Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В одном из экспериментов М. Лернера четверо испытуемых играли в некую игру, которая была организована таким образом, что каждый из участников вносил в конечный резуль­тат совершенно одинаковый вклад. В конце игры награждался один случайно выбранный игрок, и у испытуемых спрашивали, кто, по их мнению, сделал больше других для дости­жения цели? Большинство испытуемых считали таким человеком того, кто получил на­граду. В другой работе испытуемым предлагалось для анализа дорожно-транспортное происшествие, в результате которого был ранен пешеход. В их задачу входило определе­ние степени ответственности всех участников. Всем испытуемым были знакомы правила дорожного движения, ситуация была построена таким образом, что невиновность пешехо­да и вина водителя не вызывали сомнения. Действительно,- когда сообщалось, что ране-

55

ние пешехода легкое, задача решалась правильно. В тех же случаях, когда в условия зада­чи вводилась информация о тяжелом или даже смертельном ранении пешехода, испытуе­мые частично перекладывали вину за происшедшее на жертву, хотя сама ситуация ника­кого основания для такого перераспределения ответственности не давала [168].

Этот эксперимент позволяет понять механизм «веры в справедливый мир» — человек просто не хочет верить в то, что лично с ним без всякой его вины могут случаться несча­стья, а его достоинства и заслуги могут остаться невознагражденными. Убеждение же в «справедливости мира» эффективно снимает эти страхи.

Следствием веры в «справедливый мир» является и возникновение антипатии к жертвам каких-либо несчастий (таким образом можно объяснить уже упоминавшуюся дискрими­нацию людей с физическими недостатками). Так, М. Лернер демонстрировал своим испы­туемым видеозапись обучающего эксперимента, в котором в качестве отрицательного подкрепления использовались сильные удары электрическим током, вызывавшие резкие болевые реакции «ученика» (в действительности ток, конечно, не давался, вся сцена про­сто разыгрывалась по определенной программе). Испытуемые должны были оценить, на­сколько им нравится или не нравится «ученик» и в какой степени он заслужил свою участь. Результаты неопровержимо свидетельствуют о том, что чем сильнее страдания жертвы, тем большую антипатию она вызывает и тем в большей степени испытуемые склонны оправдывать происходящее.

Есть, правда, одно условие, при наличии которого эта с этической точки зрения явно негативная закономерность не действует. Часть испытуемых считали, что они наблюдают не видеозапись, а следят по монитору за происходящим в соседней комнате, половине испы­туемых при этом было оказано, что они могут в любой момент прервать этот эксперимент, т. е. избавить жертву от страданий. В последнем случае аттракция к жертве была значительно выше, чем тогда, когда испытуемый не имел возможности вмешаться. Чувство ответственности за другого человека и реальная возможность помочь ему способствуют таким об-

56

разом росту аттракции. Итак, мы видим, что влияние на аттракцию даже столь эфемерной характеристики, какой является удачливость, не может быть   выражено однозначной за­висимостью, оно опосредуется взаимодействием между субъектом и объектом.

В целом психологические исследования зависимости эмоциональных отношений на пер­вом этапе их развития от свойств их объекта позволяют сделать ряд выводов. Во-первых, наибольшее влияние на аттракцию оказывают такие легко наблюдаемые параметры, как внешность и социально-демографические характеристики. Во-вторых, наряду с ориента­цией на людей с максимальной выраженностью положительных характеристик действует и стремление к выбору «равных». Доминирование той или иной тенденции определяется прогнозом поведения партнера — в случае гарантированного принятия с его стороны в большей степени выражена первая зависимость в случае неуверенности в его отношении — вторая 4. В-третьих, между положительными свойствами объекта и аттракцией к нему существует криволинейная зависимость — с какого-то момента дальнейшее увеличение выраженности данной характеристики (например, интеллекта или физической привлека­тельности) ведет не к увеличению, а к уменьшению симпатии к объекту. И, в-четвертых, ни одна из характеристик объекта не определяет однозначно аттракции — связь между свойствами объекта и аттракцией опосредуется состоянием субъекта, соотношением свойств и взаимодействием между субъектом и объектом.

§ 2. Симпатия и соотношение свойств между субъектом и объектом

Большое влияние как на саму аттракцию, так и на характер ее зависимости от других пе­ременных оказывает соотношение устойчивых свойств членов пары [79]. В наибольшей степени в этом смысле изучено влияние на аттракцию степени сходства или несходства установок. Результаты подавляющего большин-

4 Отметим, что большинство реальных контактов с другими людьми в начальный период общения характеризуется именно неуверенностью в том, как к тебе относится твой парт­нер.

57

ства работ свидетельствуют о Положительном влиянии совпадения или близости устано­вок на аттракцию.

Наиболее влиятельными среди работ этого направления являются исследования, прове­денные под руководством Д. Бирна и выполненные с использованием разработанной ав­торами методики «поддельного незнакомца» [118]. Она состоит в следующем: на первом этапе исследования замеряются аттитюды испытуемого по отношению к различным объ­ектам, на втором — ему предъявляются результаты измерения установок какого-либо дру­гого человека на те же объекты. В действительности эти данные фиктивны, «результаты» представляют собой лишь ту или иную степень приближения к собственным установкам испытуемого. На третьем этапе работы измеряется аттракция испытуемого к человеку, якобы заполнявшему вопросник, причем никакой дополнительной информации респон­дент обычно не получает.

Д. Бирн и его соавторы пришли к выводу о существовании прямой пропорциональной за­висимости между степенью сходства "аттитюдов и уровнем аттракции. Были подсчитаны даже числовые значения коэффициентов в формуле, определяющей аттракцию как функ­цию сходства установок (эта зависимость получила название закона аттракции Бирна — Нельсона) [118]. По данным авторов, при предъявлении строго определенного числа уста­новок (обычно их 12) ни значимость их для испытуемых, ни степень обобщенности объек­та аттитюда, ни другие характеристики не играют никакой роли — единственной детер­минантой аттракции является число совпадающих или несовпадающих суждений. Свои выводы авторы проверяли не только в лаборатории, но и в полевых экспериментах, кото­рые продемонстрировали их релевантность весьма широкому классу ситуаций общения, правда в основном кратковременного.

Работы, проведенные группой Д. Бирна, столь многочисленны, что, по выражению одного исследователя, «возникает впечатление, что в социальной психологии межличностной ат­тракции других работ вообще не существует» [133]. Это, конечно, далеко не так. Сущест­вуют эксперименты, направленные так же, как и эксперименты Д. Бирна, на выяснение влияния на аттракцию сходства установок, но организо-

58

ванные принципиально иначе. Авторы некоторых из них подвергают вполне обоснован­ному, на наш взгляд, сомнению адекватность исследовательской схемы «поддельный не­знакомец» феномену межличностной аттракции и критикуют полученные с ее помощью результаты. Оказалось, что закон аттракции справедлив лишь в тех ситуациях, когда, как в экспериментальных ситуациях Д. Бирна, общения фактически нет, оно находится на «ну­левой» стадии. Как только начинает развиваться реальный процесс общения, закономер­ности резко усложняются — сходство по важным для субъекта установкам влияет больше, чем сходство по неважным, совпадение по обобщенным установкам воздействует сильнее, чем по сугубо конкретным, и т. д. Прямая зависимость аттракции от степени сходства ус­тановок нарушается и в тех случаях, когда испытуемый может возразить субъекту не­сходных установок, может попытаться переубедить его и т. д. [114]. Было также обнару­жено, что более важное значение имеет не сходство самих установок, а совпадение спо­соба их обоснования, например прагматического или этического [132]. Д. Бирн рассмат­ривает установки на отдельные объекты независимо друг от друга, вырванные из контек­ста когнитивной  системы субъекта. Это существенно снижает валидность его результа­тов. Было показано, например, что с точки зрения детерминации аттракции совпадение конкретных установок значительно менее важно, чем структурное сходство всей системы аттитюдов 5 [198]. Принцип сходства нарушается также и тогда, когда у испытуемого уже сформировано отрицательное отношение к объекту — сходство установок здесь только снижает аттракцию [111], когда объект более успешен, чем субъект по какой-либо значи­мой деятельности [115] и в ряде других случаев. Присоединяясь к кри-

5 Под структурным сходством аттитюдов понимается не близость установок на отдельные объекты, а совпадение имплицитно присутствующих представлений о связи этих объектов между собой. Так, одинаковое отношение респондента к двум объектам является манифе­стацией представления о их некотором единстве, разное — о различии. Таким образом, структурное сходство когнитивной системы двух людей возможно и тогда, когда сами ус­тановки у них резко различаются. Например, если один субъект оценивает два каких-либо объекта положительно, а другой — оба эти объекта отрицательно, совпадение установок отсутствует, а структурное сходство высоко.

тике работ группы Д. Бирна, можно отметить, что в данном случае произошел своеобраз­ный «сдвиг мотива на цель»: сбор все новых и новых фактов заслонил мотив познания феномена аттракции6.

Однако, несмотря на серьезные ограничения принципа сходства, в большинстве случаев он все же действует — полученная тем или иным способом информация о близости своих взглядов и взглядов другого человека способствует появлению симпатии к этому челове­ку. С чем может быть связана такая зависимость?

Прежде всего надо проверить возможность обратного влияния аттракции на сходство ус­тановок, реальное или воспринимаемое. Действительно, хорошее отношение к человеку приводит к тому, что ему приписываются установки, сходные со своими собственными. Показано также, что в процессе общения при наличии положительных эмоциональных отношений в паре системы установок двух людей, как правило, сближаются. Однако, как было продемонстрировано в ряде лонгитюдинальных исследований, эта зависимость «е отменяет того факта, что начальное сходство установок двух людей способствует появле­нию аттракции между ними.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Гозман Л. Психология эмоциональных отношений психолога 7 сходство
Роль сознания в детерминации собственного психологического состояния
Проблемы общей психологии
О развитии взглядов на предмет психологиивопр
В семи из восьми структур выделяется фактор аттракции к подчиненному

сайт копирайтеров Евгений