Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Стабилизация эмоциональных отношений не означает, что они не меняются внутренне, в содержательном плане. Наоборот, как уже говорилось, стабилизация — это и есть переход от романтической любви к какому-то иному, менее конфликтному внутренне, состоянию. Если обратиться к классификации различных типов любви (рис. 5), то можно сказать, что идеальным вариантом стабилизации был бы переход роматической любви в братскую, в которой высокий статус сочетается с низким уровнем власти (аналогичное по содержанию явление, чтобы избежать терминологической путаницы — речь в большинстве работ идет о разнополых парах — часто называют супружеской любовью).

Важным является вопрос о том, насколько распространены эмоциональные отношения такого рода как братская или супружеская любовь, или, хотя бы, как часто они могут встречаться вообще. Ведь не исключено, что этот стиль общения присущ только определенному, очень малочисленному типу людей и недоступен «обычному» человеку. Для того чтобы разрешить эту проблему, необходимо выяснить, с какими

1 Методологические выводы в данном случае имеют и практический выход, определяя пути коррекционного воздействия, — демонстрируется, в частности, важность воздействия на отдельные элементы ситуации в каждый момент времени. Как говорил, анализируя проблему любви, Т. Рейк: «Если у Вас нет настоящего, у Вас нет будущего» [182, 12].

6*,                                               147

свойствами субъекта связана способность поддерживать отношения стабильной любви?

Отметим прежде всего, что если романтическая любовь является отношением нормативным 2 и поэтому зачастую безличным (этим и объясняется низкий уровень связей между нею и личностными характеристиками членов пары), то стабильная любовь есть отношение глубоко личностное, ориентированное не на ситуацию (ибо она трансситуативна), а на свойства участников общения, т. е. является в каком-то смысле преодолением ситуации, существует не благодаря, а в некоторых случаях даже вопреки ей. Эта особенность стабильной любви, на наш взгляд, указывает на ее качественное отличие от других человеческих отношений, на прогрессивный с точки зрения развития человека характер. Любовь такого типа является отношением более высокого уровня, и закономерности ее отрицают закономерности более низких уровней. Аналогично тому как жизнь, по выражению Э. С. Бауэра [15], есть постоянная работа против равновесия, требуемого законами физики и химии3, подлинно межличностные отношения есть развитие, направленное против диктата ситуации.

При экспериментальном анализе межличностной аттракции она оказалась не связанной со свойствами личности субъекта, измеренными по стандартным тестам. Этот результат в целом справедлив и для любви как для одного из видов аттракции. Тем не менее способность к стабильной любви проявляют люди, имеющие ярко выраженные личностные особенности, большая часть которых качественно отличается от свойств личности, регистрирующихся в ходе обычных психодиагностических процедур. Измеряемые в социальной психологии параметры личности являются чаще всего процессуальными характеристиками, т. е. такими, от которых не зависит, в конечном счете ус-

2  В определенный период жизни человека нормы общества требуют от него влюбиться в другого человека противоположного пола. Если этого с ним не происходит, он испытывает все те переживания, которые выпадают на долю субъекта, не поддающегося групповому давлению или нарушающего нормы. Любовь в данном случае является своего рода конформной реакцией индивида.

3  Что не означает, конечно, независимости живых организмов от физических и химических законов.

148

пешность деятельности, а зависит лишь способ ее осуществления. Характеристики же, о которых идет речь, носят четко выраженный уровневый характер, т. е. влияют не только на способ, но и на результат деятельности. Таким образом, можно предположить, что полученный в социальной психологии аттракции парадоксальный факт независимости параметров межличностного общения от свойств личности субъекта свя-нан с тем, что в анализ включались лишь процессуальные, а не уровневые характеристики личности. Именно степень выраженности уровневых характеристик личности определяет способность индивида вступать в стабильные эмоциональные отношения, т. е. действительно быть субъектом своих отношений, а не пассивным объектом воздействия ситуационных переменных.

Формирование у членов пары определенных свойств личности, соответствующих в целом синдромам самоактуализации или психического здоровья, делает их способными к установлению стабильных эмоциональных отношений. Вывод о роли личностного развития как условия стабильных субъект-субъектных отношений соответствует и результатам той работы в области психологии личности, которая проводится в последние годы в советской психологической науке (см., например, [13, 72]). Не случайно многие исследователи и практики (см., например, [126]) считают нестабильность эмоциональных отношений проявлением не столько их неадекватной организации, сколько личностных проблем членов пары. Соответственно индивидуальная психологическая коррекция является зачастую необходимым компонентом оптимизации сферы общения клиента.

Стабильность эмоциональных отношений связана еще и с тем, насколько стабильные по своему характеру потребности удовлетворяет в них субъект. Поэтому люди, живущие, по выражению А. Маслоу [195], на уровне потребностей роста — стабильных, принципиально ненасыщаемых, т. е. люди с высоким уровнем самоактуализации, устанавливают и более стабильные эмоциональные отношения, чем живущие на уровне дефицитарных потребностей.

И экспериментальные данные, и общетеоретические представления убеждают в том, что одним из важнейших факторов стабильности эмоциональных от-

149

ношений должна быть включенность членов пары в совместную, значимую для них обоих деятельность *, Не очевидно, однако, что может выступать в качестве предмета такой деятельности? Изменения, происшедшие в институте семьи в последние десятилетия, привели к тому, что прежние виды деятельности, которые и выступали как совместные, такие, например, как хозяйственная, на субъективно-психологическом уровне стали свое значение терять. Ориентация же на какие-либо иные аспекты реальности как на предметы совместной деятельности на институциональном, уровне еще не сформировалась. Поиск такого предмета имеет, следовательно, большое практическое значение.

На наш взгляд, в случае супружеских отношений предметами совместной деятельности могут быть воспитание детей и, при создании благоприятных установок на дом, семейный очаг и т. д., домашнее хозяйство, ведущееся уже не в силу экономической необходимости, а для удовлетворения разнообразных психологических потребностей — от потребности в безопасности до эстетических. Однако оптимальным вариантом представляется тот, когда предметом совместной деятельности членов пары будут выступать они сами — обеспечение благополучия и личностного роста каждого из них.

* • *

Итак, сам факт длительного взаимодействия не может служить доказательством сохранения эмоциональных отношений в паре — общение может поддержи-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Широкомасштабные исследования эмоциональных отношений необходимы для выработки адекватных
Невербальные действия субъекта как адресованные ему лично

Психологии
Может служить доказательством наличия в ней стабильных эмоциональных отношений

сайт копирайтеров Евгений