Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Брандес Х. Держаться прямо: о мужском габитусе

Хольгер Брандес - с 1 сентября 1996 года профессор психологии Евангелической Высшей Школы Социальной Работы в Дрездене (до августа 2002 года был проректором). Получил образование в области психологии, педагогики и социологии в Университете Мюнстера (Германия), а затем терапевтическое образование в качестве группового аналитика в Мюнстере и Хейдельберге. С 1980 до 1995 года работал психотерапевтом, ведущим и инструктором при проведение различных групповых тренингов (в основном с мужскими группами).

Брандес считается одним из лучших специалистов по маскулинности. С начала 90х он проводит различные групповые тренинги для мужчин, выступает на конференциях, и уже опубликовал несколько книг на темы, связанные с мужской идентичностью (Flexibilitaet und Qualifikation (1980); Ein schwacher Mann kriegt keine Frau. Maenner unter sich. Therapeutische Maennergruppen und Psyhologie des Mannes (1992); Handbuch Maenner Arbeit (1996); Maennernormen und Frauenrollen (1998); Der maenlichen Habitus, Bd.1, Maenner unter sich (2001); Der maenlichen Habitus, BD.2, Maennerforschung und Maennerpolitik (2002)). С точки зрения Брандеса, мужчины, не следуя в точности признанным в обществе образцам "мужского" поведения, тем не менее, всегда стараются на них ориентироваться.

Публикуемый ниже текст дается по источнику:

Holger Brandes, Der maennliche Habitus. Band 1: Maenner unter sich,

Maennergruppen und maennliche Identitaeten; Leske+Budrich, Opladen 2001.

Текст является близким к тексту пересказом с некоторыми дополнениями, сделанными переводчиком. Перевод выполнен Ивановой Т.С.

Во вступление дается краткое описание основных идей Пьера Бурдье и его теории габитуса, подробный анализ которой делает Хольгер Брандес в своей статье.

Вступление

Пьер Бурдье (1930-2002) - один из самых выдающихся социологов 20 столетия. В начале 1950-х гг. посещал престижный педагогический колледж в Париже - Высшую педагогическую школу, где и получил диплом. Однако он отказался писать там диссертацию, так как принятая в школе твердая коммунистическая ориентация вызывала у него отторжение. С 1956 года он четыре года прослужил в Алжире в составе французских войск, после чего вернулся на родину и работал ассистентом в Парижском университете. В это время он посещал лекции Леви-Стросса в Коллеж де Франс и сотрудничал с Раймоном Ароном. В 1964 году Бурдье занял влиятельную должность директора-исследователя в Высшей практической исследовательской школе [L'Ecole des Hautes Etudes], а с 1968 возглавил центр Европейской социологии и стал директором журнала "Ученые труды в социальных науках" [Actes de la recherche en sciences sociales]. В последние годы жизни был заведующим кафедрой социологии в Коллеж де Франс.

Бурдье автор более 25 монографий и многочисленных статей, а его книга "Практический смысл" считается классическим трудом социологии XX века. Воззрения Бурдье сформировались под глубоким влиянием марксистской теории, что и послужило причиной стремления совместить в своей социологии теорию и (исследовательскую) практику. В творчестве Бурдье прослеживается также влияние других известных теоретиков и их идей, особенно социологии Вебера и Дюркгейма, экзистенциализма Сартра, антропологии Леви-Стросса, диалектики Гегеля, феноменологии Гуссерля. Широко известны труды Бурдье по социологии политики и его книга "Начала", в которой излагаются идеи о необходимости критического анализа средств социологического познания и связи социальной позиции социолога с его исследовательской стратегией.

Согласно Пьеру Бурдье социальная реальность есть социальное пространство, которое он объясняет с точки зрения "конструктивистского структурализма или структуралистского конструктивизма", имея в виду, что в реальной социальной действительности существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли агентов (носителей социальных отношений и их групп), способные направлять их деятельность. При этом сами агенты "строят" для себя социальный мир посредством восприятия социальной реальности, своей позиции в ней, а также диспозиций и интересов. Таким образом, социальная реальность - это мир, построенный по принципам дифференциации и распределения.

По своей сути, социальное пространство - это пространство отношений. А социальное пространство взаимодействия агентов условно подразделяется, по крайней мере, на два измерения: "символическое" (непосредственно социальное) и "физическое" (географическое). Так как социальная дистанция между агентами строится на принципах различения, для агента важно не только ощущать эти различения, но и признавать их значимыми в социальном пространстве. Различения, вписанные в структуру социального пространства, выражаются в разделении, дифференциации агентов. Например, "рабочий класс", такой, каким он нам видится сегодня через слова, описывающие его, - "рабочий класс", "пролетариат", "трудящиеся", "рабочее движение" и т.д., через организации, предназначенные для его выражения, через обозначения, бюро, секретариат, знамена и т.п., именно благодаря этим всем хорошо известным признакам отличий, становится таким, каким его воспринимают члены данного общества. Такая система различий обуславливает определенный социальный порядок и помогает каждому агенту определить собственную позицию в обществе. "Агенты классифицируют сами себя и позволяют себя классифицировать, выбирая в соответствии с собственным вкусом различные атрибуты - одежду, напитки, спорт, друзей"

В этой связи значимой для построения социального пространства на основе различий становится концепция габитуса. Это понятие вводится для объяснения упорядоченности социального мира, его воспроизводимости, исторической протяженности и изменчивости. Габитус находится "вне" индивида, являясь продуктом исторических условий, и представляет собой взаимосвязь схем восприятия, мышления и действия. Он "внедрен" в сознание индивида и тем самым составляет неотделимую его часть. Поэтому габитус с одной стороны, обозначает необходимость, предопределенность, а с другой - это система организующих принципов действия. Габитус - это воплощаемое в поведении, речи, походке, вкусах человека прошлое (его класса, среды, семьи). В то же время габитус формирует и будущее агента на основании "субъективной оценки объективных вероятностей", соразмерения желаемого и возможного - того, на что можно рассчитывать. Габитус наиболее полно отражает ту совокупность признаков, которая присуща той или иной социальной общности. Таким образом, говоря о дифференциации социального пространства, о социальных отношениях агентов, построенных по принципу различений, мы не можем не обратиться к, пожалуй, самому основному разделению всех агентов - разделению на мужчин и женщин. Ниже речь пойдет о мужском габитусе, то есть о том, что люди вкладывают в понятие "настоящий мужчина" и как отдельные агенты индивидуально интерпретируют это понятие и выстраивают свое поведение в соответствии с этим пониманием.

Держаться прямо: о мужском габитусе
"Противопоставление мужского женскому воплощается в манере вести себя, держать свое тело, в поведении, а именно: в оппозиции между прямым и наклонным, между твердостью, прямотой, честностью (смотрящего прямо в глаза и дающего отпор, смотрящего или бьющего прямо в цель), с одной стороны, а, с другой - сдержанностью, скрытостью, гибкостью" (Bourdieu 1987, S. 129).

Как получается, что мужчины, никогда не видевшие друг друга, проявляют такое большое сходство в реакциях на ситуацию, в которой находятся. Совершенно очевидно, что они чувствуют себя примерно одинаково в незнакомой ситуации и что в результате этого чувства у них возникают сходные мысли и ассоциации.

Этот феномен неосознанного взаимопонимания в более или менее выраженной форме проявляется во всех группах, независимо от их состава. В группе мужчин это явление объясняется общностью, связанной с маскулинностью, с ее ощущением и пониманием.

Под половой идентичностью подразумевается нечто большее, чем просто сознание того, что ты мужчина или женщина. Например, половая идентичность мужчины включает в себя целый комплекс признаков и свойств, соответствуя которым, он расценивает себя и других не просто как мужчин, а как более или менее мужественных, то есть в смысле оценок "настоящий мужчина" или "слабак" и "слюнтяй". В моем понимании, в случае половой идентичности речь идет о глубинной структуре личности, о единстве осознанных, но большей частью несознательных составляющих, которые объединяют индивидов одного пола в рамках определенного общества и в то же время помогают им отделить себя от другого пола.

 ΛΛΛ     >>>   

Социологии в университете мюнстера
Половая идентичность как основополагающая часть
Библиотека социолога Антонов А.И. Демографическое будущее России депопуляция навсегда

сайт копирайтеров Евгений