|
<<< ΛΛΛ
[9] О теории функций см.: Юнг К.Г. "Психологические типы" (и стр. 66-67 данной книги - прим перев).
[10] Я должен добавить, что теория структуры души не выведена из сказок и мифов, но основана на эмпирических наблюдениях в сфере медико-психологических исследований и затем вторично проработана в области сравнительной символики, то есть в сфере, очень далекой от обычной медицинской практики
[11] Всеведение бессознательного - это естественное преувеличение. Тем не менее подсознание имеет в своем распоряжении безграничную восприимчивость и память, так же как и инстинктивное архетипическое содержание. Это позволяет ему располагать неожиданно точной информацией
[12] Алхимики подчеркивали длительность работы и говорили о "долгом пути", "бесконечных размышлениях" и т.д. Число 12 можно связать с годом Екклезиаста, в который исполняется искупительная работа Христа. Жертва баранов, возможно, из того же источника.
Самый поверхностный смысл числа 12 связан с 12 месяцами года (знаками Зодиака). Волки, пожирающие баранов, символизируют отрезки времени, ход которого уничтожает жизнь и поглощает свои собственные периоды, как ночь поглощает день. Лошади - характерный архетипический образ небесных светил: здесь трехногую, ущербную лошадь можно сравнить с ущербным светилом - Луной, а полноценную - с Солнцем. В мифологии светила часто наделяются всевидением. Астрологически Луна воплощает магическую власть эмоций, а Солнце - всеохват разума, что, несомненно, соотносит Луну с охотником, а Солнце - с героем. Луна - растущая, полная и убывающая, в мифологии часто наделяется тремя образами (юной девушки, взрослой женщины и старухи), что также можно соотнести с юнговской триадой бессознательного.
Солнце - несомненно, лучшая среди лошадей волшебницы, поскольку ее несчетный табун, за которым трудно уследить, откровенно ассоциируется со звездным небом. И только управляя этой лошадью, главной лошадью ведьмы, герой получает в придачу 12 баранов - 12 месяцев, проецирующих небесные идеи в земную жизнь и поглощаемых ею. Солнце помогает овладеть основным и жизненно важным - годовым кругом времени - и осмыслить через него всю жизненную полноту. Можно сказать, герой становится таким образом властен над временем своей жизни - и притом в большей степени, чем колдун, с которым можно связать предыдущую стадию измерения течения жизни по Луне, явившейся основой его магии всезнания. Жертву баранов волкам можно трактовать как включение героя в реальность земной жизни, жертвование им цикла своей жизни на некую осознанную деятельность, чего не делает колдун, оставаясь чисто потусторонней, подсознательной фигурой и потому лишь вором.
Последующее превращение Солнца и Луны в принца и принцессу и отбытие их в "свою" страну, поскольку их пребывание на земле грозит бедами герою и его невесте, еще раз подтверждает аналогию со светилами - противопоставленными друг другу своей мужской (в поздний период индоевропейской мифологии характерной для Солнца) и женской природы (отражающей слабость и изменчивость Луны). (Прим. перев)
[13] Афанасьев. "Русские сказки", с. 553 (дочь моря).
[14] Ка-мутеф означает "телец своей матери". См.: Якобсон. Die dogmatische Stellung des Koenigs in der Theologie der alten Aegypter, pp. 17, 35, 41
[15]См.: "Символы трансформации", pp. 249-251, 277
[16]
Мне казалось, что я вишу на дереве,
Продуваемом ветром, девять ночей.
Пронзенный кинжалом и принесеный в жертву
Одину, сам себе,
На дереве, про которое никто не может знать,
Где начинаются его корни.
Hovamol , 139.
Или сравни видение Бога, описанное Ницше в "Жалобе Ариадны":
Я только твоя добыча,
Жесточайший из охотников!
Твоя гордая жертва,
Которую ты украл у небес!
Gedichte und Apruche, p. 135.
[17] См.: Юнг Эмма. "О природе Анимуса"
[18] См.: Юнг К.Г. "Один"
<<< ΛΛΛ
Старик образом приводит Очевидно теряя свой изначально независимый характер
|
|