<<< ΛΛΛ >>>
Рис. 6. Постижение нового и эмоции
В момент согласования двух сторон отражения мира, вследствие восхищения полученным результатом и состоянием внутренней гармонии, эмоции как бы выталкивают новое представление «вверх» (рис. 6).
Естественно, что, постигая новое, переживая радость и особое внутреннее состояние в целом, человек уже помышляет о проверке, возникает вопрос, правильно ли то, что у него получилось?
9. Радость, ПРОВЕРКА, внедрение. Проверка предполагает восприятие со стороны того, что создано, анализ «вдоль и поперек», она ведет к полному сознательному принятию нового результата. Она осуществляется не только с позиций логики или оценки соответствия созданного реальности, но и с позиций интуитивной оценки целого.
Если в изложение нового представления внесены необходимые поправки или все оказалось правильным, появляется желание рассказать другим о том, что получилось, внедрить новое в жизнь.
10. Проверка, ВНЕДРЕНИЕ, интерес к новому явлению. «Почему это, когда географ открывает новую страну, то ему страстно хочется, чтобы после него в эту страну все ехали?
Так и у писателя художественная выдумка новой страны нашей жизни сопровождается безудержным устремлением с этим открытием в гущу людей с пропагандой небывалого и в то же время утверждающего его авторское лицо» (Пришвин М. М, 1985, с. 461).
Ганс Селье (1987, с. 80) о состоянии после озарения: «Возникает желание - у меня во всяком случае, - с криком Эврика! броситься рассказывать всем о своем успехе».
После проверки человек принимает новое всем своим существом, в нем все согласно с новым. В этом - одна из причин желания нести новые результаты в жизнь.
Внедрение нового в жизнь обычно связано с преодолением инерции среды, тех или иных трудностей, препятствий, недопонимания.
Полученный результат и пережитое состояние радости способствуют возникновению интереса к изучению новых явлений.
Описание процесса творчества в целом может совершенствоваться, однако можно заметить, что применение к
17
этому описанию принципа недизъюнктивносги в рассмотрении психологических явлений, сформулированного А. В Ьрушлинским (1979), делает это описание более реалистичным.
Перевоплощения
На основе предыдущего анализа можно сделать следующий вывод, полноценное прохождение всех стадий творчества предполагает переходы из состояния наблюдателя в состояние мыслителя, а также умение находиться в некотором «среднем» состоянии, соединяющем свободу переживаний и их осознания (рис. 7).
Эти переходы можно назвать психологическими перевоплощениями В отличие от геатральных, они - не просто вхождения в роли, но и перевоплощения в смысле психологического типа, преобладания сигнальной системы.
<<< ΛΛΛ >>>
Действия на экзаменах Отражающее процесс творчества в целом Систематическое восхождение в развитии отношений личности оказывается функцией
Полумраке 5 nbsp
|