Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Боги солнца, Христос
Митра был для древних иранцев "непобедимым богом солнца и света", символом чистоты и целомудрия. Верующие клялись в верности Митре и его принципам.
Пророк и основатель древнеиранской религии зороастризма Заратуштра также воплощает светлый принцип древнеиранского дуализма, который, прежде всего, был этическим принципом сознательной борьбы против тьмы.
Древнегреческий (доолимпийский) бог солнца Гелиос тоже появляется на солнечной колеснице в желтом свете. Его одежды блистающе желты, когда он сходит с потоков воздуха. Само сияющее небо служит одеждой просветленного и преображенного бога. Днем он мчится по небу на четверке огнедышащих крылатых коней, запряженных в золотую колесницу, а ночью склоняется к западу и переплывает море в золотой чаше к месту своего восхода.
Супругой бога солнца Гелиоса считается богиня луны Селена, которая соединяется с Гелиосом во время новолуния. Как бог света Гелиос дарует свет очей, а, с другой стороны, наказывает слепотой преступников. Находясь высоко в небе, видит и слышит дела богов и людей, чаще всего дурные. Будучи свидетелем всех преступлений, он карает все злодеяния. Гелиоса изображают обычно с солнечным кругом и в ореоле лучезарного венца.
Солю, римско-сабинскому (сабины - италийские племена между реками Тибр, Атернус и Анио) богу солнца, которому в греческой мифологии соответствует Гелиос, в Риме на главном холме Квиринал был посвящен специальный храм. Соль считался покровителем упряжек лошадей. Во времена империи римляне переняли под именем Соля Инвиктуса (непобедимого) многих восточных богов солнца, в том числе Митру. При императоре Элагабале (204-222 г. н. э.) Соль Инвиктус становится верховным богом в государственной религии Рима. Император Аврелиан (214-275 г. н. э.) сам захотел провозгласить себя Солем Инвиктусом и стал носить на своих головных уборах лучезарную корону Гелиоса.
Солнечную символику императора можно встретить также в китайской империи, где император в соответствии с этим носит желтые одежды.
В Новое время солнечная символика королевской власти и могущества была принята французским "королем-солнцем" Людовиком XIV.
Древнегреческий бог Аполлон, начиная с 6 в. до н. э., почитается, кроме своих прочих заслуг, в том числе и как бог солнца Гелиос. В этом своем качестве он выступает не только как светоносец, но и одновременно, как и многие другие боги света, как гарант нравственного порядка и благородной меры вообще. Таким образом он стал одновременно богом искусств, в особенности музыки.
Среди библейских персонажей из наиболее близких к Гелиосу и его солнечной колеснице героев почитался прежде всего пророк Илия (3 я и 4 я книги Царств). В славянском фольклоре распространено представление о том, что когда гремит гром, Илья-пророк разъезжает по небу в своей колеснице. Позднее этот образ трансформировался в богатыря Илью Муромца, а также был связан с обрядами на Ильин день.
В христианской символике образ светоносца связан с падшим ангелом Люцифером (буквально "утренняя Звезда"). Люцифер - это одно из обозначений сатаны в христианской традиции, как горделивого и бессильного подражателя тому свету, который составляет мистическую "славу" божества [3, т. 2, с. 84].
С несущим свет началом связан в Библии также архангел Михаил, ведущий борьбу с силами тьмы. В православной традиции архангел Михаил как предводитель небесного воинства считается покровителем воинов и княжеской власти.
И, наконец, в качестве несущего свет бога, нового Соля Инквиктуса, "света миру" (Иоан. 8, 12), уже в общинах ранних христиан почитался Иисус Христос. В этом своем качестве он изображался с золотым светящимся нимбом или золотым сиянием вокруг головы.

Золото как архетип совершенства
Золотой цвет используется в христианской живописи как выражение божественного откровения. Золотое сияние воплощает вечный божественный свет. В иллюстрациях библейских сюжетов, в росписи стен и куполов византийских церквей желто-золотой фон воплощает горизонт вечности, вечного света, на фоне которого все изображаемые события приобретают значение святости. Изображение Христа на желто-золотом фоне - это как бы самоинтерпретация символики желто-золотого цвета.
Золото, которое само по себе драгоценная материальная ценность, несет в себе воздействие "мягкого гипнотизма". Многими золотой цвет воспринимается как сошедший с небес звездный свет.
В христианской живописи желтый цвет в аспекте интенциальности (намеренности, направленности), направленного на определенную цель благовещения, в аспекте постижения благодатной истины связан, прежде всего, с архангелом Гавриилом при благовещении, когда он сообщает Марии о рождении Христа. Св. Дух проявляется в сиянии золотого нимба вокруг головы архангела Гавриила.
В своем постоянстве и неизменности золото, которое не окисляется на воздухе и не соединяется ни с чем в сплавах, стало символом вечности и бессмертия. В гробницах египетских фараонов, например, в гробнице Рамзеса III, на стенах изображено крылатое солнце золотого цвета на фоне темно-синей ночи; этот фон символизирует тьму космоса, а вся картина представляет движение перешедшего в иной мир фараона навстречу вечному свету, где он сам возродится в бессмертии.
Само крылатое солнце относилось в представлениях древних египтян к атрибуту бога Гора, родившемуся из Изиды и мертвого Озириса, чтобы каждый раз вновь и вновь противостоять разрушительной власти Сета, мстя за своего убитого отца. Гор (буквально "высота", "небо") изображался в виде человека с головой сокола как символ крылатого солнца. Согласно мифу, Изида зачала его от уже мертвого Озириса, коварно убитого своим братом Сетом. В битве с Сетом Гор сначала терпит поражение, Сет вырывает у него глаз, чудесное око. Однако затем в долгой борьбе Гор побеждает Сета, лишает его мужского достоинства, возвращает свой чудесный глаз, с помощью которого находит разбросанные по всему свету куски разрубленного тела Озириса и возвращает его к жизни [3, т. 1, с. 310-311].
И, наконец, золото - это метафора времени осуществления и конца. Со времен Вергилия существует политическая утопия о "золотом веке". Атрибутами царей и королей служили золотые короны и шары-державы, своей округлостью и целостностью символизирующие такое время осуществления.
Еще сильнее символика совершенства золотого цвета проявляется в предсказании построенного из "чистого золота" небесного Иерусалима: "...город был чистое золото... улицы города - чистое золото..." (Откровение Иоанна Богослова 21, 18; 21).
В современном Израиле символом становления молодого еврейского государства и вечности, неизменности его духовных устоев стала песня "Иерушалаим шель захав" - "Иерусалим мой золотой".

Послесловие:
Винсент Ван Гог

Пожалуй, ни один другой художник не находился под столь сильным воздействием архетипа желтого цвета, как Винсент Ван Гог. Желтый цвет живет в его картинах в свете солнца, в изобилии желтых подсолнухов, в желтизне колосьев, в желтом цвете всего ландшафта во время сбора урожая.
Желтый цвет жатвы приобретает для него символическое значение итога жизни и смерти. Он пишет сам об одной из своих больших картин, изображающей сбор урожая в 1889 г.: "Это образ смерти, как нам открывает ее великая книга природы". Смерть для Ван Гога (психически больного человека, гениального художника) подобна золоту урожая, в ней нет черного цвета. Сам художник в расцвете своих творческих сил, создавая свой богатейший "урожай" картин, искал и нашел смерть.
В картинах Ван Гога есть и пугающие сверхсветлые, обжигающие оттенки желтого цвета. Наиболее наглядно это проявилось в его знаменитом автопортрете в яркой серно-желтой соломенной шляпе.
Трагедия художника была и в том, что страстное рисование под ярким южным солнцем спровоцировало и ускорило у Ван Гога развитие височной эпилепсии. Таким образом, солнце одновременно творчески вдохновляло и разрушало художника.
Начиная с пребывания в Арле, желтый цвет приобретает все большее значение в картинах художника. С одной стороны, он был задан ей самой природой юга Франции, с другой, он задавался эксцентричностью возбужденного художника.
Ван Гог широко использовал желтый цвет и для создания фона своих портретов. Например, в портрете госпожи Жину ("Арлезианка", ноябрь 1888 г.) преобладают черно-синие тона в сочетании с острыми чертами лица. Светлый лимонно-желтый фон картины создает резкий контраст, что дает основание некоторым критикам называть эту картину "символом судьбы".
В Арле Ван Гог снял небольшой дом, который он хотел и в реальной действительности покрасить в желтый цвет. "Под серно-желтым солнцем ... вся земля желтая...", а дом "должен был быть снаружи покрашен желтым, побелен изнутри белым, везде солнечно... Снаружи желтый цвет, внутри белый, много солнца, наконец то, я увижу свои картины в действительно светлом помещении; пол из красного кирпича." Впрочем, справедливости ради нужно заметить, что художник Анри Матисс тоже создал для себя желтую комнату, для которой он даже заказал желтую посуду.
Для украшения этого желтого дома Ван Гог создал композицию подсолнухов - несколько картин желто-оранжевых цветов на сине-голубом фоне, которые сам Ван Гог называл "симфонией синего и желтого цвета". В четвертой картине из этой серии он изобразил букет из четырнадцати желтых цветов уже на желтом фоне.
В последний год своей жизни, в июне - сентябре 1889 года, Ван Гог пишет картину "Жнец". "В этом жнеце мне представляется некая неясная фигура, - писал Ван Гог, - наподобие дьявола, борющаяся в раскаленной жаре за то, чтобы закончить свою работу. В нем я вижу образ смерти в том смысле, что - человечество - колос, который должен быть сжат... Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом."
Ван Гог любил также изображать контраст фиолетового и желтого цвета в картинах ночи. Ван Гог писал: "Заход солнца. Восход луны. Во всяком случае летнее солнце. Фиолетовый город, желтая звезда, синий цвет неба, зеленый цвет. Колосья всех оттенков, древнее золото, медь, зеленое или красное золото, золотой желтый цвет, желтый цвет бронзы." В картинах художника желтый цвет присутствует в свете вечерних огней, в свете желтой лампы, освещающей террасу.
Многие картины художника проникнуты напряжением и возбуждением, которые выражает желтый цвет. Это напряжение полярности земли и неба, напряжение его погружающегося в безумие духа.
Обобщая, можно сказать, что в картинах Ван Гога желтый цвет служит выражением жаркого лета, жатвы и урожая, подсолнухов, зрелых колосьев. В то же время это символ зенита и жатвы жизни, жнеца, который изображен все же в желто-золотом цвете. Желтый цвет выражает для Ван Гога энергию света, которая в то же время означает для него творческую энергию. И, наконец, желтый цвет связан с его безумием, болезнью, слабостью и близостью смерти. [8]

Литература
1. Гете, И.В.: К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер" 1996, с. 281-349
2. Кандинский, В.: О духовном в искусстве. В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер" 1996, с. 181-220
3. Мифы народов мира, тт. 1, 2, М, "Сов. энциклопедия", 1991
4. Николаев, С.М.: Камни - мифы, легенды, суеверия..., Новосибирск, "Наука" Сибирская издательская фирма РАН, 1995, с. 29-30
5. Обухов, Я.Л.: Образ-рисунок-символ, Журнал практического психолога, 1996, № 4, с. 44-54
6. Обухов, Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, № 5, с. 39-47
7. Обухов, Я.Л.: Синий цвет, Журнал практического психолога, 1996, № 6
8. Перрюшо, А.: Жизнь Ван Гога / Пер. с франц. С. Тархановой, Ю. Яхниной, М, "Прогресс" 1973
9. Birren, F.: Color Psychology and Color Therapy, New York 1950
10. Chevalier, J. / Ghreerbrant, A.: Dictionnaire des symboles, Paris 1974
11. Frieling, H. / Auer, X.: Mensch, Farbe, Raum, M?nchen 1956
12. Heiss, R./ Hiltmann, H.: Farbpyramidentest, Bern 1951
13. Heiss, R./Halder, P.: Farbpyramidentest, 2. Aufl., Bern 1975
14. Heimendahl, E.: Licht und Farbe, Berlin 1961
15. Jacobi, J.: Vom Bilderreich der Seele, Olten 1969, Oettingen 1980
16. Kast, V.: Das Assotiationsexperiment in der therapeutischen Praxis, Fellbach/Oeffingen 1980
17. L?scher, M.: Klinischer L?scher -Test, Basel 1970, S. 26
18. Mosse, E.P.: Color Therapy, 1942, ?. 161
19. Riedel, I.: Farben in Religion, Gesellschaft, Kunst und Psychotherapie, Kreuz Verlag, Stuttgart 1983
20. Stefanescu-Goanga, F.: Experimentelle Untersuchungen zur Gef?hlsbestimmung der farben, in: Psych. Studien XII, 1912

Те, кто читал "Портрет художника в юности" Джеймса Джойса, наверняка помнят ужасающую начальную сцену, в которой маленького Стивена Дедалуса основательно запугивает суеверный слуга, говоря мальчику, что, если тот не извинится за некий "грех", прилетят орлы и выклюют ему глаза. Стивен прячется под стол, но угроза продолжает пульсировать в его мозгу: "Выклюют глаза - Извинись - Извинись - Выклюют глаза..."
Исследователи Джойса считают этот эпизод автобиографическим. В одном раннем фрагменте из Джойса, приведенном в "Корнелловском собрании", также есть эпизод, в котором маленького Джойса пугают орлами, выклевывающими глаза.
Когда Джойс начал писать романы, разоблачающие сексуальную сторону жизни католической Ирландии - Великую Непроизносимую Тайну в этой стране, - он стал мишенью для такой кампании поношения, которой трудно найти аналог в истории литературы. В это время его начали беспокоить глаза. Он обращался к одному окулисту за другим, но каждый раз это давало лишь временное облегчение. Один из специалистов сказал, что проблема Джойса имеет психологические корни, но не смог предложить ничего, что позволило бы определить эти корни и избавиться от них. Другие сразу прибегали к скальпелю. За семнадцать лет Джойс перенес одиннадцать болезненных операций и к концу жизни был признан слепым - хотя и не был совершенно слепым фактически.
Тот факт, что Джойс поместил историю с орлами и глазами в начало своей самой автобиографичной повести, указывает на то, что он в какой-то мере осознавал наложенное на него"проклятие". Получается, что Джойс, словно полинезийский дикарь, не мог сопротивляться "проклятию" - несмотря на весь свой агностицизм и скептицизм. Это, по-видимому, свидетельствует о степени нашей податливости в те чувствительные моменты, которые этологи называют точками импринтной уязвимости. Возможно, это также говорит о том, что Джойс осознавал боль, которую его книги причиняют благочестивым католикам. (Но он так и не извинился перед ними...)
Кеннет Берк, который первым предположил, что проблемы с глазами у Джойса были вызваны ранней импринтной травмой, предположил также, что и Дарвин, подобно Джойсу, осознавал боль и ярость, которые его книги вызывали у рядовых христиан. У Дарвина, по словам Берка, было впоследствии столько необъяснимых и неизлечимых проблем со здоровьем, что он вынужден был прибегать ко все большим и большим дозам опиума.
Одна старая английская застольная песня, предположительно веселая, но также (по моему мнению) чрезвычайно зловещая, начинается следующими словами:
Меня зовут Сэм Холл, Сэм Холл,
Будь прокляты ваши глаза!
Меня зовут Сэм Холл,
И я ненавижу вас всех до одного,
Будь прокляты ваши глаза!
Да, я ненавижу вас всех до одного,
Вы все - шайка педиков,
Будь прокляты ваши глаза, будь прокляты ваши глаза!
Для тех, кто понимает роль бессознательной внушаемости и самоосуществляющихся ожиданий в человеческой жизни, эта песня звучит так же смешно, как и последние сведения о радиоактивном фоне.
Постановления Верховного Суда США (так называемые "поправки Уитмора - Миранды"), положившие конец некогда распространенным в Штатах и до сих пор широко применяемым во всем мире полицейским методам, основывались на очевидности того, что совершенно обычные и не виновные нив каких преступлениях люди во многих случаях сознаются во всех предъявляемых им полицией обвинениях, если не могут общаться с адвокатами или кем-нибудь еще, кроме допрашивающих их полицейских. (С изоляции начинается любой процесс промывания мозгов. Более подробно об этом см. в моей книге "Прометей восставший"*.)
* Перевод этой книги Уилсона на русский язык выйдет в ближайшее время под названием "Психология эволюции".
В 1986 году в ирландском графстве Керри вся семья Хейз - восемь человек - созналась в убийстве ребенка, которого, как показало последующее расследование, они не совершали. Одному престарелому члену этой семьи позже был поставлен диагноз "старческое слабоумие", однако ни у кого из оставшихся семи не наблюдалось очевидных ментальных недостатков или заболеваний. Прежде чем сознаться, они два дня провели в изоляции. В Ирландии не действуют поправки Уитмора - Миранды.
Анализируя эти случаи, не забывайте о той чикагской девочке (я был знаком с ней лично), которая при оценке интеллекта была отнесена к группе "медленно обучаемых" (академический эвфемизм диагноза "умственная отсталость") и вела себя соответственно все восемь лет до следующего теста, во время которого неожиданно обнаружилось, что ее коэффициент интеллектуального развития соответствует уровню "гениальности".
Можно спорить о том, заслуживает ли физическая вселенная названия "создаваемой наблюдателем" (предложенного доктором Уилером), но многое во вселенной социальной действительно "создается наблюдателем". (Более подробную информацию по этому вопросу вы можете найти в книге "Общественное создание реальности" социологов Бергера и Лакмана, а также в книге "Насколько реально реальное?" психолога Пола Уотцлавика.)
Как давно заметили антропологи, в каждом обществе поведение людей максимально приближено к ожидаемому в этом обществе поведению. Мы много раз слышали, что "человеческую природу изменить невозможно", но изучение эмических реальностей показывает: почти что угодно может стать "человеческой природой", если так будет определено обществом.
Так, например, в индейском племени зуни, живущем на юго-западе Америки, никогда не было самоубийств, а единственное убийство, о котором упоминается в фольклоре этого племени, произошло около трехсот лет назад. Нет никаких оснований утверждать, что зуни прибыли с другой планеты. Они - люди. Просто их эмическая реальность отличается от эмической реальности белых американцев, у которых показатели убийств и самоубийств высоки, или эмической реальности шведов, у которых очень низки показатели убийств и сравнительно высоки показатели самоубийств.
Как отмечает Малиновский, на островах Тробриан не было зафиксировано ни одного изнасилования до появления христианских миссионеров, навязавших местному населению западный туннель реальности.
Лет двести назад и раньше практически каждый в западном мире верил в существование ведьм и в то, что наиболее радикальное средство решения этой проблемы состоит в сожжении подозреваемых на костре. В Век Разума эта идея вышла из моды, и еще лет двадцать тому назад никому не пришло бы в голову ожидать ее возвращения. Тем не менее сегодня, в 1990 году, многие протестанты и несколько высших полицейских чинов верят в существование всеамериканского "сатанистского" подполья, и, хотя никто еще не попал на костер, страну явно захлестнула новая волна "охоты на ведьм".
Нацисты верили, что Луна состоит из твердого льда. В превосходной фантастической повести Брэда Лайнэвивера "Ледяная Луна" рассказывается о параллельном мире, в котором Вторая мировая война окончилась перемирием, а не полной победой союзников. В нацистской Европе теория "ледяной Луны" все еще доминирует в государственных университетах, ученых обществах и т.п., в то время как в анархистской Америке (в том мире мы становимся пацифистами, изоляционистами и, в конечном итоге, анархистами) в качестве преобладающей остается "ортодоксальная" лунная модель. Когда нацисты высаживаются на Луне и не обнаруживают там льда, все данные об этом полете засекречиваются и европейцы никогда о нем не узнают.
Этот сюжет вам кажется неправдоподобным? Вернитесь на несколько страниц назад и вспомните, что произошло с двумя единственными исследованиями спонтанной ремиссии, написанными на английском языке.
Упражнение
Найдите книгу "Странное и жуткое - почтой"* преподобного Айвэна Стэнга - своего рода каталог существующих в США экстравагантных организаций, охватывающий весь их спектр - от придерживающихся весьма правдоподобных (и, вероятно, важных) воззрений до таких, которые кажутся абсолютно идиотскими всем остальным. Выберите пять организаций, кажущихся вам нормальными и вполне приемлемыми, и пять таких, которые кажутся вам абсолютно идиотскими. Закажите у каждой из этих организаций набор их литературы по почте (Стэнг приводит в своей книге почтовые адреса). Изучите полученную литературу и обсудите ее в вашей группе.
* Ivan Stang. High Weirdness by Mail. Simon and Schuster, 1988.
Выглядят ли некоторые из "приемлемых" воззрений менее приемлемыми, если их подвергнуть операциональному и скептическому анализу? Не кажутся ли вам некоторые из этих организаций столь же важными, как организация диссидентов в нацистской Европе, публикующая доказательство того, что Луна не состоит из льда? И не кажутся ли некоторые "идиотские организации" менее идиотскими, если тщательно проанализировать их аргументы?

Те, кто читал "Портрет художника в юности" Джеймса Джойса, наверняка помнят ужасающую начальную сцену, в которой маленького Стивена Дедалуса основательно запугивает суеверный слуга, говоря мальчику, что, если тот не извинится за некий "грех", прилетят орлы и выклюют ему глаза. Стивен прячется под стол, но угроза продолжает пульсировать в его мозгу: "Выклюют глаза - Извинись - Извинись - Выклюют глаза..."
Исследователи Джойса считают этот эпизод автобиографическим. В одном раннем фрагменте из Джойса, приведенном в "Корнелловском собрании", также есть эпизод, в котором маленького Джойса пугают орлами, выклевывающими глаза.
Когда Джойс начал писать романы, разоблачающие сексуальную сторону жизни католической Ирландии - Великую Непроизносимую Тайну в этой стране, - он стал мишенью для такой кампании поношения, которой трудно найти аналог в истории литературы. В это время его начали беспокоить глаза. Он обращался к одному окулисту за другим, но каждый раз это давало лишь временное облегчение. Один из специалистов сказал, что проблема Джойса имеет психологические корни, но не смог предложить ничего, что позволило бы определить эти корни и избавиться от них. Другие сразу прибегали к скальпелю. За семнадцать лет Джойс перенес одиннадцать болезненных операций и к концу жизни был признан слепым - хотя и не был совершенно слепым фактически.
Тот факт, что Джойс поместил историю с орлами и глазами в начало своей самой автобиографичной повести, указывает на то, что он в какой-то мере осознавал наложенное на него"проклятие". Получается, что Джойс, словно полинезийский дикарь, не мог сопротивляться "проклятию" - несмотря на весь свой агностицизм и скептицизм. Это, по-видимому, свидетельствует о степени нашей податливости в те чувствительные моменты, которые этологи называют точками импринтной уязвимости. Возможно, это также говорит о том, что Джойс осознавал боль, которую его книги причиняют благочестивым католикам. (Но он так и не извинился перед ними...)
Кеннет Берк, который первым предположил, что проблемы с глазами у Джойса были вызваны ранней импринтной травмой, предположил также, что и Дарвин, подобно Джойсу, осознавал боль и ярость, которые его книги вызывали у рядовых христиан. У Дарвина, по словам Берка, было впоследствии столько необъяснимых и неизлечимых проблем со здоровьем, что он вынужден был прибегать ко все большим и большим дозам опиума.
Одна старая английская застольная песня, предположительно веселая, но также (по моему мнению) чрезвычайно зловещая, начинается следующими словами:
Меня зовут Сэм Холл, Сэм Холл,
Будь прокляты ваши глаза!
Меня зовут Сэм Холл,
И я ненавижу вас всех до одного,
Будь прокляты ваши глаза!
Да, я ненавижу вас всех до одного,
Вы все - шайка педиков,
Будь прокляты ваши глаза, будь прокляты ваши глаза!
Для тех, кто понимает роль бессознательной внушаемости и самоосуществляющихся ожиданий в человеческой жизни, эта песня звучит так же смешно, как и последние сведения о радиоактивном фоне.
Постановления Верховного Суда США (так называемые "поправки Уитмора - Миранды"), положившие конец некогда распространенным в Штатах и до сих пор широко применяемым во всем мире полицейским методам, основывались на очевидности того, что совершенно обычные и не виновные нив каких преступлениях люди во многих случаях сознаются во всех предъявляемых им полицией обвинениях, если не могут общаться с адвокатами или кем-нибудь еще, кроме допрашивающих их полицейских. (С изоляции начинается любой процесс промывания мозгов. Более подробно об этом см. в моей книге "Прометей восставший"*.)
* Перевод этой книги Уилсона на русский язык выйдет в ближайшее время под названием "Психология эволюции".
В 1986 году в ирландском графстве Керри вся семья Хейз - восемь человек - созналась в убийстве ребенка, которого, как показало последующее расследование, они не совершали. Одному престарелому члену этой семьи позже был поставлен диагноз "старческое слабоумие", однако ни у кого из оставшихся семи не наблюдалось очевидных ментальных недостатков или заболеваний. Прежде чем сознаться, они два дня провели в изоляции. В Ирландии не действуют поправки Уитмора - Миранды.
Анализируя эти случаи, не забывайте о той чикагской девочке (я был знаком с ней лично), которая при оценке интеллекта была отнесена к группе "медленно обучаемых" (академический эвфемизм диагноза "умственная отсталость") и вела себя соответственно все восемь лет до следующего теста, во время которого неожиданно обнаружилось, что ее коэффициент интеллектуального развития соответствует уровню "гениальности".
Можно спорить о том, заслуживает ли физическая вселенная названия "создаваемой наблюдателем" (предложенного доктором Уилером), но многое во вселенной социальной действительно "создается наблюдателем". (Более подробную информацию по этому вопросу вы можете найти в книге "Общественное создание реальности" социологов Бергера и Лакмана, а также в книге "Насколько реально реальное?" психолога Пола Уотцлавика.)
Как давно заметили антропологи, в каждом обществе поведение людей максимально приближено к ожидаемому в этом обществе поведению. Мы много раз слышали, что "человеческую природу изменить невозможно", но изучение эмических реальностей показывает: почти что угодно может стать "человеческой природой", если так будет определено обществом.
Так, например, в индейском племени зуни, живущем на юго-западе Америки, никогда не было самоубийств, а единственное убийство, о котором упоминается в фольклоре этого племени, произошло около трехсот лет назад. Нет никаких оснований утверждать, что зуни прибыли с другой планеты. Они - люди. Просто их эмическая реальность отличается от эмической реальности белых американцев, у которых показатели убийств и самоубийств высоки, или эмической реальности шведов, у которых очень низки показатели убийств и сравнительно высоки показатели самоубийств.
Как отмечает Малиновский, на островах Тробриан не было зафиксировано ни одного изнасилования до появления христианских миссионеров, навязавших местному населению западный туннель реальности.
Лет двести назад и раньше практически каждый в западном мире верил в существование ведьм и в то, что наиболее радикальное средство решения этой проблемы состоит в сожжении подозреваемых на костре. В Век Разума эта идея вышла из моды, и еще лет двадцать тому назад никому не пришло бы в голову ожидать ее возвращения. Тем не менее сегодня, в 1990 году, многие протестанты и несколько высших полицейских чинов верят в существование всеамериканского "сатанистского" подполья, и, хотя никто еще не попал на костер, страну явно захлестнула новая волна "охоты на ведьм".
Нацисты верили, что Луна состоит из твердого льда. В превосходной фантастической повести Брэда Лайнэвивера "Ледяная Луна" рассказывается о параллельном мире, в котором Вторая мировая война окончилась перемирием, а не полной победой союзников. В нацистской Европе теория "ледяной Луны" все еще доминирует в государственных университетах, ученых обществах и т.п., в то время как в анархистской Америке (в том мире мы становимся пацифистами, изоляционистами и, в конечном итоге, анархистами) в качестве преобладающей остается "ортодоксальная" лунная модель. Когда нацисты высаживаются на Луне и не обнаруживают там льда, все данные об этом полете засекречиваются и европейцы никогда о нем не узнают.
Этот сюжет вам кажется неправдоподобным? Вернитесь на несколько страниц назад и вспомните, что произошло с двумя единственными исследованиями спонтанной ремиссии, написанными на английском языке.
Упражнение
Найдите книгу "Странное и жуткое - почтой"* преподобного Айвэна Стэнга - своего рода каталог существующих в США экстравагантных организаций, охватывающий весь их спектр - от придерживающихся весьма правдоподобных (и, вероятно, важных) воззрений до таких, которые кажутся абсолютно идиотскими всем остальным. Выберите пять организаций, кажущихся вам нормальными и вполне приемлемыми, и пять таких, которые кажутся вам абсолютно идиотскими. Закажите у каждой из этих организаций набор их литературы по почте (Стэнг приводит в своей книге почтовые адреса). Изучите полученную литературу и обсудите ее в вашей группе.
* Ivan Stang. High Weirdness by Mail. Simon and Schuster, 1988.
Выглядят ли некоторые из "приемлемых" воззрений менее приемлемыми, если их подвергнуть операциональному и скептическому анализу? Не кажутся ли вам некоторые из этих организаций столь же важными, как организация диссидентов в нацистской Европе, публикующая доказательство того, что Луна не состоит из льда? И не кажутся ли некоторые "идиотские организации" менее идиотскими, если тщательно проанализировать их аргументы?

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Часто это относится к любимому человеку
Восприятие синего цвета обыкновенно вызывает ассоциации со вселенной

сайт копирайтеров Евгений