Пиши и продавай! |
>
Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухиЛекция 1. СТИХИЙНОЕ МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯВопросы к лекции 1Дополнительная литератураЛекция 2. ТОЛПА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ ПОВЕДЕНИЯПонятие толпы. Механизмы поведения толпыЦиркулярная реакция и коммуникацияВиды толпыОсновное свойство толпыПриемы управления и манипуляцииВопросы к лекции 2Дополнительная литератураЛекция 3. МАССОВАЯ ПАНИКА: ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫИндивидуальная и массовая паникаФакторы возникновения массовой паникиМеханизмы развития паникиПредотвращение и ликвидация массовой паникиВопросы к лекции 3Дополнительная литератураЛекция 4–5. СЛУХИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И КАК ОРУДИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫФеномен слухов и его изучениеКлассификация слуховИскажения в процессе циркуляции слуховФундаментальные и сопутствующие факторы возникновению слухаСлухоустойчивая среда: профилактика и оперативное устранение слуховВопросы к лекции 4–5Дополнительная литератураЛекция 6. РЕКЛАМНЫЕ КАМПАНИИ, «ГРЯЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» И «ЧЕРНЫЙ Пи Ар»Вопросы к лекции 6Рекомендуемая литератураТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1. Учебная программа спецкурса «психология стихийного массового поведения»Приложение 2. Политическая психология: предмет, концептуальные основания, задачиНазаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи Лекции по социальной и политической психологии. СПб.: «Питер», 2004. Лекции представляют собой ясное, полное и методологически отрефлексированное изложение предмета на стыке социальной, политической психологии и политологии, открывают перед читателями многостороннюю картину современного уровня знаний о механизмах стихийного массового поведения, манипуляции толпой, закономерностях, приемах распространения и ликвидации слухов. Текст написан ярким живым языком, снабжен нетривиальными иллюстрациями из личного практического опыта и несет в себе отчетливый воспитательный заряд: систематически и убедительно доказывается, что «грязные технологии», «черный пиар» не составляют сущности современных политико-психологических технологий, а всего лишь болезнь роста российской (как и всякой иной) демократии. Для студентов, изучающих социальную и политическую психологию, журналистов, специалистов в области паблик рилейшнз, сотрудников консалтинговых, охранных фирм и МЧС, офицеров Российской армии, МВФ, МВД. ФСБ, активистов политических партий, а также для широкого круга читателей.
Те, кто читал "Портрет художника в юности" Джеймса Джойса, наверняка помнят ужасающую начальную сцену, в которой маленького Стивена Дедалуса основательно запугивает суеверный слуга, говоря мальчику, что, если тот не извинится за некий "грех", прилетят орлы и выклюют ему глаза. Стивен прячется под стол, но угроза продолжает пульсировать в его мозгу: "Выклюют глаза - Извинись - Извинись - Выклюют глаза..." Исследователи Джойса считают этот эпизод автобиографическим. В одном раннем фрагменте из Джойса, приведенном в "Корнелловском собрании", также есть эпизод, в котором маленького Джойса пугают орлами, выклевывающими глаза. Когда Джойс начал писать романы, разоблачающие сексуальную сторону жизни католической Ирландии - Великую Непроизносимую Тайну в этой стране, - он стал мишенью для такой кампании поношения, которой трудно найти аналог в истории литературы. В это время его начали беспокоить глаза. Он обращался к одному окулисту за другим, но каждый раз это давало лишь временное облегчение. Один из специалистов сказал, что проблема Джойса имеет психологические корни, но не смог предложить ничего, что позволило бы определить эти корни и избавиться от них. Другие сразу прибегали к скальпелю. За семнадцать лет Джойс перенес одиннадцать болезненных операций и к концу жизни был признан слепым - хотя и не был совершенно слепым фактически. Тот факт, что Джойс поместил историю с орлами и глазами в начало своей самой автобиографичной повести, указывает на то, что он в какой-то мере осознавал наложенное на него"проклятие". Получается, что Джойс, словно полинезийский дикарь, не мог сопротивляться "проклятию" - несмотря на весь свой агностицизм и скептицизм. Это, по-видимому, свидетельствует о степени нашей податливости в те чувствительные моменты, которые этологи называют точками импринтной уязвимости. Возможно, это также говорит о том, что Джойс осознавал боль, которую его книги причиняют благочестивым католикам. (Но он так и не извинился перед ними...) Кеннет Берк, который первым предположил, что проблемы с глазами у Джойса были вызваны ранней импринтной травмой, предположил также, что и Дарвин, подобно Джойсу, осознавал боль и ярость, которые его книги вызывали у рядовых христиан. У Дарвина, по словам Берка, было впоследствии столько необъяснимых и неизлечимых проблем со здоровьем, что он вынужден был прибегать ко все большим и большим дозам опиума. Одна старая английская застольная песня, предположительно веселая, но также (по моему мнению) чрезвычайно зловещая, начинается следующими словами: Меня зовут Сэм Холл, Сэм Холл, Будь прокляты ваши глаза! Меня зовут Сэм Холл, И я ненавижу вас всех до одного, Будь прокляты ваши глаза! Да, я ненавижу вас всех до одного, Вы все - шайка педиков, Будь прокляты ваши глаза, будь прокляты ваши глаза! Для тех, кто понимает роль бессознательной внушаемости и самоосуществляющихся ожиданий в человеческой жизни, эта песня звучит так же смешно, как и последние сведения о радиоактивном фоне. Эмической реальности шведов |
|
|
|