Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Если жена не подавала ни одного из семи поводов для развода, а муж тем не менее разводился с нею, он наказывался полутора годами каторжных работ.

Отсутствие детей было основанием для развода только после того, как жене исполнилось пятьдесят лет.

Процедура развода была простой: муж отправлял жену в ее прежнюю семью с письмом, в котором должно быть указано основание для развода. Если глава семьи отказывался ее принять, к рассмотрению дела привлекались авторитетные люди селения, а уж затем и власти, которые окончательно решали вопрос.

Китайское право закрепляло главенство мужа в семье. Недостатки не мужа, а жены служили основанием для развода; закон требовал исключительной верности жены мужу, в то время как муж мог иметь наложниц. Жена не имела права донести на мужа; донос же мужа на жену рассматривался как донос старшего на младшего. Муж не отвечал за убийство жены по ошибке, а жена отвечала. Жена строго наказывалась за оскорбление свекра и свекрови, причинения им побоев. Даже если свекор пытался изнасиловать сноху, а она, сопротивляясь, убивала его, она подлежала смертной казни. В отношении своих детей, невесток, слуг, наложниц мужа жена была хозяйской, госпожой.

Вся полнота родительской власти закреплялась за главой семьи. Он мог наказывать и даже продавать своих детей. Дети, внуки не имели отдельного имущества, их попытки выделиться и вести самостоятельное хозяйство считались преступлением.

Китайское право регламентировало весь комплекс вопросов, относящихся к усыновлению, которое имело целью продолжение рода, обеспечение жертвоприношений духам предков и поддержки в старости.

Наследование.

Китайское право признавало наследование преимущественно по закону. После смерти отца, главы семьи, имущество семьи считалось равно унаследованным всеми его сыновьями. Но имущество, данное семьей жены, разделу не подлежит. Вдова имела право на управление имуществом семьи после смерти мужа и на долю из него на свои похороны. Замужние дочери не имели права на наследство; незамужние покупали половинную долю братьев.

Незаконные сыновья умершего также могли претендовать на половинную долю наследства законных сыновей. Но главным в праве наследования был раздел на равные доли между мужскими потомками (братьями, внуками) имущества наследодателя (отца, деда). Старший сын или старший внук (сын старшего сына) отличались только тем, что имели исключительное право на наследование чина (ранга, титула, должности) отца (деда).

При полном отсутствии наследников по мужской линии наследницей становилась незамужняя дочь умершего. Отец, глава семьи, не имел права на расчленение собственности семьи. Поэтому волеизъявление по завещанию не имело значения. В более позднее время завещание было разрешено, но оно должно было быть сделано публично, в кругу родственников, заинтересованных в данном имуществе. Но завещатель не имел права лишить своего сына-наследника наследства.

Если вдова выходила замуж, она ничего не брала с собой в новую семью из имущества покойного мужа.

Уголовное право.

Субъектом преступления мог быть только человек. Объектом преступления могли быть как или человек, или вещь.

Говоря о субъективной стороне, необходимо отметить, что китайское право различало преднамеренные преступления ("гу и") и преступления, совершенные по ошибке ("ши"), без умысла; по небрежности, неосторожности ("гоши"). При этом в Китае было распространено объективное вменение и принцип коллективной ответственности.

Старое китайское право особо выделяло те преступные деяния, которые охватывались понятием десяти зол ("ши э"): 1. Заговор о мятеже против государя; 2. Великое непокорство, бунт; 3. Заговор, измена; 4. Неподчинение, непокорство; 5. Несправедливость, порочность преступления, противоречащего естественному порядку вещей; 6. Выражение великого неподчинения; 7. Выражение сыновей неподчительности, неподчтения к родителям; 8. Несогласие, разногласия; 9. Несправедливость, неправедность; 10. Кровосмесительные половые связи.

Применение наказаний в средневековом Китае приравнивалось к карательному походу против врага. Наказание имело своей целью устрашить потенциальных преступников. Китайские юристы считали, что наказание способно и перевоспитать. При применении наказания учитывались возраст и физическое состояние лица, совершившего преступление. Так, если лицо в возрасте 90 лет и старше и 7 лет и младше совершали преступление, наказуемое смертной казнью, они смертной казни не подлежали. Лица в возрасте 70 лет и старше, 15 лет и младше во всех случаях совершения ими преступлений, наказуемых ссылкой и менее строгими мерами наказания, имели право на откуп от наказания. Женщины в возрасте 60 лет и старше не наказывались ссылкой с дополнительными каторжными работами. Дочери, жена и наложницы преступника, осужденного за антигосударственное преступление в возрасте 15 лет и младше, 60 лет и старше, если они подлежали ссылке, имели право откупиться от наказания.

Что касается больных, физически неполноценных, то инвалиды I-й группы (тяжелобольные, лишенные двух конечностей, слепые на оба глаза) в случае совершения ими преступления, наказуемого смертной казнью, имели право на подачу прошения на величайшее имя о смягчении наказания. Инвалиды II-й группы (слабоумные, немые, лилипуты; лица, имеющие переломы позвоночника; лица, лишенные одной конечности) имели право на откуп от наказания во всех случаях, если их преступления могли быть наказаны ссылкой ими менее суровыми мерами наказания.

Как общее правило закон устанавливал: если преступление было совершено, когда данное лицо не считалось престарелым или инвалидов, а было раскрыто тогда, когда оно уже стало престарелым или инвалидом, оно осуждалось в соответствии с законом о престарелых и инвалидах. Соответственно, если кто-то совершал преступление, будучи несовершеннолетним, а оно было раскрыто тогда, когда лицо уже стало совершеннолетним, его судили как несовершеннолетнего.

На меру наказания влияла социальная принадлежность обвиняемого. Важнейшей из социальных привилегий были "бы и" — "восемь правил" применения мер наказания к лицам высокого социального статуса. Они не подлежали суду на общих основаниях за преступления, караемые смертной казнью.

Первыми среди этих лиц были родственники императора, в том числе и самые отдаленные.

Одной из особенностей применения наказаний в средневековом Китае было наличие двух видов коллективной ответственности "юаньцзо" и "ляньцзо".

Коллективная ответственность "юаньцзо" предполагала ответственность родственников преступников, осужденных за антигосударственные преступления. Родственники считались виновными в том, что не смогли предотвратить преступление. В XVII — XIX вв. часто казнили даже учителя преступника, вменяя ему вину за упущение в обучении ученика.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

За само преступление
Их перерастание в территориальные княжества
Преступления против собственности
Особые меры наказания предусматривались за кражу оружия смертной преступления
При правящей династии данные законы были основными до мэдзи

сайт копирайтеров Евгений