Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Из новейших авторов, как известно, американский философ Джемс, недавно
скончавшийся, "был столь убежден в существовании загробного мира, что обещал
после своей смерти найти способ духовного общения со своими друзьями". На
это наш ученый Мечников не без иронии заметил, что он "до сих пор не
выполнил своего обещания".

Некоторые из философских умов в этом вопросе даже примыкали к доктринам
христианства. Как известно, христианское учение говорит о всеобщем
воскресении мертвых, и наш известный философ Соловьев (2) опирается именно
на эту сторону христианского учения в своих диа- лектических возражениях по
адресу морального аморфизма.

"Отрицая различные учреждения, моральный аморфизм, - говорит он, -
забывает об одном довольно важном учреждении - о смерти, и только это
забвение дает доктрине возможность существования" .

"Ясно, что это учение, умалчивая о смерти, носит ее в себе самом. Оно
выдает себя за восстановление подлинного христианства, но слишком очевидно и
психологически, и исторически, что проповедь Евангелия не забывала о смерти;
прежде всего эта проповедь, опиралась на воскресение Одного, как на
совершившееся событие, и на будущее воскресение всех, как на обеспеченное
обещание. Общее воскресение есть создание совершенной формы для всего
существующего, крайнее выражение и осуществление благого смысла вселенной и
потому конец и цель истории".

Таким образом, наш маститый философ принимал христианскую доктрину так,
как она передается нам в священной книге, в прямом смысле слова, и
рассматривал перспективу общего воскресения как обеспеченное обещание, как
непреложный факт будущего, забывая при этом, что в известных случаях слова
вообще должны быть понимаемы не по внешней их форме, а по их сокровенному
смыслу.

Не будем умалять значения христианского учения для цивилизованного
мира. Возвышение "духа" над телом, любовь к ближнему, непротивление злу
насилием и самопожертвование ради торжества истины и ради общего блага - вот
те нравственные принципы, которые выдвинуло христианство.

Эти принципы, опрокинувшие некогда древний языческий мир, поборовшие
его великим страданием самого Учителя и последующими страданиями его
учеников, привели к обновлению мира, создав новую эру для современного
человечества. Но даже приняв во внимание заявление В. Соловьева относительно
обеспеченного обещания в христианском учении, следовательно, факта в
будущем, люди науки скажут: в общее воскресение надо верить, ибо общее
воскресение есть высшее чудо, научная же мысль давно отрешилась от всего
чудесного и не может опираться на веру.

Вот почему даже столь сильные умы, как наш Мечников, стоят на точке
зрения полного отрицания загробной жизни.

Но прежде чем разрешать этот вопрос, мы сойдем с плоскости религии и
примыкающей к ней в этом вопросе философии и обратимся к научному анализу
вопроса о бессмертии человеческой личности, т. е. к тому знанию, которое
признается точным, и посмотрим, как будет решаться вопрос о бессмертии
человеческой личности с научной точки зрения.

Не очень давно научное воззрение держалось на трех китах - на признании
физической энергии, материи и духа, несводимых будто бы путем научного
анализа к более общим формам мировых явлений и в то же время не имеющих
между собой ничего общего. Еще покойный Менделеев не считал возможным
отрешиться от этих, так недавно считавшихся общепризнанными, взглядов.

Но за истекшее столетие в лице Майера и Гельмгольца наука обогатилась
одним незыблемым законом - законом постоянства энергии. Этот закон гласит,
что энергия может подвергаться превращению из одного ряда в другой, но она
не тратится и не убывает.

Ранее того был установлен, как известно, принцип постоянства материи.
Предполагалось, что материя при всех возможных превращениях остается в
смысле своего веса одной и той же, иначе говоря, количество материи,
несмотря на всевозможные превращения, остается постоянным.

Однако позднейшие научные открытия, особенно же открытие радиоактивных
веществ, а также открытие рентгеновских лучей и другие приобретения науки
пошатнули это положение, ибо стал очевидным переход, хотя и медленный и
постепенный, материи в энергию. С другой стороны, наукой установлено, что и
материальные атомы, разлагающиеся на электроны, представляют собой не что
иное, как центры энергии, а следовательно, в физическом мире мы можем
говорить лишь об энергии как сущности, которая вмещает в своем понятии и
физическую энергию, и видимую и осязаемую нами материю.

Иначе говоря, можно признать, что энергия при известных условиях
скрытого потенциального состояния дает начало веществу - материи или массе,
последняя же в конце концов при тех или других условиях может быть разложена
на ряд физических энергий. В этом отношении еще Декарт подходил к решению
задачи, говоря, что материя есть "движение" или "сила".

Г. Лебон, задаваясь вопросом: "Материя не есть ли энергия?" - замечает:
"Всякому, следившему за моими работами, известно, что мне удалось доказать,
что свойства солей радия суть не более как свойства каждого тела природы,
только в радии они более ярко выражены. Всякое тело обладает истечением
частиц в более слабой степени, чем радий. Это показывает, что материя имеет
свойства медленно рассеиваться. Радиоактивность и рассеивание (диссоциация,
распад) материи, ее дематериализация - это синонимы. Электричество и
солнечное тепло - не что иное, как разъединенная материя. Можно доказать,
что элементы, извергаемые полюсами, одинаковы с элементами, отделяющимися от
радия".(3)

Но за всем тем остается мир духовный, или так называемая психическая,
точнее - нервно-психическая деятельность, которая непосредственно познается
нами как мир явлений, открываемых путем самонаблюдения и самоанализа. Этот
мир тем самым противополагается миру объективному, ибо последний не подлежит
самонаблюдению, но в то же время познается нами лишь не иначе, как при
посредстве наших внутренних переживаний, т. е. путем того же субъективного
мира, открываемого при посредстве самонаблюдения и самоанализа.

Но это противоположение остается лишь до тех пор, пока мы о
нервно-психической деятельности судим по своим переживаниям, т.е. признаем
ее деятельностью исключительно субъективной, не имея в то же время
возможности проникнуть во внутреннюю природу явлений внешнего мира. Но та
научная дисциплина, которую я стремлюсь установить под наименованием
"Объективной психологии" или - точнее - "Рефлексологии"(4), рассматривает
нервно-психическую resp. соотносительную деятельность со строго
объективной точки зрения, как совокупность высших или сочетательных
рефлексов, имеюших свои внешние причины или внешние воздействия,
предоставляя в то же время субъективной психологии иэучать проявление
субъективного характера этих рефлексов путем самонаблюдения.

Со строго объективной точки зрения разнообразные действия Человека
могут и должны быть сопоставлены по аналогии с движениями псевдоподий таких
простейших животных, как амеба, и то, что мы понимаем под высшими или
сочетательными рефлексами, в конце концов представляет собой производное
сократительности живого вещества в случае ответа его на сопутствующие
раздражения. Отсюда ясно, что связываемый с высшими рефлексами психизм в
живой природе вообще, где бы он ни проявлялся и в каких бы формах ни
обнаруживался, должен быть сведен также на особый вид энергии, разнообразные
проявления которой мы имеем в телах окружающей нас живой природы. (5)

При этом мы знаем, что в основе соотносительной деятельности высших
организмов лежит нервный ток, являющийся сам по себе производным
сократительности протоплазмы, ибо нет ни одного соотносительного
(нервно-психического) процесса, который бы не происходил в мозгу, основой же
деятельности мозга, как мы знаем, является нервный ток, переходящий путем
сокращения мышц и смещения членов в механическую энергию. (6)

Как известно, импульсами для возбуждения нервного тока служат внешние
заряды, которые действуют на воспринимающие органы внешней и внутренней
поверхности тела, играющие, как я указал еще в 1896 г., роль особых
трансформаторов внешних энергий (7) обеспечением же правильного проведения
тока по нервным волокнам является непрерывный приток крови к мозгу.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

О действии внушения
Входя в содержание нашего личного сознания
Личность всеми своими сторонами

Внушение представляет собою один из способов воздействия одного лица на других

сайт копирайтеров Евгений