Пиши и продавай! |
КАРТЕЗИАНЦЫ (англ. cartesian ) — ученики и последователи Декарта Р . (Картезия). Из известных К. отметим нем. философов А. Гейлинкса и Н. Мальбранша (см. Дуализм ). КАРЬЕРИЗМ — эгоистическое стремление к успеху в деятельности и должностному продвижению, что является одним из проявлений мотивации достижения (см. Достижения мотив .). КАСПЕРА СИМПТОМ (англ. Casper symptom ) — навязчивый страх покраснеть, смутиться под взглядом посторонних. Син. эритрофобия ( erythrophobia ). См. Неврозы , Фобии . КАССИРЕР ЭРНСТ (Cassirer, 1874-1945) — нем. философ, представитель марбургской школы неокантианства. Вначале занимался философскими проблемами математики и естествознания, в 1920-е гг. создает философскую концепцию культуры , являющуюся своего рода философской антропологией («Философия символических форм» в 3-х тт., 1923-1929). Эмигрировал из нацистской Германии в 1933 г ., жил в Англии, Швеции, последние несколько лет в США, где написал книгу «Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры» (1944), которая отражает содержание его лекций в Йельском ун-те и подводит итог всего творчества. «Философия символических форм» охватывает разные типы символических деятельностей и форм (г. о. язык , миф, религия, искусство, наука). Центральным понятием служит широкое понятие символа (ср. Психология искусства , Флоренский А . П .). В развитии символов К. выделяет 3 основные ступени (уровня): уровень непосредственного выражения (напр., выразительные движения ), уровень репрезентации с помощью более или менее полного подобия и уровень условного обозначения посредством знаков . В семиотике Пирса—Морриса этим ступеням можно поставить в соответствие индексальные, иконические и символические знаки. (Б. М.) КАТАЛЕПСИЯ — см. Гипноз . КАТАРАКТА (от греч. katarrhaktes — водопад) — врожденное или приобретенное помутнение хрусталика глаза или его сумки, вследствие чего наступают нарушения зрения (в т. ч. слепота). КАТАРСИС (от греч. katharsis — очищение) — термин, используемый в эстетике, в психологии искусства , психоанализе . Аристотель в «Поэтике» ввел сам термин «К.» в свое учение о трагедии для обозначения душевной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания. Л . С . Выготский в «Психологии искусства» (1925) выдвинул гипотезу о применимости понятия К. к разным видам искусства: «никакой др. термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные, и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому К., т. е. к сложному превращению чувств»; «в этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций , которые тут же были вызваны, и заключается К. эстетической реакции». В психоаналитической теории этим термином обозначается разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний. Отсюда название «катартический метод» Брейера—Фрейда, который явился предварительной ступенью к психоанализу (Б. М.) КАТАТОНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ — см. Синдромы психопатологические . КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ОШИБКА (англ. categorical error ) — термин англ. философа-аналитика Гилберта Райла (Ryle, 1900-1976) для обозначения ошибочного отнесения фактов , соответствующих одной категории, к некоторой др. Аналогичное явление в процессе восприятия называется «ошибкой опознания ». (Б. М.) КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (англ. categorical perception ) — свойственная высшим формам восприятия расчлененность стимульного пространства на диффузные подмножества (перцептивные категории, обобщения ). Примером может служить фонематический слух , который характеризуется легкостью узнавания в разнообразных по акустическим свойствам звуках одну и ту же фонематическую категорию. Психофизический анализ показывает, что различение звуков, категоризируемых как одна фонема , затруднено по сравнению с различением звуков, принадлежащих к разным фонемам, даже если элементарные акустические различия в 1-м случае больше, чем во 2-м (см. Категориальный эффект ). К. в. демонстрируется и на примере восприятия цвета . Границы между перцептивными категориями нечетки и подвижны, что связано с изменчивостью перцептивных задач, встающих перед субъектом. Так, восприятие одних и тех же звуков может иметь или не иметь свойственного фонематическому (речевому) слуху категориального характера в зависимости от того, относится ли слушатель к ним как к звукам речи или нет (см. Опознание , Перцептивные действия , Узнавание ). КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ (англ. categorical effect ) — объекты, незначительно отличающиеся по своим физическим признакам и относящиеся к разным категориям (классам), кажутся наблюдателю (воспринимаются) более разными, чем объекты с существенными физическими различиями, но относящиеся к одной и той же категории. См. Категориальность восприятия . (А. И. Назаров.) КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — см. И . Кант . КАТЕКСИС (англ. cathexis ) — термин динамической психологии, соответствующий нем. слову besetzung (букв. «инвестирование», «вложение», «вклад»). Последним пользовался З . Фрейд для обозначения энергии бессознательного (ид), которая переключается и прочно сцепляется с некоторыми объектами (точнее, с образами этих объектов). В более широком смысле катектируемые объекты — это небезразличные для субъекта предметы, люди, знаки, действия, идеи; иначе говоря, это объекты, вызывающие интерес и имеющие для него личностный смысл . Напр., к первым объектам, катектируемым ребенком, обычно относятся родители. Сильным катексис-стимулом является собственное имя, которое способно нарушить даже биоэлектрическое молчание коматозного мозга. (Б. М.) КАТЕХОЛАМИНЫ (англ. catecholamines ) — группа биологических аминов, в которую включают адреналин (эпинефрин), норадреналин (норэпинефрин) и дофамин (допамин). Первые два являются как гормонами (мозгового вещества надпочечников), так и медиаторами ( нейромедиаторами ), дофамин — медиатор. Структуры мозга с такими медиаторами называются катехоламинэргическими . Согласно дофаминовой гипотезе, биологической основой некоторых симптомов шизофрении м. б. перепроизводство дофамина в нейронах лимбической системы. Гипотеза опирается на психофармакологические факты. См. также Синапсы . (Б. М.) КАУДАЛЬНЫЙ (от лат. cauda — хвост) — анатомический термин, означающий расположение к.-л. части тела ближе к хвостовому (тазовому) концу тела. Против. направления называются краниальное и ростральное . Кроме того, К, — относящийся непосредственно к хвосту и соответствующему отделу позвоночника. КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ — см. Атрибуция каузальная , Каузальный . КАУЗАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — см. Самодетерминации теория . КАУЗАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (от лат. causa — причина + греч. dynamis — сила) — важнейший компонент методологии школы Л . С . Выготского . К.-д. а. имеет своей целью выделение «единицы», трактуемой Выготским как продукт анализа , который обладает основными свойствами, присущими целому, и является далее неразложимой живой частью этого единства. К.-д. а. противопоставляется анализу, разлагающему целое на составные элементы и тем самым исключающему изучение сложного целого во всем его своеобразии, сводя его к процессам более элементарного порядка. Характеризуя К.-д. а., Выготский указывал на 3 главных момента, которые составляют его основу: анализ процесса, а не вещи; анализ, вскрывающий реальную каузально-динамическую связь, а не внешние (фенотипические) признаки процесса; анализ генетический, восстанавливающий особенности процессов развития. К.-д. а. носит экспериментальный характер и направлен на выявление сущности изучаемых психологических образований. Так, анализ рудиментарных функций позволил Выготскому выделить проблему создания и употребления знаков как средств овладения собственным поведением в качестве того определяющего целого, которое отличает высшее поведение от элементарного, натурального. На основании К.-д. а. мышления и речи Выготский выделяет в качестве единицы речевого мышления значение слова и переходит к изучению становления и развития словесного значения, его высших форм. Закон стивенса теория двух состояний теория обнаружения сигнала см |
|
|
|