Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Таким образом, опрошенные признают приоритет права государства по сравнению с правами граждан, то есть по сути приоритет права управленческой струк туры. Иначе говоря, граждане сами признают право мочность ущемления своих прав государством 1 .

Приведенные данные красноречиво говорят сами за себя. Ответы опрошенных показывают недостаточную степень развития правосознания.

1 Русанова Н.М.. Правовые установки и правовое поведение россиян // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 103.

7.3. Девиантное поведение

Во всех обществах поведение человека порой выхо дит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Когда человек ведет себя в соответствии с ожиданиями общества и социальными нормами, такое поведение называют конформным, или конформностью. Термин «конформность» имеет только это значение, хотя иног да его путают с однокоренным понятием «конформизм», означающим подчинение мнению общества или просто го большинства. Обычно большинство людей ведет себя конформно. Однако поступки некоторых индивидов не редко выходят за рамки того, что общество считает допустимым. Девиантным поведением называется по веденческое отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудитель ное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реак цию. Таким образом, это оценочное определение, нала гаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами.

Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряются в одних обществах и недо пустимы в других. Определение поведения как девиант - ного зависит от времени, места и группы людей. На пример, если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Однако ведь в обоих случаях в места погребения вторгаются посто ронние и выносят оттуда какие-то предметы. Еще один пример. Общительность, современная одежда и откры тое лицо европейской женщины недопустимы во мно гих традиционных мусульманских странах.

Эти примеры свидетельствуют о том, что отклоне ния не могут быть объективной характеристикой чело веческого поведения. Общество само решает, считать или не считать какое-то поведение девиантным. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, половые извращения, психические отклонения, алкого лизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Просто решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким кон кретным образом реагируют на него.

Кто и почему считается нарушителем и что рассмат ривается как отклонение от нормы, в значительной степе ни зависит от субъекта, дающего определение поведению и обладающего достаточной властью, позволяющей такое определение закрепить. За последние годы такие стили поведения, как гомосексуализм, алкоголизм, употребле ние наркотиков, традиционно считавшиеся в России де виантными, определявшиеся в терминах уголовного ко декса, были подвергнуты пересмотру. Все большее рас пространение получает мнение, что подобные стили пове дения являются медицинскими проблемами, т.е. счита ются болезнями наряду с физическими заболеваниями типа язвы, диабета, гипертонии. Страдающих от этих на рушений людей (алкоголиков, наркоманов) помещают в лечебные учреждения, где их называют пациентами и где они получают лечение по назначениям врачей.

Некоторые социальные группы (гомосексуалисты, лесбиянки, инвалиды, матери-одиночки, живущие на со циальное пособие, и т.п.) выходят на политическую арену и с успехом противостоят официальным определениям, представляющим их как источник социальных проблем.

Нормы можно себе представить не в виде фиксиро ванной точки или прямой линии, а скорее как определен ную зону. Даже у достаточно специфичных и строго кон тролируемых норм есть зона допустимых вариаций, не говоря о практике, где существует целый диапазон до пустимых стилей поведения, которые тем не менее могут не отклоняться от буквы закона. Приведем пример.

Считается, что университетскому профессору по ложено держаться со студентами официально. Но один профессор крупного университета имеет обыкновение во время лекции взбираться с ногами на кафедру или усаживаться на ее крышку. Несомненно, в русской культуре не принято считать кафедру подходящим местом для сидения. Поэтому неудивительно, что боль шинство студентов на первой лекции профессора встре чают его чудачества хихиканьем. Однако профессор, обладая талантом общения и будучи признанным авто ритетом в своей области, вскоре завоевывает аудиторию. Оценивая курс лекций, который читает профес сор, студенты обычно говорят, что сначала их ошело мили его непринужденные манеры, но вскоре они обна ружили, что стиль его поведения составляет часть эф фективной методики преподавания.

Следовательно, общество обычно допускает и такой вариант поведения, который отличается от принятой нормы, но не выходит за рамки допустимого.

В целом ни один стиль поведения не является деви- антным сам по себе; девиантность составляет предмет социальных определений. Одно и то же поведение может рассматриваться одной группой как отклонение, а другой — как норма. Более того, многое зависит от соци ального контекста, в котором наблюдается такое пове дение. Например, появление в нетрезвом виде на работе вызывает недовольство окружающих, однако на ново годней вечеринке именно такое поведение ее участников вполне естественно. Добрачные сексуальные отношения и разводы, всего одно поколение назад вызывавшие силь ное осуждение в обществе, сейчас в целом считаются нормой. Большинство людей рассматривают девиантное поведение как плохое, как поведение, представляющее собой источник социальных проблем. Причина таких оценок — результат негативных или разрушительных последствий, которые влечет за собой большинство от клонений от нормы. Однако девиантное поведение имеет также положительные или интеграционные последствия для социальной жизни. Несомненно, большинство об ществ способно ассимилировать немалое число отклонений от нормы без серьезных последствий для себя, одна ко постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить организованную жизнь общества или даже подорвать ее. Социальная организация общества складывается из скоординированных действий множества людей. Если некоторые индивиды не в состоянии выполнять свои действия в надлежащее время и в соот ветствии с социальными ожиданиями, институциональ ной жизни может быть нанесен весомый урон.

Исследования социальных психологов показывают, что девиантное и нормативное поведение— две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Девиант ное поведение представляет собой результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Девиации направлены на преодоле ние фрустрации — препятствия, вставшего на пути дос тижения цели, и проявляются через социально значимые действия. Антифрустрирующее действие всегда сопро вождается определенной долей риска, но не обязательно носит разрушительный характер. Характер девиантного поведения, направленность энергетического потенциала человека зависят, во-первых, оттого, как ему свойствен но отвечать на возникающие трудности: путем созида тельных или разрушительных действий, во-вторых, — от того, насколько общество стимулирует социально-инно вационные, созидательные действия личности.

По мнению О.С. Осиповой, необходимо проводить различие между двумя видами девиантного поведения: созидательным и разрушительным.

Девиантное поведение деструктивной направленно сти — это совершение индивидом или группой соци альных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе (отдельной социальной группе, страте) социо культурных ожиданий и норм.

Созидательные девиации (социальные инновации, но вовведения) — это социально значимые в действиях че ловека отклонения от общепризнанных норм поведе ния, определяющие наиболее прогрессивный вектор эво люционного развития общества. Границы между пози тивной и негативными формами девиантного поведе ния подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого обще ства, так как даже самый совершенный закон не в состо янии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво 1 .

Усиление девиантноапи: некоторые современные ис следователи утверждают, что СМИ своими материала ми способны искусственно активизировать масштабы де- виантного поведения. Обычно опубликованные матери алы вызывают озабоченность широкой общественности, которая требует принятия адекватных ответных мер. В порядке реагирования государства и правоохранитель ных органов начинается усиленная борьба с преступно стью, задерживается большее, чем раньше, число пре ступников. Освещая развитие событий, материалы СМИ создают впечатление, что явление, ставшее темой пер вых публикаций, расширяется и нарастает. Поднятой шумихой индивиды, склонные к данному типу девиант- ного поведения, могут быть также вовлечены в орбиту реализации своих преступных наклонностей и привлечены в районы, о которых идет речь в сообщениях, и в силу этого преступность там действительно принимает более широкие масштабы. Усиление девиантности мо жет быть представлено в виде спирали 2 .

Почему люди нарушают социальные нормы? Поче му определенные действия считаются девиантными? Почему поведение одних индивидов называют девиант - ным, когда они совершают по существу те же действия, что и другие индивиды, которым удается избежать наказания, а иногда даже добиться признания? И почему число отклонений от нормы изменяется от группы к группе и от общества к обществу?

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Что такое социальный институт дайте характеристику основных социальных институтов со временного общества
Примирительное правосудие внут ри группы меж семейный арбит раж политическое судебное раз решение
Разрушитель ной для общества
Методы социологии права 11 1

сайт копирайтеров Евгений