Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Кривцун О. Психологические корни эротического искусства

Психологический Журнал, Том. 13, № 1, 1992. C. 95-106.

Несмотря на различные религиозные, социальные табу, эротическое переживание никогда не существовало как обособленная область человеческой психики. Напротив, разнообразные формы чувственности – это важная характеристика целостного психического облика человека, этапов его исторического становления.

Вскрывая психологические истоки эротических тем и мотивов в искусстве, автор вместе с тем показывает, как в определенных ситуациях художественное творчество оказывает обратное влияние на формирование эталонов сексуального поведения и эротического переживания человека в истории.

Ключевые слова: становление психики, эротическое искусство, эротическое переживание, чувственность, эволюция.

Эротическое искусство, присутствующее в культурах всех времен и цивилизаций, представляет большой интерес для специалистов различных дисциплин с точки зрения возможностей реконструкции чувственной пластичности человека в истории, меняющейся психологической мотивации интимного поведения.

К сожалению, в отечественной науке эта работа почти не проводилась: слишком сильна была инерция разведения "светлого" и "темного" в человеке. заставляющая противопоставить "верх" и "низ" и т. д. Достаточно поздно мы пришли к осознанию того, что область чувственности, эротики не существует в человеке и в культуре как обособленная сфера, что из взаимопереплетения рациональных и бессознательных побуждений в конечном итоге складывается единый модус психической жизни человека, определяющий его внутренний мир на каждом этапе истории. Нельзя не согласиться с американским исследователем Р. Таннахилл, пришедшей на этом основании к выводу, что "без изучения чувственно-сексуальной стороны жизни человека – этого важнейшего стимула человеческого поведения- любая "всеобщая история человечества" будет неполной и искаженной" [21]. При формировании нового цивилизационного порядка большое значение отводили сфере чувственности такие авторитетные мыслители XX в., как П. Сорокин и Г. Маркузе [20].

Все это подтверждает важность внимательного изучения роли чувственности в культурах разных эпох. Разработка этой проблемы внесет неоценимый вклад в осознание скрытых мотивов поведения человека исторического, в понимание самобытной ментальности далеких культур, которая отнюдь не парит над чувственной и телесной сферой, но во многом "прорастает" из нее. С этих позиций скорее не парадоксальным, а симптоматичным среди множества зарубежных работ выглядит интересное исследование Р. Уортмана, выявляющего воздействие полового воспитания Павла 1 и Александра 1 на общий психологический склад и характер государственного правления этих русских монархов [24].

Уже на ранних этапах культуры "свойственная человеку сексуальность становится объектом относительно самостоятельного эстетического созерцании. Она не шокирует мышление, не возбуждает страсти, а доставляет созданию высшее наслаждение", – считает болгарский исследователь [3]. Однако многовековая панорама художественных образов, которая нам является здесь, далеко не однозначна.

Любой исследователь, обратившийся к изучению этой панорамы, прочтет в ней одно очень важное для психолога обстоятельство: возникновение самостоятельного эротического воображения, отличающее относительно независимую. "вырвавшуюся на волю" психику индивидуума, происходит в истории достаточно поздно. Скорее всего этот процесс заявляет о себе на исходе средневековья. До этой поры характер воплощения эротических тем в европейском искусстве почти целиком был обусловлен не столько внутренне психологическими, сколько внешними факторами: мифология, господствующие религиозные догматы, устоявшиеся формы социальной жизни, бытового уклада.

Большинство ученых склонны видеть в многочисленных прикладных, изобразительных, скульптурных эротических произведениях ранней античности скорее реализацию безусловной веры в сакральную силу сексуальных символов, нежели собственно воплощение потребности в эротическом переживании. "Если мы захотим понять эрос в античности, нам необходимо искать его соответствующие пересечения с мифологией, религией, правом, ритуалом, легендами столь тщательно, пока мы не сможем представить все эти духовные взаимодействия как единое целое" [16].

Синкретический характер античного эроса делал восприятие эротического скорее ритуализированным, чем индивидуально-неповторимым: в его корнях еще очень мало собственно психологического содержания. И сейчас, с большой исторической дистанции, гораздо легче выявить этические, познавательные, сакральные функции античного эроса, нежели уловить невидимые связи между его эстетическим профилем и внутренними потребностями личности. Исключение здесь, пожалуй, составляет лишь античная лирика, по своей природе ориентированная на интимно-личностное, сокровенное. Подобные произведения, в которых явно прорастают мотивы индивидуальной психологизации чувственной сферы. можно обнаружить и в культурах Востока, Средней Азии, Латинской Америки.

Анализируя многочисленные оргиастические культы Древней Греции, шумные празднества в честь Дионисия, Венеры и т. п.. нельзя не отметить их всегда общественный, публичный характер. Поэтому задаваясь вопросом – психология ли определяла такой уклад жизни или же, напротив, она сама была результатом такого установившегося порядка греческого полиса, – мы предпочтительным считаем второй ответ. Чувственность отдельной личности была всецело растворена в социальной психологии классической античности. Не выявив этого равновесия индивидуального и общественного, трудно понять истоки некоторых специфических форм чувственности в эту эпоху, например, распространенность однополой любви. Спарта и Крит, Коринф и Фебы – здесь каждый молодой человек овладевал искусством борьбы и военных действий часто благодаря любви того. кто годами был старше его. Закрепленная в законах и в религии, эта форма эроса нашла свое завершенное воплощение в arete, рассматривалась как гражданская добродетель.

Нельзя отвергать и такую основу, формировавшую античную чувственность. как природа. По мнению ряда авторов, греки очень интимно переживали природу. были тесно связаны с ней на протяжении всей античной истории, ощущали глубинную потребность понять всю безбрежность затаенного в ней мира чувств [17].

Но, конечно же, основным источником художественных образов эротического содержания стали неисчислимые истории любви античных богов. Среди наиболее популярных сюжетов – обольщение Леды Юпитером, превратившемся в лебедя. Изображение этой экзотической любви многократно претворялось в прикладном искусстве (вазы, винные кубки), затем перешло в скульптуру; позже не раз воспроизводилось в эллинистическом искусстве и спустя много веков вновь возникло у Микеланджело.

Безусловно, повторяющиеся художественные сюжеты эротического содержания оказали существенное влияние на формирование устойчивых психологических структур. Здесь, как и всюду, дает о себе знать специфика искусства, выступающего в качестве вполне автономной "второй реальности", соприкосновение с которой рождает иллюзию действительного опыта и, следовательно, формирует у человека соответствующую направленность чувств и потребностей.

Не случайно на поздних этапах античной культуры мы сталкиваемся с художественным воспроизведением эротических сюжетов уже отнюдь не только из-за их сакрально-религиозной подоплеки. Сформированные поначалу общественным укладом и ритуализированными художественными формами, новые психологические структуры со временем начинают уже в своих недрах воспроизводить внутреннюю потребность человека в эротическом переживании. "Раз появившись в греческом искусстве, эротическая тема постепенно истощала свою религиозную и мифологическую мотивацию",- высказывает наблюдение Р. Мельвиль [18, с. 11]. Остается добавить, что чувственное воздействие античных эротических произведений в последующих культурах во много крат усиливайтесь, полностью сводя на нет их ритуальность и компенсируя ее абсолютизацией эмоциональных реакций.

Любопытно, что эротическая сфера испытала на себе воздействие глобальных тенденций, присущих античной культуре в целом. Если, например, в классической Греции эротические сюжеты отмечены особой эмоциональностью и нежностью, "две фигуры вовлекаются в связь только друг с другом, что придает этому акту великолепный шарм" (там же, с. 12), то в эпоху эллинизма эмоционально-духовное качество эротической темы заметно нисходит; интимный акт воспроизводится среди других как своеобразный каталог сексуальных позиций, в которых абсолютизируется физиологический элемент. Показательно, что это было совершенно не характерным для искусства классической античности, даже в тех случаях, когда художник создавал групповые образы мужчин и женщин.

 ΛΛΛ     >>>   

Это сам человек
Ознаменован расширением объема психологического мира человека в искусстве до его действительных границ
психологии Ковалева Е., Щербаков М. Молитва как психотерапевтическая практика

сайт копирайтеров Евгений