Пиши и продавай! |
Начальная стадия развития творчества - это стадия борьбы и с собой и с окружением. Цель этой борьбы (в начале она обычно отчетливо не осознается и не определяется) - создать условия для беспрепятственного прохождения через все стадии творчества, для достижения состояний свободы, состояний погружения в себя (грез), для творческого самовыражения, с большими или меньшими потерями, компромиссами, но эти условия создать! Можно сказать, что во взаимоотношениях творческой личности с окружающей средой происходит нечто подобное тому, что происходит в так называемой «культурной идентификации». Аткинсон, Мортен и Сью разработали пятиступенчатую модель культурной идентификации (Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Дау-нингЛ., 1990, с. 524, 525). Их модель, применявшаяся для рассмотрения поведения этнических групп, можно экстраполировать на рост самосознания творческой личности (для упрощения аналогии некоторые слова в цитатах пропущены). «Стадия 1. На этом уровне группа верит в доминирующие в данном обществе культурные ценности». «Стадия 2. Диссонанс. Группа или отдельный человек обнаруживает, что ситуация не такова, как принято считать. Становятся очевидными несоответствия между тем, что человек может делать и тем, что ему позволяется... Человек может начать подвергать сомнению ценности, которые он раньше поддерживал, и почувствует необходимость противопоставить себя застывшим истинам, диссонирующими с живой жизнью». «Стадия 3. Сопротивление и погружение в проблему. Человек или группа людей синтезирует в своем сознании мысль о неконгруэнтности общества и реагирует ненавистью и недоверием. На этой стадии характерны значительные усилия ... в борьбе с угнетением... Группа (или человек - примеч. А. Г.) начинает фокусировать внимание на своих собственных культурных интересах». Слова «ненависть» и «недоверие» сильны, однако в начале развития творческой личности, как показывают наблюдения, подобные чувства к окружающим проявляются не редко. Более того, неприязнь ко многим окружающим, если она возникает, нередко проявляется в течение ряда лет. Происходящее в этих случаях можно сравнить с так называемой «реакцией эмансипации» у подростков. Хотя все кажется простым, - юноше (или девушке) надо научиться быть самостоятельным (самостоятельной), - борьба с прежними авторитетами, со старшими может занимать несколько лет, причем нередко она приобретает гротескные или даже нелепые черты, что связано с недостатком психологических знаний, с неумением правильно вести себя и другими причинами. б) Быстрое развитие творческой деятельности. Со временем тот, кто вступает на стезю творчества, так или иначе создает условия для творчества, он «притирается» к окружающей среде, «дозирует» общение с различными людьми, отыскивает свои временные ниши для самовыражения (рано утром, поздно ночью, во время прогулок, поездок или иначе), ему уже труднее помешать. Постепенно корректируются отношения личности (в направлениях, обозначенных в гл. 4), в частности, большее значение придается уединениям. Благоприятные или хотя бы приемлемые условия для творчества помогают быстрому росту числа получаемых Результатов. 198 199 Если проводить аналогию с культурной идентификацией, происходящее напоминает ее следующую стадию. «Стадия 4. Углубление взглядов. Человек снова встречается с неконгруэнтностью (несоответствиями) жизни ... может обнаружить, что некоторые (люди из других групп - примеч. А. Г.) ... отзывчивы и надежны. Количество и качество общения возрастает, и человек может испытать чувство близости к противоположным группам. Внутренняя и внешняя группы, к которым принадлежит человек, могут придти в противоречие друг с другом» (Аткинсон, Мортен, Сью, цит. по: АйвиА. Е. и др., 1990, с. 524). в) Замедление творческой деятельности. Иначе складываются взаимоотношения с окружающими тогда, когда центр усилий творческой личности перемещается на внедрение полученных результатов в жизнь. Внедрение результатов работы в жизнь делает творчество завершающимся, оно предполагает общение, сотрудничество с разными людьми; взаимодействие с окружающими людьми восстанавливается, оно уже строится в связи с творческой деятельностью и на ее основе. Следование интуиции или поведение, направленное на «самодействующую кристаллизацию», к этому времени становится привычным, проявляется в различных условиях, гибко. Занятия |
|
|
|