Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С. выполняет регуляторную и защитную функции , влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности . Защитная функция С., обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на развитие.

С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую С., которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные С., характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня осознанности и обобщенности.

С. характеризуется по след. параметрам: 1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая С.; 2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С.; 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная С.; 4) временн о й отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная С.; 5) устойчивости и др.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня . Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С., а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте .

С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью , с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности , дискомфорт успеха и др. См. также Зеркальное Я . (А. М. Прихожан.)

Добавление ред.: Рос. психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Напр., в сб. с амбициозным названием «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации» предлагается «тест» под названием «Шкала самооценки» (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина), который считается методом С. уровня тревожности (как состояния и свойства личности). «С.» здесь противопоставляется, напр., экспертной оценке.

САМОРЕАЛИЗУЮЩЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО (англ. self-fulfilling prophecy ) — термин, предложенный амер. социологом Робертом Кингом Мертоном (1948) для тех предсказаний, которые стихийно «управляют» поведением людей и приводят к ожидавшимся ими результатам. Идея Мертона о влиянии сознания на бытие снова привлекла к себе внимание после того, как в 1968 г . амер. психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент, в котором учителя старших классов школы получили от психологов, проводивших тестирование уч-ся, прогноз, из которого следовало, что 20% уч-ся в течение учебного года сделают большие успехи в учебе и хорошо сдадут экзамены. Прогноз оправдался, хотя в действительности он был «липовый»: учеников назвали совершенно наугад. Розенталь и Якобсон дали столь поразительному факту новое имя «эффект Пигмалиона» (по смысловой ассоциации, напр., с пьесой Б. Шоу «Пигмалион», где профессор «превращает» бедную цветочницу в прекрасную леди). Син. эффект Розенталя. (Б. М.)

САМОСОЗНАНИЕ (англ. self-consciousness ) — осознание человеком себя как индивидуальности . Сознание человека м. б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть С.) — тело, поведение , потребности , чувства , характер , в т. ч. само сознание ( интроспекция , рефлексия ). См. также Интенция .

С С. иногда смешивают формы непосредственного самоотражения в виде самоощущений и самочувствия , которые, конечно, важны и необходимы для функционирования и возникновения С., но не достаточны. А . Н . Леонтьев указывал на необходимость различать 1) знание о себе (познание себя) и 2) осознание себя. В общем случае первое не может называться С., т. к. «знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у животных» (Леонтьев). Чувственные формы и источники знания м. б. разными: ощущение , восприятие , эмоция , память , воображение , наглядно-действенное мышление. К осознанию ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредствованной и социально-нормированной форме. Первоначально процесс осознания целиком включен в совокупную и совместную деятельности, в рамках которых с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) выражается в значениях , благодаря чему субъект и может осознать его. Т. о., в строгом и узком смысле С. — это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в т. ч. своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.

Не следует также отождествлять С. и Я-концепцию . С. частично включает содержание «Я-концепции», которая в этом случае выступает как более или менее устойчивая (стабильная) часть С., но только в той степени, в какой Я-концепция потенциально осознается. Это разграничение имеет, прежде всего, чисто теоретический смысл, т. к. используемые методы выявления Я-концепции в большинстве своем как раз и ограничиваются самосознаваемой ее частью. Поэтому практически все, что известно о развитии и функциях Я-концепции, в т. ч. о развитии и функциях самооценки , допустимо, без опасений ошибиться, переносить и на С. Однако С. включает не только стабильное знание, но, кроме этого, процесс и результат непрерывного (перцептивного и умственного) мониторинга состояний и деятельности субъекта.

Ряд авторов в С. выделяет 3 компонента: самопознание, самооценку, саморегуляцию. В этом случае не проводится различие между разными уровнями самопознания (см. выше т. зр. Леонтьева), а также самооценки и саморегуляции. В частности, использование термина «саморегуляция» (в контексте С.) ведет к понятийной путанице, т. к. традиционно саморегуляцией называют процессы, происходящие независимо от сознания и воли человека: напр., саморегуляция осуществляется в гомеостатической системе регуляции внутренней среды организма. В то же время несомненно, что С. составляет необходимое условие и управляющий компонент любой сознательной деятельности человека.

Еще И . Кант обозначил фундаментальную связь понятий личности и С.: «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми др. существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность...» На эту же связь косвенно указывает и тот факт, что в некоторых контекстах вполне допустима синонимия терминов «С.» и «личность». Близко подходит к такому представлению и почти общепринятое понимание генезиса С. у ребенка; операциональным признаком С. традиционно считается употребление личного местоимения «я» (и др. рефлексивных слов). Но это только начальная точка. Очевидно, С. и содержательно, и операционально проходит большой путь развития. Согласно Л . С . Выготскому , развитие С. включает примерно те же стадии, что и развитие высших психических функций (как в онтогенетическом, так и историческом аспектах); к нему применяется та же логика: сначала др. люди познают и осознают свойства и состояния данного субъекта; ориентировка на внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в содержание совокупной и совместной деятельности; затем субъект в ответ на внешние вызовы пытается выразить себя на том языке, на котором с ним общаются; по мере усвоения знаковых средств самовыражения он становится способным обратить усвоенные средства самовыражения на себя и для себя; т. о., прежде чем С. становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других; в свою очередь, диалогическая природа С. сохраняется и в его индивидуальной форме.

Кроме того, в работах Выготского намечена многоэтапная траектория содержательного развития С. и связанного с ним самоовладения: от (возможности) осознания воспринимаемых физических качеств, движений и предметных действий до (возможности) осознания процессов мышления, эмоционально-мотивационных процессов, личностных качеств. Очевидно, однако, что развитие С. не завершается даже с появлением в школьном возрасте рефлексии . Этот процесс вообще не имеет конца: потому что развитие С. происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта (личности), а также потому, что полное сознание и самосознание равносильно божественному всезнанию. См. также Зеркальное Я . (Б. М.)

САМОСТИМУЛЯЦИЯ (самораздражение, аутостимуляция) (англ. self-stimulation , auto-stimulation ) — экспериментальный феномен, проявляющийся в виде стремления животного (или человека) повторно совершать действия, которые приводят к электрическому раздражению мозга через электроды, вживленные в определенные нервные структуры, расположенные в гипоталамусе и среднем мозге. Этот феномен отражает включение в активное состояние особого нервного субстрата, связанного, по-видимому, с механизмом положительного подкрепления и с возникновением чувства удовольствия.

Добавление ред.: Обратим внимание на то, что термин «автостимуляция» (и «аутостимуляция») в психологической литературе (в частности, в работах Л . С . Выготского ) применяется в значении произвольной (волевой) регуляции, овладения собственным поведением, что в высших психических функциях достигается не электрическими раздражителями, а особыми знаковыми средствами.

САМОУВЕРЕННОСТЬ — см. Уверенность в себе .

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ (англ. self-affirmation ) — стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение. С. может занимать в структуре потребностей человека рядовое и доминирующее место. При определенных условиях потребность в С. может стать не только доминирующей, но и ненасыщаемой. Такой характер С. создает специфическую направленность личности — сугубо личную. Удовлетворение потребности в С. может достигаться разными путями: путем реальных достижений в к.-л. деятельности или путем создания видимости достижений, когда субъект стремится казаться таким человеком, каким бы ему хотелось быть, хотя в действительности таковым не является. Способ С. зависит от характера и содержания притязаний личности, а также от ее возможностей и способностей. См. также Упрямство . (Е. Т. Соколова.)

САМОЧУВСТВИЕ (англ. self-feeling ) — комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности наличного состояния человека. С. м. б. представлено как одной обобщающей характеристикой (хорошее, плохое, болезненное, бодрое и др.), так и переживаниями, отражающими состояние отдельных систем и процессов: ощущениями дискомфорта в различных частях тела, затруднениями выполнения определенных действий, изменениями в протекании тех или иных когнитивных функций (см. Дискомфортное состояние ). Характерные симптомы изменений С. отчетливо проявляются при разных функциональных состояниях человека . Этим обусловлено использование симптоматики С. как одной из основных групп признаков в методиках самооценки состояния. (А. Б. Леонова.)

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ — см. Эффективность личности .

САНГВИНИК — см. Темперамент .

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь психологии 13 депрессия
Профессиональная ориентация гипертекст дейтерообучение житейское понятие
Слуховой анализатор безориентирное поле белый шум звуковой бецольдабрюкке феномен бинауральный слух
Начиная с сетчатки
Семейная поведенческая терапия обучение отношений

сайт копирайтеров Евгений