Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Васюков И. Село Компьютеррово и его обитатели

(Законы жизни компьютерной и Интернет - культуры)

Наверное, каждый из читающих эти строки согласится со мной: представители рода человеческого, строящие свою жизнь вокруг компьютеров и Интернет заметно, если не сказать более сильно - КАРДИНАЛЬНО, отличаются от своих земных сородичей. Своими ценностями, традициями, правилами, образом жизни и даже внешним обликом…. Вероятно, все это неслучайно и речь уже может идти о специфической культуре, а точнее субкультуре компьютерщиков и интернетчиков. То бишь, целостном образе жизнедеятельности представителей существенной части населения планеты.

Надо сказать, что эта субкультура компьютерщиков и интернетчиков еще "сырая", недоделанная, несформировавшаяся.. Доказательством этой "сырости", несформированности может, например, служить то обстоятельство, что любая из существующих на Земле субкультур в своей организации имеет обязательно два значимых элемента: так сказать, официальную часть (вершину айсберга) и неофициальную (его подводную часть). Субкультура компьютерщиков и интернетчиков (в дальнейшем мы будем называть ее киберкультурой или еще проще КБК) по - существу почти вся НЕОФИЦИАЛЬНАЯ, т.к. по большому счету никто ее еще серьезно не пытался (и Слава Богу!) ее регламентировать.. Попытки и ранее, и сейчас в связи с ростом интереса государственных органов к деятельности Интернет, существовали и существуют. Но решающие сражения, наверняка, нам еще предстоят. Скептическое отношение к жизни подсказывает - вряд ли они сложатся в пользу любителей компьютерного веб-серфинга. Вся история тому горькое свидетельство и тяжелый урок - длань бюрократа достает даже умерших из под земли. Хотя, несомненно, часть своих свобод и привилегий представители киберкультуры все равно отстоят. Наверняка, с боем!

 

Основные признаки киберкультуры

Киберкультура достаточно открыта. Точнее, она может быть открыта для тех, кто готов приложить некоторые усилия для изучения основ ее существования и преодоления барьеров, особенно в сфере технических знаний, а также уровня материальной жизни, т.к. систематическая работа с компьютерной техникой и Интернет требуют постоянной солидной финансовой подпитки. В остальном, проблем почти нет. Жизнедеятельность лиц, входящих в различные кибергруппировки, почти всегда на виду. Все всё про них знают. Если, конечно, это кому-то интересно. Ведь, собственно, весь и смысл-то создания компьютеров и ИнтернетА в обеспечении достаточно высокой степени ПУБЛИЧНОСТИ существования, в преодолении ограниченности собственного "Я".

Раз есть киберкультура и имеются ее полноправные представители, значит, должны быть неслучайные, знаковые места для ее функционирования. Если таковых нет, то не сомневайтесь - будут! К таким местам в киберкультуре можно отнести как сам Интернет (всевозможные чаты, форумы, доски объявлений, ICQ и т.п.), так и "офлайновые" места обитания, такие как, например, компьютерные клубы. Можно пойти дальше и к местам обитания кибернетчиков отнести даже компьютерные фирмы и интернет-компании, отделы АСУ в банках и на предприятиях, магазины компьютерных аксессуаров, выставки (типа COMTEK или COMDEK). Короче говоря, все, что можно обозначить древним, достаточно точным и эмоционально ярким и насыщенным понятием "тусовка".

Тусовка, как правило, представляет собой ИНТЕНСИВНОЕ общение представителей киберкультуры друг с другом. Она предполагает как обмен значимой для жизни каждого информацией, так и своей еще менее заформализованной частью. Например, совместной выпивкой и поеданием бутербродов на каком-нибудь компьютерном сборище в "офф-лайн". Или интенсивным обменом ругательствами и приколами в "он-лайн". Мотивы сбивания компьютерщиков и интернетчиков в подобные "стаи" могут быть самые разнообразные: от пустого времяпровождения до изощренных попыток продать, протолкнуть посредством тусовки пока еще нераскрученный или неходовой товар. Но главное, конечно же, не в этом.

Главным является то, что механизм компьютерной или Интернет-тусовки является самым мощным инструментом распространения кибернетической культуры и приобщения к ней всех тех, кто к ней по разным причинам к своему "несчастью" еще не принадлежит…. Как, впрочем, и дальнейшей профессионализации самих компьютерщиков и интернетчиков. В недавно прошедшей российской выставке "COMTEK" со стороны профессионалов бизнеса было много нареканий о том, что на выставке было слишком много "пионеров", то есть подростков и молодежи. Однако, среди профессионалов почему-то едва видимой оказалась мысль, что на выставке, прежде всего, БЫЛИ ТЕ, КТО В БУДУЩЕМ И БУДЕТ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПРОЦВЕТАНИЕ ЭТОГО БИЗНЕСА! А это означает, что от работы с подростками и молодежью кибернетчики никуда не денутся.

"Тусовочная" кибернетическая субкультура является копилкой компьютерного и интернетовского опыта, своеобразным регулятором мышления и поведения, приобщенных к КБК. Человек, выпавший из этой тусовки, чувствует себя очень дискомфортно, неудобно, т.к. понимает, что отстает от жизни, теряет свое место и статус в значимой для него сфере жизни. Особый драматизм происходящего можно наблюдать, например, в деятельности отдельных чатов, таких, например, как "Активные миры". Подростки, нарушившие табу и отстраненные от участия в "тусовке", буквально умоляют модератора возвратить их в сообщество, убеждая последнего, что они "исправились и больше не будут!".

Естественно, что благодаря "тусовкам" КБК постоянно обновляется и модифицируется, приспосабливаясь к существованию среди других, порой более мощных и агрессивных субкультур. Например, ранее трудно было обнаружить в кибертусовке представителей криминала. Но в связи с возникновением и бурным ростом компьютерных клубов, абсолютным и относительным удорожанием компьютерной техники и аксессуаров, в мир ККБ обильно сочится криминальная среда. Она вбрасывает туда деньги, заработанные неправедным путем, устанавливает свои законы и нормы существования…

За счет каких факторов формируется киберкультура и философия кибернетчика? Конечно же, в первую очередь, за счет появления в обществе значительной доли экономической свободы, возможности людей зарабатывать, в том числе и предпринимательским путем. Бьюсь об заклад - то, что сделали для компьютеризации и информатизации общества частные компьютерные фирмы в 90-е годы прошлого столетия, никогда бы не создали официальные структуры бывшего СССР. Огромное значение для появления и расцвета киберкультуры имеет и бурное развитие научно-технического прогресса на Западе в 90-е годы. Немаловажным является и фактор экономической самостоятельности компьютерной индустрии, а такие ее персонажи, каким, например, является Билл Гейтс с его "Майкрософт", являются самостоятельным и мощнейшим пропагандистским фактором, воздействующим на умы обывателя, символом успеха и преуспевания человека включенного в киберсреду.

В целом основные закономерности возникновения и развития киберкультуры совпадают с общими закономерностями возникновения и развития отдельных субкультур. И, соответственно, КБК обрастает вокруг себя набором наиважнейших эмпирических признаков, ориентируясь на которые можно без ошибки сказать - вот здесь верховодит КИБЕРКУЛЬТУРА. У КБК свои гуру, своя мода, свой собственный полупрофессиональный язык - жаргон, своя социальная стратификация, в которой есть и патриции и плебеи. К ней и обратимся далее!

СТРАТИФИКАЦИЯ В КИБЕРКУЛЬТУРЕ

Деление людей на иерархические группы (другое распространенное название этому явлению - стратификация) широко распространено как в обществе в целом, так и внутри его различных сообществ. Не составляет исключения и киберкультура.

Оснований, по которым могут стратифицироваться представители киберкультуры, великое множество. Здесь могут быть представлены и социальный аспект, и возраст, и место проживания, и образование, и т.д и т.п. Важнейших же оснований для стратификации кибернетчиков не так уж и много. Я бы выделил три-четыре наиболее распространенных основания, с которыми человеку, имеющему отношение к миру компьютеров и Интернет, приходится буквально сталкиваться на каждом шагу.

Среди самых популярных оснований для деления: уровень подготовленности кибернетчика в компьютерных и Интернет-технологиях. Самые неподготовленные из них носят уничижительное звание - ламеры. Подразумевается, что эти люди "полные нули" в нашем деле и интерес к ним со стороны более продвинутых пользователей ("юзеров"), а тем более самых продвинутых ("профи", "хакеров") не только не обязателен, но даже непростителен. Существуют и более мягкие основания для деления всей массы кибернетчиков. Например, на "отцов" и "сынков", особенно распространенное в игровых компьютерных клубах. В этом случае как бы признается и институализируется тот факт, что процессы, происходящие в пространстве киберкультуре настолько подвержены изменениям, что вчерашний "сынок" благодаря широко культивируемой в киберкультуре системе преемственности, завтра может "выйти в люди" и тоже стать "отцом".

В силу того, что, как и в Интернет, так и в компьютерных клубах, учебных центрах, магазинах, выставках и т.п. лица, принадлежащие к киберкультуре определенным образом специализируются по своим личным интересам или роду профессиональных занятий, то стратификация существует и здесь. Так, в Интернет есть "форумцы", "чатники", "айсикьюшники" (по используемым сервисам для общения), в компьютерных клубах: "квакеры", "старкрафтщики", "фиферы", "гонщики" (по типу любимой и культивируемой игры). В компьютерных фирмах, в соответствии с существующей организационной структурой имеются: "технари", "настройщики", "программеры", "продавцы", "интернетчики". Мы здесь не берем чисто профессиональную киберкультуру, хотя там стратифтикация кибернетчиков происходит очень высокими темпами: есть и веб-дизайнеры, и веб-проектировщики, и веб-маркетологи. Есть даже Мексиканцы (по терминологии Артемия Лебедева), то есть те, сферу профессиональных интересов и занятий которых нельзя отнести ни к одной из существующих бизнес, компьютерных и интернет- профессий.

Вполне очевидным представляется то, что, несмотря на все разнообразие всевозможных стратификаций кибернетчиков, предполагается, что верхние, наилучшие и самые престижные из них, будут занимать самые продвинутые, способные, высокооплачиваемые лица, а в нижней части спектра будут находиться начинающие, неопытные, малопрофессиональные и плохооплачиваемые (а скорее всего, вообще неоплачиваемые) представители киберкультуры. В соответствии со статусом в компьютерной или интернетовской среде распределяются функции и роли, выполняемые кибернетчиками в групповой деятельности, будь то работа или компьютеризированный досуг. Самые престижные, ответственные, оплачиваемые и перспективные места (типа "босса", "генератора идей", "финансиста") достанутся лицам из верхней части спектра, все самое худшее, малопрестижное - лицам из нижней части списка.

Из описанных стратификаций и наших последующих пояснений, видно, что стратификация в киберкультуре обладает следующими важными свойствами:

Она изначально жестко не задана. Кто вчера были никем и ничем, при сегодняшнем профессиональном или личностном росте может в стратификации выйти на первое место. Компетентность, профессионализм, знания и умение брать на себя ответственность в кругах кибернетчиков - главное!
Социальное клеймение, где возвышающих (типа "хакер", "босс") терминов удостаиваются лица, принадлежащие к высшим иерархическим группам, а уничижительных - к низшим.
"Касты", "кланы" киберкультуры, где бы они не находились, в принципе готовы, хотя бы к минимальным контактам друг с другом. Также велика и возможность мобильности рядовых членов кланов в смысле перехода их в другую касту или клан кибернетчиков.
Неустойчивость статусов представителей киберкультуры. Вчера, например, ты был почти культовой личностью, а сегодня так отстал, что тобой просто перестают интересоваться. Кто, например, сейчас помнит Питера Нортона? А ведь каким был ажиотаж, когда 7-8 лет назад этот человек приезжал к нам в страну!

 ΛΛΛ     >>>   

Интернетчиков
Стивенсон С.А. Уличные дети и теневые городские сообщества

сайт копирайтеров Евгений