Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В России, по вычислениям проф. Сикорского, на 10000 жит. приходится по 12 заик. У французов З. встречается, будто бы, реже, нежели у немцев. У китайцев, говорят, заик совсем не встречается, что, вероятно, объясняется слоговым ритмом китайской речи. Коломба сообщает, что один француз, родившийся в Кохинхине от туземки, заикался только тогда, когда говорил по-французски и никогда - на своем отечественном языке. Для устранения З. крайне важно своевременное внимание к этому недостатку у детей. Ошибочно думать, что с годами З. у детей само пройдет и на это не стоит обращать внимания. Хотя это иногда и бывает так, но еще чаще наблюдается с годами усиление З. Укрепление организма, хорошие гигиенические условия, правильное воспитание воли и духа, устранение вредных примеров, декламация, пение - суть общие средства при лечении З. В сильно выраженных случаях уместно водолечение, электричество и методическое обучение у специалистов, владеющих достаточным опытом в индивидуализации известных приемов для устранения З. См. кн. проф. И. А. Сикорского, "О заикании" (СПб., 1889) .

Б. А. Окс.

Зайцы

(Leporidae) - семейство млекопитающих из отряда грызунов (Glires) . Главный отличительный признак семейства заключается в том, что в межчелюстных костях позади обыкновенных резцов находятся два маленьких дополнительных; зубная формула р , кл. %, кор.; коренные зубы состоят каждый из двух эмалевых пластинок; коренные нижние челюсти лежат несколько кнутри от верхнечелюстных, почему жевание требует боковых движений челюсти. Сюда принадлежат пугливые, быстро бегающие грызуны с густой шерстью по большей части длинными ушами, сильно развитыми задними конечностями и коротким или даже незаметным снаружи хвостом. Короткие передние конечности 5-палые, более длинные задние с 4 пальцами; пальцы покрыты шерстью и на подошве. Ключицы по большей части недоразвиты, кости лица и особенно неба слаборазвиты. Сюда принадлежат собственно З. и пищухи

Род З. (Lepus) отличается длинными ушами, коротким поднятым хвостом, недоразвитыми ключицами, длинными задними ногами (благодаря чему движется прыжками) ; коренных зубов . Около 40 видов распространены по всем частям света, кроме Австралии (в последнюю завезены) . Мясо вкусно, шкуры дают мех, из шерсти изготовляется войлок. Русак (Lepus vulgaris s. timidus) длиною 65 см., ухо длиннее головы, с черным кончиком; цвет переменчивый, то более серый или голубоватый, то более бурый или рыжеватый, снизу белый; хвост длиною почти с голову, сверху черный, снизу белый. Вес обыкновенно около 5 - 6 кг., старые самцы достигают 7 8 и даже 9 кг. Водится во всей средней Европе и западной Азии, достигает на С Шотландии, южн. Швеции в сев. России, на Ю - южн. Франции и сев. Италии; на Альпах восходит до 1500 м., на Кавказе до 2000 м. Держится преимущественно на равнинах, днем лежит в неглубокой ямке, служащей логовищем, утром и вечером выходит за пищей. Питается различными растительными веществами: травою, хлебными растениями, овощами, древесной корою и может приносить значительный вред; особенно любит петрушку, капусту, репу и т. п. Зрение З. слабо, обоняние хорошо, слух превосходен; беззащитность по отношению к многочисленным врагам (человек, хищные млекопитающие и птицы, вороны и т. д.) делает его крайне боязливым; тем не менее, убедившись в своей безопасности, З. становятся иногда крайне дерзкими. Размножение очень сильно, уже на 1-м году З. становится способным к размножению; между самцами происходят в период размножения ожесточенные драки; самка рождает 8 - 4, в редких случаях даже 5 раз в год, от 1 до 5 детенышей (по большей части первый и четвертый помет состоит из 1 - 2 детенышей, второй и третий из 3 - 4) ; беременность длится около 30 дней. Детеныши рождаются довольно развитыми и зрячими, мать остается при них 5 - 6 дней, а затем лишь иногда прибегает к ним, благодаря этому много зайчат гибнет от врагов. Завезенные в Австралию и новую Зеландию русаки сильно размножились. З. беляки (L. variabilis) длиною около 60 см., ухо короче головы, с черным кончиком, хвост длиною в 1/2, головы, сверху белый или лишь с примесью бурых волос, цвет шерсти летом буровато-серый, зимою белый. Водящиеся на крайнем С остаются белыми круглый год и некоторыми отделяются в особый вид (L. glacialis) . Вес беляка до 6 килограммов, как исключение до 7, 5. Водится на Альпах, Карпатах, Пиренеях, Баварских горах и Кавказе (на Альпах в поясе 1600 - 2600 м., встречается и выше до 3600 м. и неохотно спускается даже в самое суровое время года ниже 1000 м.) , на С Европы и Азии к С от 55ё широты и на С Америки. По образу жизни сходен в общем с русаком, рождает 2 - З раза по 2 - 5 детенышей. Кролик (Lepus cuniculus) , длиною около 40 см, вес старого самца до 2 - З кг., ухо короче головы, конец его буро-серый; цвет диких кроликов желто-серый с примесью черного, снизу беловатый; хвост около 3/4 длины головы, сверху черный, снизу белый. Родина кроликов Испания. В настоящее время они распространены по всей средней и южн. Европе; живут в норах, общительны; размножение их очень сильно, так как самка рождает много раз в год (на свободе в Европе обыкновенно 4, в неволе до 8) по 4 - 12, обыкновенно 5 - 7 детенышей; беременность длится около 30 дней и уже через несколько дней совершается новое оплодотворение, так что роды могут повторяться через 5 недель и даже чаще; в теплых странах детеныши становятся способными к размножению уже на 5-м месяце, в холодных - на 8-м, хотя полного роста животное достигает в год. Кролики приносят большой вред, обгрызая кору молодых деревьев, а также опустошая поля. Завезенные в Австралию и Новую Зеландию, они размножились в ужасающей степени и стали бедствием для страны, так как совершенно истребляют растительность на пастбищах. В последнее десятилетие правительство Нового Южн. Валлиса израсходовало на борьбу с ними около 15 миллион. марок и назначило громадную премию за отыскание надежного средства для борьбы с ними; в больших размерах производятся опыты истребления кроликов путем заражения бактериями куриной холеры. Цвет домашних кроликов очень разнообразный. Во Франции и Бельгии разведение кроликов для мяса производится местами в больших размерах. Различают несколько разновидностей домашнего кролика, из них ангорский отличается длинным шелковистым мехом. Шерсть этой разновидности высоко ценится, шерсть обыкновенного дикого кролика идет на приготовлено войлока, шкурок домашнего в торговлю поступает ежегодно около 5 миллион. штук, из них, как и из заячьих шкурок, приготовляют, окрашивая их различным образом, дешевые меха. Кролики дают с зайцами плодовитую помесь - это так называемые лепориды или зайцекролики (leporides, lievres-lapins) , которых разводят для мяса во Франции. Любопытному изменению подверглись кролики, высаженные в 1419 г. на остров Порто Санто, около Мадейры; благодаря отсутствию хищников, они чрезвычайно размножились там, принеся сильный вред жителям, и постепенно изменились до такой степени, что представляют целый ряд отличий (по величине, цвету, форме тела, образу жизни) и не скрещиваются с обыкновенным кроликом. Этот новый вид назван Геккелем L. Huxleyi.

Н. Книпович.

Зайцы (охота) - занимают первое место между всеми четвероногими животными, на которых производится охота (в смысле спорта) . Это происходит, как от чрезвычайно широкого географического распространения русаков и беляков, так и вследствие особенной плодливости их *) . Независимо от этого, большинство условий, которые ведут к уменьшению всякой другой дичи, напр. вырубка вековых лесов, осушка болот, распашка нови и т. п., влияют только на размножение З., преимущественно русака, количество которого даже прямо пропорционально интенсивности хозяйства. Разведение З., в подходящих местах, не сопряжено с какими-либо затруднениями, так как вся забота при этом заключается лишь в истреблении хищников (особенно лисиц) и, иногда, в выставлении корма (снопов соломы, осиновых прутьев и пр.) . Этим объясняется, что на некоторых охотничьих угодиях, под Петербургом, напр., в одну охоту, на 10 - 15 ружей, убивается иногда до 200 штук З. Наиболее распространенный способ охоты на З. составляют облавы, на которых загонщики, подвигаясь вперед, криком и шумом трещоток, вспугивают З. и выставляют их под выстрелы на линию охотников. Кроме обыкновенных обдав, в Польше часто практикуется, заимствованный из Германии, особый вид облавы котлом, заключающийся в том, что охотники, чередуясь с загонщиками, окружают какоенибудь поле и, затем, начинают суживать образуемое ими кольцо (котел) , нагоняя друг на друга З. Всего больше добывается З. на ружейной охоте с гончими и на псовой охоте, при чем у зайцев, добытых на этих двух охотах, всегда "отпазанчивают" задние лапки и бросают пазанки, т. е. части ног между коленкою и лапами, собакам. Позднею осенью, но еще до снега, беляков, которые к тому времени выцветают (переменяют серую шерсть на белую) , стреляют "в узерк", т. е. подкрадываясь к белеющим издали животным. Зимою, пользуясь порошею (снегом, шедшим ночью и переставшим к утру) , З. тропят, т. е. выслеживают их по малику, оставленному ими следу, и затем стреляют в них. Зимою же бьют З. из засады, ночью, на приваде, которая, обыкновенно, состоит из невымолоченных снопиков овса. Кроме того, за З. охотятся с беркутом и другими крупными ловчими птицами. К неохотничьим и, вместе с тем, к наиболее истребительным способам добывания З. относятся стрельба их весною, во время токования, на манку (подражая голосу самки) и избивание, целыми массами, во время полноводия, когда З. спасаются на незатопленных островках. Промышляют З. почти исключительно из-за их меха, составляющего предмет торговли, так как мясо их крестьяне едят только в редких случаях; в Европейской России З. ловят, преимущественно, петлями из медной проволоки и капканами, настораживаемыми в лесу между деревьями; в Сибири же их, кроме того, добывают в кляпцы, кулемы, пасти и елопцы, а также рожнями - заостренными, вбитыми в землю, палочками, на которые З. напарываются на всем скаку. Стреляют З. крупною дробью (јј 4 - 0) . В Европейской России, за исключением Таврической губ., охота на З. воспрещается с 1 февраля по 1 сентября, в Таврической же губ., вследствие вреда, причиняемого З. лесной поросли, садам и огородам, охота на них дозволяется во всякое время года и всеми возможными способами, подобно тому, как это определено для хищных зверей. Ср. С. Т. Аксаков, "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии"; М. П. Вавилов "Охота в России во всех ее видах" (Москва, 1873) ; А. Черкасов, "Записки охотника Восточной Сибири" (СПб., 1884) ; М. Ф. Кривошапкин, "Енисейский округ и его жизнь" (СПб., 1865) ; Л. Н. Сабанеев, "Охотничий календарь" (Москва, 1892) .

С. Б.

Заказник:

- 2) Заповедный пруд и т. п. 3) Заказная роща, заказной лес, заказное место, заказ - названия, впервые введенные законоположениями Петра Великого и Екатерины I для лесных пространств, лежащих на заповедных расстояниях ("заказных верстах") от известных рек. Указами Екатерины II повелено в лесах, приписанных к заводам и фабрикам, а также принадлежащих селениям ведомства директоров домоводства, отделить, окопать рвами и беречь на государственное кораблестроение пятые части высокоствольных лесов (дуба, бука, граба, грабыльника, карагача, сосны, ели, пихты, лиственницы, сибирского кедра) , выбирая, преимущественно, "лучшие участки". Эти "пятые части" названы "заказными рощами" и поступили в ведение лесного начальства. Отпуск из них дерев дозволялся не иначе, как по сенатским или именным указам. 12-го марта 1798 г. началось выделение их из всех лесов казенных, обывательских, удельных, заводских, старостинских, арендных и др. В 1803 году "для отдела пятых частей" в губ. С. Петербургской, Олонецкой и Казанской были командированы, для опыта, лесные комиссии. Им поручено было отделить пятые части, преимущественно из строевых пород, под З. рощи, в государственную собственность, для вспомоществования в нужных случаях самим крестьянам. С. 1832 г. начали выделять З. рощи площадью в 1/3 часть всех угодий казенных селений. Вскоре после того, вместо ежегодного отпуска крестьянам лесных материалов, стали выделять им лесные участки, которые, по мере истощения их, обращалась в З. рощи, а крестьянам взамен их наделялись новые, из казенных лесных дач, отчего число заказных рощ стало быстро возрастать. Этот характер удержан за заказными рощами и министерством государственных имуществ до конца 1850-х гг. С передачею крестьянских лесов в полное распоряжение обществ (в конце 1860-х гг.) , заказные рощи перестали существовать в этих лесах. Несколько раньше уничтожены заказы в казенных и удельных лесных дачах. 4) Часть леса, в которой запрещена на известное время пастьба скота. Это, преимущественно, молодые еще насаждения, в которых деревья не выросли из-под морды скота, отчего легко могут быть потравляемы последним. Продолжительность срока, в течение которого должен существовать заказ, зависит от древесной породы, характера местности, качеств почвы, способа образования насаждений и т. п.

В. Собичевский.

Закон Божий

- в общем смысле слова, всякое религиозное учение, преподающее своим последователям обязательные нравственные правила жизни и деятельности; в смысле более специальном - один из главных учебных предметов начальных и средних учебных заведений, имеющий целью обучение истинам религии и правилам нравственности, на религиозном учении основанным, а также сообщение сведений о богослужении и истории данной религии, ее учреждениях и установлениях. Религиозное обучение на Западе расширялось в той мере, в какой получали преобладание в обществе идеи педагогов богословствующих (напр. Шпенер, Франке) и, наоборот, упадало и сокращалось в той мере, в какой приобретали значение теории педагогов философствующих (напр. Базедов, Кампе, Фихте, Песталоцци) . В настоящее время в Европе нет страны, которая не признавала бы либо свободы обучения а след. и права на преподавание З. Божия, либо безусловной необходимости этого учебного предмета. Состав З. Божия, как предмета преподавания в низших учебных заведениях, слагается из катехизиса, церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения; в средних учебных заведениях к этому присоединяется история христианской церкви. Особенно прочно поставлено преподавание З. Божия в протестантских странах, где еще со времени Лютера изучение катехизиса составляет необходимое условие для конфирмации. В России законоучительство в школах признается делом, специально относящимся к деятельности церкви, которая, по силе 64 правила VI всел. собора, допускает к преподаванию З. Божия лишь священнослужителей (священников и диаконов) , из неимеющих же священного сана, по силе указа 1871 г., лишь принадлежащих к дух. ведомству лиц, окончивших полный курс по меньшей мере дух. семинарии. Епархиальные архиереи назначают из среды духовенства особых наблюдателей за преподаванием З. Божия, дающих отчет в своих наблюдениях непосредственно архиерею. Разработка дидактики и методики З. Божия принадлежит, глав. обр., нем. литературе (Schmid, "Paedag. Encyclopadie"; Zezschwitz, "System der christlich. Katechetik"; Palmer, "Evangelische Paedagogie" и др.) . Несколько соч. этого рода в последние 25 лет появилось и в нашей литературе (прот. К. Ветвеницкого, Страхова, А. Соколова, Тихомирова, С. А. Соллертинского, С. Ширского) ; лучшие из них - прот. Д. П. Соколова: "Исторический очерк преподавания З. Божия" (в "Руководстве к преподаванию общеобразовательных предметов", СПб., 1874) и "О преподавании З. Божия в средних учебных заведениях" (в журн. "Воспитание и Обучение", 1888 г. ј 4) . Законоучитель обязан руководить молитвой детей, домашней, школьной и церковной, внеклассным чтением ими Св. Писания и религиозных книг, исполнением ими христианского долга исповеди и причащения, соблюдением церковных правил и благочестивых христианских обычаев и т. д.

Состав школьного курса З. Божия в различных странах и в различное время был неодинаков. В Германии, где со времен Лютера обучение З. Божию было впервые правильно организовано, сначала предметом изучения был один катехизис, и именно "малый катехизис", составленный самим Лютером. В 1714 г. гамбургский пастор Гюбнер издал сочин.: "Сто четыре священные истории", которое было переведено на все языки Европы, в том числе на русский, и мало-помалу сделалось повсеместно предметом изучения в школах. Официально свящ. история вошла в программы низших и средних школ Германии в последней четверти XVIII в., после издания Фридрихом II в 1763 г. "училищного устава". Россия в этом отношении со времен Петра I следовала по стопам Германии. Первый у нас школьный учебник по З. Божию, составленный Феофаном Прокоповичем, содержал в себе, кроме азбуки и главных молитв лишь краткий катехизис, излагавший "главнейшие догматы веры и заповеди десятословия", которые и предписывалось Духовным регламентом изучать "детям всех званий". Указом сената 20 апр. 1743 г., согласно определению синода, предписывалось дворянам и разного чина людям обучать детей своих букварю и катехизису. В уставе губернских учреждений Екатерины II предписывалось "детей греко-российского исповедания в народных школах обучать катехизису, для познания оснований православной веры, и толкованию десяти заповедей, для вкоренения нравоучения всеобщего". Лишь по уставу народных училищ 1786 г. положено обучать в них и священной истории. В сенатском указе 1805 г. упоминается только о катехизисе, но с 1828 г. в программу З. Божия снова входит священная история. В XVIII в. в преподавании З. Божия нравоучение преобладало у нас над учением догматическим: догматы веры изучались лишь настолько, насколько это считалось нужным для нравоучительных выводов; изложение фактов св. истории приурочивалось к указанию образцов нравственности. Законоучительство, таким образом, и у нас не осталось свободным от влияния германской философии. В 1756 г. священнику инженерной школы предписано было преподавать особо "правила строгой нравственности". По уставу сухопутного корпуса, составленному в 1766 г. Бецким, определено было в младшем классе учить детей З. Божию, во втором возрасте преподавать "учтивство и долг благопристойности", а в третьем "упражнение истинного христианина и честного человека". С 1766 г. появляются катехизисы иером., а потом митроп. Платона, из которых два малый и большой, были учебниками в низших и средних школах; нравоучение было в них господствующим элементом. На ряду с ними в школах появилась в 1786 г. "Книга о должностях человека и гражданина", если не составленная, то редактированная самою императрицей Екатериной II. Эта книга, иногда только дополнявшая, а иногда заменявшая в школах катехизис, была плодом философского настроения времени, хотя свои положена основывала отчасти на библейских изречениях и примерах. Философский характер века сказался и в том, что в нескольких других учебниках по З. Божию, изданных комиссиею об учреждении народных училищ, истины веры доказывались не текстами только Св. Писания, но и доводами разума. В 1819 г., под влиянием новых веяний, министерство народного просвещения изъяло из употребления "Книгу о должностях"; в курс З. Божия введены были избранные "чтения из св. Писания", в нескольких редакциях, из которых старейшая по времени составлена была Филаретом, впоследствии митроп. московским. Религиознонравственное направление вполне вытеснило направление философско-нравственное. В 1823 г. появились катехизисы митрополита Филарета (взамен прежних катехизисов митр. Платона) : "Начатки христианского учения" (краткая св. история и краткий катехизис) и "Пространный христианский катехизис". Оба были до начала восьмидесятых годов единственными учебниками по катехизису. Известное сочинение немецкого педагога Цечвица высоко ценит "пространный катехизис" Филарета с дидактической и методической точек зрения, но со стороны отечественных законоучителей-педагогов много слышалось упреков ему и при самом его появлении, и в последнее время. С 30-х годов является, как особый предмет по классу З. Божия, "христианское нравоучение", по которому руководства были составлены прот. Воскресенским, Мансветовым, Кочетовым, Маловым и Бажановым. Оригинальностью метода особенно выдавались курсы З. Божия прот. И. Наумова и Г. П. Павского. Наумов не допускал деления курса З. Божия на особые отделы. а учение веры, нравоучение и богослужение излагал совместно. Учебника он не оставил, но общая схема его преподавания изложена в брошюре: "Мысли при взгляде на десять заповедей З. Божия". План и метод Г. П. Павского, изложенные в записке на имя В. А. Жуковского (Павский был законоучителем наследника цесаревича Александра Николаевича) и в двух программах - самое замечательное из всего, что существует в русской литературе по дидактике и методике З. Божия. Состав и способ преподавания З. Божия Павский приводит в связь с постепенным развитием умственных и нравственных сил учащихся. Детство - возраст чувства; сообразно с этим в ребенке развивается религиозное чувство, с помощью молитв (не только общецерковных, но и особых, импровизируемых учеником, под руководством учителя, на каждый выдающийся случай жизни личной и общественной) , жизнеописаний святых, указания руки Божией в природе и в общежитии и, наконец, живого изображения обрядов церкви. Второй момент религиозного обучения - изложение религиозных идей в формах рассудка и воображения и в правилах, т. е. изучение догматов, обрядов и правил нравственности. Записка и программы Павского, а также образцы составленных им молитв и очерков явлений природы в первый раз изданы Н. И. Барсовым в 1880 г., в "Сборн. Имп. русского истор. общ." и в составленной им биографии Павского ("Русская Старина", 1880 г.) . Жуковский с восторгом приветствовал законоучительское новаторство Павского, но его метод и все сделанное им для дидактики и методики законоучительства остались без влияния на общий ход этого дела в России, вследствие разлада между Павским и митроп. Филаретом.

Реакция против стремлений библейского общества имела последствием новые направления в постановке З. Божия: сначала догматико-полемическое (1837 - 1850) , потом церковно-догматическое (1850 - 1878) . Учение об обязанностях христианина обращается в учение об обязанностях сына православной церкви. В той мере, в какой сокращалось в курсах З. Божия нравоучение, выдвигалась на первый план православная церковность молитвы, праздники, богослужение. В этом направлении подвергся переработке и самый катехизис митроп. Филарета. Из учебников этого периода замечательно упрощенное изложение катехизиса Филарета, сделанное прот. И. В. Рождественским, а также "изложение символа веры", А. Н. Муравьева. В 1851 г., по новой программе З. Божия, усилено было в составе курса З. Божия изучение молитв и богослужения православной церкви и исключено учение о христ. обязанностях. С 1860 г., с увеличением заботы о народном образовании, началась усиленная работа по составлению новых программ З. Божия (из них лучшая - А. Кочетова) . В учебных планах министерства 1872 г. введено чтение новозаветной истории по библейскому тексту и сообщение сведений по священной географии. Отмена монополии учебников по предметам З. Божия вызвала большое оживление в духовно-педагогической литературе. В это время появились руководства М. И. Богословского ("Священная история Ветхого и Нового Завета") , Грегулевича ("Подробный сравнительный обзор четвероевангелия") , Д. П. Соколова, В. Я. Михайловского, П. А. Смирнова, А. А. Желобовского. Л. П. Петрова, А. Лаврова, Базарова, К. И. Ветвеницкого, М. И. Соколова, И. Романова, А. П. Рудакова, Беллюстина ("О Богослужении") , Г. Чельцова, П. А. Лебедева, С. В. Миловского и др. Из опытов изложения вероучения и нравоучения христианского, взамен катехизиса Филарета (эта замена разрешена в 1872 г.) , заслуживают внимания сочинения: Г. Титова ("Уроки по правосл. катехизису") , П. А. Смирнова ("Изложение христ. прав. веры") , Лаврова ("Записки по предмету З. Божия") , И. Заркевича ("Очерк учения христ. веры") , Владиславлева ("Записки по классу З. Божия") . Главными предметами дидактич. и методич. рассуждений в области З. Б. были в последнее время следующие вопросы: о значении ветхозаветной истории в общем составе курса З. Божия, о языке (русск. или церковнославянск.) , на котором должно быть предлагаемо учащимся чтение Св. Писания, о форме изложения катехизиса, о необходимости буквального его заучиванья, о концентрации в один компактный курс всех предметов курса З. Божия, обыкновенно преподаваемых отдельно в последовательном порядке. Защитниками последней, по примеру прот. Наумова, являются в настоящее время прот. Д. П. Соколов и К. И. Ветвеницкий. Большинством ваших законоучителей практикуется, однако, прежний метод последовательного изучения свящ. истории, молитв, катехизиса, учения и богослужения, истории церкви вселенской и русской, при чем объем изложения каждого предмета соображается с общим учебным планом школы, низшей или средней, и с программами, издаваемыми министерством народного просвещения и св. синодом.

Н. Барсов.

Закопане

- одна из известнейших долин в Татрах; она лежит на южной их стороне на высоте 3166 фт. н. ур. м. и состоит из двух частей: одной узкой и всего в 1/4 мили длины, другой в 1/5 мили шир. и в целую милю длины. В первой из них находятся величественные истоки Белого Дунайца. Это же имя носит и лежащее здесь селение З. Оно служит сборным местом для туристов.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Постепенно растворяется
Снова на ююз до впадения в нее слева значительной горной р
В сухом веществе
Больницы приказа общественного призрения на 70 кроватей собрание франции
Другие искривления

сайт копирайтеров Евгений