоверность проводимых эмпирических исследований.
Очевидна также связь социологии с правовыми науками, изучающими юридические нормы, которые с помощью законов регулируют социальное поведение людей и закрепляют определенные отношения внутри общества.
Социология оказывает большое влияние на развитие этики и эстетики. Она предоставляет им количественную и качественную оценку степени развитости норм и ценностей, которые регулируют отношения между людьми. Она позволяет установить уровень зрелости эстетического вкуса, пути и формы удовлетворения духовных потребностей населения и т.п. В то же время социология опирается на понятия и выводы эстетики при изучении не только проблем искусства, но и всей духовной жизни общества, проблем молодежи, образования, воспитания и т.д.
Таким образом, если частные науки (политология, экономическая теория, юридические дисциплины и т.д.) обращают главное внимание на рассмотрение отдельных сфер и сторон жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов, то в социологии они уже исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, отношений и поведения. В данном случае они включаются в новые связи и отношения, тем самым приобретают характер элементов общества как социальной системы, которая осуществляет воспроизводство определенных типов личности как субъектов деятельности. Так, по мнению М.Вебера, социология начинается там, где обнаруживается, что экономический человек — это слишком упрощенная модель человека. Таким образом, будет правомерно сказать, что утверждение социологии в своих правах происходит тогда, когда преодолеваются и другие односторонние представления о человеке (юридические, политические и др.).
Все это означает, что важное значение имеет не только специфика каждой из наук, но также и их интеграция, так как это позволяет иметь более или менее целостное представление о всей системе социально-гуманитарного знания. И необходимо отметить особую роль и место социологии в этой системе.
Она помогает в формировании соответствующих реальностей, а также гуманистических ценностей и социальных установок, норм и принципов жизни, опираясь для этого на раскрытые ею законы социальной деятельности, отношений и поведения личности и различных общностей.
Таким образом, социологию можно сравнить с широким окном в мир. Чем внимательнее мы будем в него вглядываться, тем лучше будем понимать себя и окружающих нас, а значит, сможем глубже осознать, что необходимо изменить в обществе и как лучше это можно осуществить своими силами.
Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими науками привели к появлению целого ряда отраслей в социологии — экономической социологии, индустриальной социологии (социологии труда), социологии образования, социологии культуры, социологии политики и др. Именно на междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика и находится на стадии становления социопедагогика. Как отмечает Ж.Т.Тощенко, вклад социологии для всех этих новых направлений науки состоит, «во-первых, в «замыкании» проблематики на структурных, социально-групповых носителях особых интересов, во-вторых, в широком использовании специфических методов и приемов исследования, дающих возможность расширить фактологическую базу всего гуманитарного знания» [274. С.37].
Практически нет сферы общественной жизни, которая бы не подверглась социологическому анализу и исследованию как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Это позволяет социологии широко взаимодействовать со многими социально-гуманитарными науками и не только влиять на характер их научного развития, но и также испытывать обратное воздействие. В связи с включением социологии в общий контекст междисциплинарных связей растет роль социологии, обогащается ее теоретико-методологический фундамент и арсенал методических средств исследования социальной реальности и возникает возможность комплексного подхода к изучению социальных проблем.

Понятие «социальная система» употребляли в своих трудах еще древние мыслители, но у них под ней подразумевалась прежде всего общая идея упорядоченности общественной жизни, поэтому в строгом смысле оно было более близко к понятию «социального порядка». Понятие «социальная система» было научно формализовано лишь в настоящее время, в связи с развитием системного подхода в науке. Для правильного понимания и употребления понятий необходимо четко представлять, что понимается под категорией «система» и «структура», а также как они соотносятся друг с другом.
В научной литературе существует свыше 50 определений «системы», данных специалистами различных профилей. Обобщив их, можно сказать, что система — это совокупность элементов, которые находятся во взаимных связях и образуют единое целое. При этом последнее выступает уже новым образованием по отношению к отдельным элементам, из которых оно состоит, и его свойства не сводимы к свойствам элементов.
Таким образом, система, с одной стороны, нечто самостоятельное и отличное от ее элементов, а с другой стороны, она в то же время зависит от них. А элементы, входящие в систему, в свою очередь приобретают присущие ей свойства и черты поведения.
Исследование объектов и процессов с помощью системного анализа есть выяснение характера системных связей как целого и его взаимодействия с окружающей средой; изучение свойства интересуемого целого через его структуру, а также подробное рассмотрение той роли, которую выполняет тот или иной элемент в этой структуре,
Системные связи, существующие в практике, имеют многоуровневый характер. Например, можно выделить связи как между элементами системы, так и между системой как единым целым и ее составляющими элементами. А так как каждая система может включать в себя подсистемы, то количество связей, естественно, увеличивается.
Подсистемы в рамках основной системы имеют определенную соподчиненность, поэтому вычленение определяющей подсистемы позволяет исследователю раскрыть закономерности развития и функционирования всей системы.
Огромное значение в системном анализе, особенно при изучении процесса развития, имеет «структура». Понятие структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) означает совокупность взаиморасположения и устойчивых связей составных частей объекта, благодаря которым обеспечиваются его целостность и тождественность самому себе (т.е. при различных внешних и внутренних изменениях сохраняются его основные свойства) [см.: 228. С.1283].
Социальная структура — это «определенный способ связи и взаимодействия элементов, Т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей» [228. С.778].
Если попытаться конкретизировать данное понятие, то его можно представить следующим образом: Социальная структура предполагает:
1) устойчивые связи между любыми элементами общества, устойчивые взаимозависимости, корреляции;
2) регулярность, устойчивость, повторяемость этих взаимодействий;
3) наличие уровней, «этажей», согласно значимости элементов, входящих в структуру;
4) регулирующий, инициирующий, динамичный контроль за поведением элементов [см.: 134. С.186].
Перечисленные факторы оказывают определяющее значение в создании и поддержании всего общества и его составных частей.
Таким образом, под социальной структурой понимается совокупность устойчивых связей и отношений между элементами, составляющими систему, которые определяют ее качественное своеобразие и строение. В отличие от системы, которая есть результат интеграционных связей элементов, структура выражает их качественное своеобразие, позволяет системе приобрести определенность и устойчивость. Структура — это способ связи элементов друг с другом, и она выражается в виде разнообразных функций.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод — всякая система отражает свойственную процессу (или явлению) целостность, только в рамках которой возможно его существование, а структура выражает качественную определенность его, которая находит свое выражение в специфике функционирования данной конкретной системы.
Естественно возникает вопрос, как соотносятся система и структура. Так как структурные связи зависят от того места, которое занимает тот или иной элемент, то развитие самой структуры находит свое выражение во взаимодействии ведущих элементов со второстепенными (например, роль лидера в коллективе). Взаимодействие и развитие элементов приводит к тому, что они становятся более многообразными и приобретают интегральные качества, что в конечном итоге ведет к увеличению системных связей. Это означает, что любая значительная перемена в структуре влияет на систему. Система также влияет на структуру, но, конечно, не непосредственно, а через элементы системы, способствует или тормозит их развитие в каком-либо направлении.
Благодаря такому диалектическому взаимодействию можно выяснить основные закономерности развития системы. Для этого сначала определяется значение элементов, их место в структуре, а потом наиболее существенные связи в системе. Выделенные связи рассматриваются в контексте соподчиненности подсистем. В результате чего определяются границы системы как объекта изучения, и выделяется ее первичный элемент.
Потом выявляют основные подсистемы и иерархическую связь, которая существует между ними. Определение структуры системы дает уже возможность перейти к выяснению главных системных связей, которые находятся в прямой зависимости от изменения структуры.
Для того чтобы понять, как все это происходит при исследовании социальной сферы, концептуальная разработка и уточнение содержания и объема понятия «социальная сфера» проведено Г.И.Осадчей [см. об этом подробнее: 183], необходимо проанализировать общество как таковое, то есть как единое целое.
Как уже отмечалось выше, «общество» является исходной категорией социологии. Это понятие очень часто употребляется как в научной литературе, так и в обыденной жизни, при этом порой под ним подразумевается каждый раз разное содержание.
В научной литературе под ним подразумевают и предельно широкую общность людей, и форму наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры, и рационально организованную форму совместной деятельности людей и т.п. О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности. Позднее социологи стали выделять другие системообразующие признаки, но при этом все сходились в одном — общество понимали как своеобразный социальный организм, как сложное целостное образование. Все эти определения объединяет то, что они нацелены на системный подход к анализу общества.
В «Социологическом энциклопедическом словаре» (М., 1998) одно из приведенных определений общества выглядит следующим образом: общество — это «сложившаяся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворения потребностей» [250. С.212].Таким образом, в широком смысле слова общество — это исторически конкретная совокупность людей, являющаяся продуктом их взаимодействия в процессе дея-гельности. Данную исторически развивающуюся совокупность вполне естественно считать социальной системой, три этом самой большой системой. Социальной системе присущ, как и любой другой системе, специфический состав элементов и устойчивый порядок их взаимосвязей, благодаря чему общество как целостная система образует совершенно новое качество, которое нельзя свести к простой сумме качеств составляющих ее элементов. Сложность является существенным признаком социальной системы. Общество, по сравнению с природными объектами, более сложное как по многообразию связей, отношений, процессов, так и по богатству возможностей и тенденций развития. Чем более развито общество, тем более разнообразны характерные для него социальные взаимоотношения. С этим связаны определенные трудности, с которыми сталкиваются социологи при изучении социальных систем.
Итак, общество — это очень сложная система, которая имеет свою внутреннюю социальную структуру. Например, социальная структура трудовых коллективов — это определенная совокупность социально-демографических (молодежь, пенсионеры), социальных (группа, класс, слой), профессионально-квалификационных, территориальных (город, деревня) и этнических общностей, которые связаны между собой относительно устойчивыми взаимными отношениями. Основное внимание социологии направлено на исследование социальной структуры и путей ее совершенствования.
Динамика общества во многом зависит от его социальной структуры, но это не означает, что эволюция общества зависит только от него. Огромной силой обладают также присущие данному обществу политика, экономика, культура, идеология и образование. Их действие осуществляется через активность социальных групп, которая, в свою очередь, зависит от места, занимаемого группой в социальной структуре общества.
Характерным признаком социальных систем является их человеческая сущность и природа. Социальные системы являются одновременно и продуктом, и сферой деятельности человека. Это обязательно необходимо учитывать при рассмотрении структуры общества. Во всех подсистемах и сферах общественной жизни в качестве универсального элемента выступает человек, личность. Происходит взаимное влияние, общество производит человека, в то же время человек производит общество. Взаимодействие конкретных людей, в конечном счете, образует социальную структуру. Поэтому социальная структура — это не что иное, как совокупность отношений человека, личностные взаимосвязи между людьми, а социальные функции — это результат деятельности человека.
Таким образом, как было отмечено, личность является универсальным, исходным элементом социальной системы. Человек осуществляет свою деятельность в процессе взаимодействия с другими людьми, которые объединены в различные социальные общности, а не изолированно от них. Данное взаимодействие индивидов и превращает их сумму в социальную систему. При этом происходит как воздействие социальной среды на данного индивида, так и обратное воздействие индивида на других индивидов и социальную среду. Социальная среда (не в биологическом смысле слова) — это некоторое число индивидов, кругов, групп и других общностей, с которыми личности приходится сталкиваться в течение своей жизни и которые влияют на ее поведение. Необходимо подчеркнуть, что понятие среды всегда относительно, так как даже идентичные окружающие системы для двух разных организмов могут быть разными средами. В конечном итоге отмеченное выше воздействие приводит к образованию системной целостности, которая обладает такими качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.
В широком смысле под социальной структурой понимается строение общества в целом, совокупность устойчивых связей между его основными функциональными сферами (экономикой, политикой, культурой и др.), выступающей как совокупность форм социальной организации и деятельности. В этом случае ее элементами являются отдельные сферы общественной жизни и соответствующие им социальные институты.
В узком смысле под социальной структурой общества понимается деление общества на различные социальные группы, системы устойчивых связей между ними, а также внутренняя структура различных социальных общностей.
В зависимости от типа социальной общности ученые выделяют два основных уровня структурной организации: макроструктуру и микроструктуру.
Макроструктура показывает характерный для определенного общества состав классов, слоев, этнических групп и социальных категорий, а также совокупность устойчивых отношений между ними и особенности их внутренней структурной организации.
Микроструктура показывает устойчивые связи в малых группах (первичный трудовой коллектив, студенческая группа, школьный класс и т.д.). В качестве элементов структурного анализа в данном случае выступают отдельные индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли). Изучение микроструктуры очень важно, так как она оказывает существенное влияние на многие процессы общественной жизни (социализацию, формирование общественного мнения и др.).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Москва германия 367 81
Социологии
Макросоциологии
На протяжении века предмет социологии непрерывно менялся

сайт копирайтеров Евгений