Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В качестве типичных эффектов Г. в. можно указать след.: расширяется сфера осознания человеком самого себя; появляется тенденция уделять своим отношениям с др. людьми столько же внимания, сколько содержанию общения; возникает стремление принимать нестандартные, творческие идеи партнеров по общению, а не реагировать на эти идеи как на угрозу; более вероятными оказываются конструктивные решения межличностных проблем; повышается самооценка ; усиливаются чувства эмпатии и близости по отношению к др. людям и миру в целом; изменения наблюдаются как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений с близкими людьми.

Основной постулат, на котором базируется Г. в., состоит в том, что само качество общения зависит от внутриличностных отношений человека, т. е. от его отношений к самому себе. Г. в. часто используется как средство решения различных коммуникативных проблем, связанных с преодолением межкультурных (расовых, этнических, политических, межпоколенных, профессиональных) конфликтов . Помимо прочего, ставится задача способствовать самоактуализации человека, созданию условий для преодоления им отстраненности и отчужденности от самого себя. См. также Человеко-центрированный подход в психотерапии . (А. Б. Орлов.)

ГРУППИРОВКА (англ. groupment , фр. groupement ) — операционально-алгебраическая структура логики, одно из основных понятий операциональной концепции интеллекта Ж . Пиаже ; производно от понятия группы (в алгебре). Понятие Г. введено в психологию Пиаже (1937). В концепции Пиаже это структура логики, которая, являясь связующим звеном между логическими и психологическими структурами, позволяет использовать данные современной логики как средство объяснения в психологии. С формальной т. зр., Г. — это закрытая, обратимая система, в которой все операции объединены в одно целое, подчиняющееся 5 формальным критериям: 1) комбинативность: А + В = С; 2) обратимость: С - В = А; 3) ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С); 4) общая операция идентичности: А - А = 0; 5) тавтология, или специальная идентичность: А + А = А, т. е. Г. получается, если к 4 условиям группы добавить 5-е — наличие тавтологии.

В формальном выражении Г. — логическая, аксиоматическая модель, которую психолог может использовать для интерпретации своих фактов. В психологическом выражении Г. — это состояние «равновесия мысли», финальная стадия генетического развития, форма равновесия, к которой развитие стремится. Такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия и т. п. представляют собой Г.

Согласно Пиаже, интеллектуальное развитие можно описать как последовательность Г., вытекающих одна из др. При этом процесс развития психики можно одновременно изучать эмпирически и теоретически с помощью аксиоматических моделей. В процессе развития Г. возникают не сразу, а в ходе последовательной децентрации , освобождения понимания объектов и связей между ними от восприятия и собственного действия (см. Центрация ). Ни на перцептивном уровне, ни на уровнях, предшествующих ему, Г. нет.

Истинная Г. появляется на уровне конкретных операций . Пиаже установил 8 элементарных Г. логики классов и отношений, сформированность которых в индивидуальном развитии свидетельствует о том, что ребенок достиг этого уровня. Классификация , сериация , замещение , установление симметрии — это Г. аддитивного порядка. Им соответствуют 4 Г ., основанные на мультипликативных отношениях, т. е. имеющие дело с более чем одной системой классов или отношений одновременно. Элементарные Г. отличаются от Г. более высокого порядка, составляющих систему пропозициональных операций, тем, что в основании последних лежит комбинаторная система. Элементарные же Г. еще не имеют полностью комбинаторного характера.

На уровне формальных операций ребенок может выполнять 16 видов Г. на высказываниях и гипотезах независимо от их содержания.

Не являясь только логической структурой, Г. в равной мере имеет и логико-психологическую и социальную природу. Она выступает в качестве формы равновесия действий, как межиндивидуальных, так и индивидуальных. Др. словами, Г. представляет собой некоторую структуру, которая содержится и в индивидуально-психологической и социальной деятельности, оказываясь связующим звеном, которое обеспечивает единство объекта и субъекта, субъекта-индивида и общества. (Е. В. Филиппова.)

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА (англ. group dynamics ) — условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп , факторам, влияющим на их сплоченность и эффективность.

ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ (англ. group behavior of animals ) — взаимонаправленные, согласованные или совместные действия животных в сообществах (стадах, стаях, семьях и т. д.). В отличие от простых скоплений животных сообщества характеризуются более или менее постоянным составом его членов и определенной структурой общения и взаимодействий.

Сообщества м. б. постоянными или временными (напр., сезонными). Структура сообщества определяется иерархическими отношениями между его членами, т. е. системой соподчинения, при которой господствующее положение занимает вожак.

Четкость, сложность и постоянство структуры сообщества характеризуют уровень Г. п. ж. Являясь высшей ступенью биологической интеграции, Г. п. ж. играет большую приспособительную роль (совместные поиски пищи, защита от врагов, уход за потомством и т. п.). См. также Демонстрационное поведение животных .

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. humanistic psychology ) — направление в западной, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности , ее высшие ценности и смыслы , любовь, творчество , свобода, ответственность, автономия , переживание мира, психическое здоровье , глубинное межличностное общение , трансценденция и т. п.

Г. п. сформировалась как течение в нач. 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму , который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с др. стороны, психоанализу , критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами . Г. п., объединившая большую группу психологов, уже в 1960-е гг. приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в западной психологии.

Г. п. представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Г. п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения Г. п. сводятся к след.: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев ( case study ) не менее оправдан, чем статистические обобщения ; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, фр. Просвещения, нем. романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Общая методологическая платформа Г. п. реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А . Маслоу , В . Франкла , Ш . Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл, Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К . Роджерса , С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Основной областью практического приложения Г. п. выступает психотерапевтическая практика , в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Г. п. В работах Маслоу, Джурарда, Бэррона, Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия Роджерса (см. Человеко-центрированный подход в психотерапии ) и логотерапия Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Др. важная область практического приложения Г. п. — гуманистическая педагогика , которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третья область практического приложения Г. п. — социально-психологический тренинг , одним из зачинателей которого был Роджерс (см. Группа встреч ). Успехи Г. п. в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Г. п., основанную на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (Маслоу). Сегодня Г. п. занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом. (Д. А. Леонтьев.)

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — см. Человекознание .

ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ (от лат. humor — жидкость) — координация физиологических и биохимических процессов в организме, осуществляемая через жидкие среды (кровь, лимфа, тканевая жидкость) с помощью различных веществ (в т. ч. гормонов ). У высокоразвитых организмов — подчинена нервной регуляции, вместе с которой составляет единую систему нейрогуморальной регуляции. См. Гомеостаз .

ГУМОРАЛЬНЫЙ (от лат. humor — жидкость) — относящийся к жидкостям в организме (кровь, лимфа, желчь, слюна , слезы и др.). См. Темперамент .

Д_

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Характеризуют стадию интеллектуального развития современного человека
Проявляющийся в творческих видах деятельности
В сознании человека еще до
Бецольдабрюкке феномен фехнера парадокс фехнеровские цвета фи движение см
Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь психологии 7 человека

сайт копирайтеров Евгений