Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1452

7°,17

     Полнейшая аналогия с этими явлениями замечается и в  тех людях, которых -- трудно сказать,  благодетельная  или  жестокая,  -- природа  более  щедро одарила умственными способностями. Редкие из этих людей не высказывали сами, что атмосферные явления производят на них громадное влияние.  В своих личных сношениях и  в письмах  они постоянно жалуются на  вредное  действие  на них изменений температуры, с которым они должны иногда  выдерживать ожесточенную борьбу,  чтобы  уничтожить  или  смягчить  роковое  влияние  дурной  погоды, ослабляющей  и задерживающей смелый полет  их  фантазии.  "Когда  я здоров и погода ясная, я чувствую  себя порядочным человеком",  -- писал Монтень. "Во время сильных ветров мне кажется, что мозг  у меня не в порядке", -- говорил Дидро. Джиордани, по словам Мантегацца, за  два дня предсказывал  грозы. Мэн Биран (Maine  Biran),  философ-спиритуалист по преимуществу, пишет  в  своем дневнике:  "Не понимаю,  почему  это  в дурную погоду и  ум, и  воля  у меня совершенно не те, как в ясные, светлые дни".      "Я  уподобляюсь барометру, -- писал Альфьери, -- и большая  или меньшая легкость  работы  всегда  соответствует  у  меня  атмосферному давлению,  -- полнейшая тупость  (stupidita)  нападает  на меня  во время сильных  ветров, ясность мысли у меня  бесконечно слабее вечером, нежели утром,  а в середине зимы и лета творческие способности мои бывают живее, чем в остальные времена года. Такая  зависимость  от  внешних влияний, против  которых я почти  не в силах бороться, смиряет меня".      Из этих примеров уже очевидно влияние колебаний барометра на гениальных людей, и большая  аналогия в этом отношении между ними и помешанными; но еще заметнее, еще резче оказывается влияние температуры.      Наполеон,  сказавший,   что   "человек  есть   продукт   физических   и нравственных условий", не мог выносить самого легкого ветра и  до того любил тепло, что приказывал топить у себя  в комнате даже в июле месяце.  Кабинеты Вольтера и  Бюффона  отапливались  во всякое  время года. Руссо говорил, что солнечные  лучи  в летнюю  пору вызывают в нем творческую деятельность, и он подставлял под них свою голову в самый полдень.      Байрон говорил о себе, что  боится холода, точно газель.  Гейне уверял, что он более способен писать стихи во  Франции, чем в  Германии с ее суровым климатом. "Гром гремит,  идет снег, -- пишет он в одном из своих писем, -- в камине у меня мало огня, и письмо мое холодно".      Спалланцани, живя на Эолийских островах, мог зани-маться  вдвое больше, чем в туманной Павии. Леопарди в своем Эпистоларио говорит: "Мой организм не выносит холода, я жду и желаю наступления царства Ормузда".      Джусти писал  весною: "Теперь вдохновение перестанет прятаться...  если весна поможет мне, как и во всем остальном".      Джиордани не мог сочинять иначе, как при ярком  свете солнца и в теплую погоду.      Фосколо писал  в ноябре:  "Я постоянно  держусь около  камина (огня), и друзья мои над этим смеются; я стараюсь придать моим членам теплоту, которую поглощает и перерабатывает внутри себя мое сердце". В декабре он уже  писал: "Мой природный недостаток -- боязнь холода -- заставил меня держаться вблизи огня, который жжет мне веки".      Мильтон  уже  в  своих латинских  элегиях сознается, что зимою его муза делается бесплодной. Вообще, он мог сочинять только от весеннего до осеннего равноденствия. В одном из  своих  писем  он жалуется на холода в 1798 году и выражает   опасение,  как   бы  это  не  помешало  свободному  развитию  его воображения, если  холод будет продолжаться. Джонсону,  который рассказывает об  этом,  можно  доверять вполне, потому  что сам  он,  лишенный фантазии и одаренный только спокойным, холодным критическим  умом, никогда не испытывал влияния  времен года  или погоды  на  свою способность к труду  и в Мильтоне считал подобные особенности результатом его странного характера.  Сальваторе Роза, по словам  леди  Морган,  смеялся в молодости  над  тем преувеличенным значением, какое будто бы  оказывает погода на  творчество гениальных людей, но,  состарившись,  оживлялся   и   получал  способность   мыслить   лишь  с наступлением  весны;  в  последние годы  жизни он  мог  заниматься живописью исключительно только летом.      Читая  письма  Шиллера  к  Гете,  изумляешься тому,  что этот  великий, гуманный и гениальный поэт приписывал погоде какое-то необыкновенное влияние на свои творческие способности. "В эти  печальные дни, -- писал  он в ноябре 1871  года,  --  под этим  свинцовым небом, мне необходима вся моя  энергия, чтобы  поддерживать в себе бодрость;  приняться же за какой-нибудь серьезный труд я совершенно не  способен.  Я снова берусь за работу, но погода до того дурна,  что нет  возможности сохранить ясность мысли". В  июле 1818 года  он говорит,  напротив:   "Благодаря  хорошей  погоде  я  чувствую  себя  лучше, лирическое  вдохновение,  которое  менее  всякого другого  подчиняется нашей воле, не замедлит явиться". Но в декабре того же года он снова жалуется, что необходимость  окончить  "Валленштейна"   совпала  с  самым  неблагоприятным временем года, "поэтому, -- говорит он, -- я должен употреблять всевозможные усилия, чтобы сохранить  ясность  мысли". В мае  Шиллер  писал:  "Я  надеюсь сделать много,  если погода не изменится  к худшему".  Из всех этих примеров можно уже с некоторым основанием сделать тот вывод, что высокая температура, благоприятно  действующая  на  растительность,  способствует,  за  немногими исключениями,  и продуктивности гения, подобно тому  как она  вызывает более сильное возбуждение в помешанных.      Если  бы  историки,  исписавшие  столько  бумаги и потратившие  столько времени  на  подробнейшее  изображение  жестоких  битв   или  авантюристских предприятий, осуществленных королями и героями, если бы эти историки с такой же тщательностью исследовали достопамятную эпоху, когда  было сделано то или другое  великое открытие  или когда было задумано замечательное произведение искусства, то они почти наверное убедились бы, что наиболее знойные месяцы и дни оказываются самыми плодовитыми не только для всей физической природы, но также и для гениальных умов.      При всей кажущейся неправдоподобности такого влияния оно подтверждается множеством несомненных фактов. Данте сочинил свой  первый сонет 15 июня 1282 года; весною 1300 года он написал "Vita nuova", a 3 апреля начал писать свою великую поэму.      Петрарка  задумал  "Africana"  в  марте  1338  года. Громадная  картина Микеланджело,  которую Челлини,  самый компетентный  судья в  этой  области, назвал   удивительнейшим   из  произведений   гениального   живописца,  была ском-понована и окончена в течение трех месяцев, с апреля по июль 1506 года.      Мильтон задумал свою поэму весною.      Галилей открыл кольцо Сатурна в апреле 1611 года.      Лучшие вещи Фосколо были написаны в июле и августе.      Стерн первую из  своих проповедей  написал  в  апреле, а в мае  сочинил знаменитую проповедь о заблуждениях совести.      Новейшие  поэты  -- Ламартин, Мюссе,  Гюго,  Беранже, Каркано, Алеарди, Маскерони, Занелла,  Арканжели,  Кар-дуччи,  Милли, Белли  имели обыкновение обозначать  почти на  всех своих  мелких  и лирических стихотворениях, когда именно каждое из них было сочинено. Пользуясь этими драгоценными указаниями, мы составили  следующую таблицу.

Месяцы

Ламартин

В.Гюго

Мюссе и Беранже

Каркано, Арканжели, Занелла, Кардуччи, Маскерони, Алеарди

Милли

Белли

Байрон

Сумма

Январь

11

20

8

10

28

21

1

99

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство психологии 13 психология
  а  в июле относительно скученныхжелез

сайт копирайтеров Евгений