Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Начальное образование девочкам дается совместно с мальчиками в начальных народных школах и других подобных заведениях; сравнительно редко, преимущественно в городах, устраиваются школы для девочек особо от мальчиков. По данным упомянутого выше сборника статистических сведений, в 1898 г. в начальных училищах Империи училось 1,023,609 девочек, что составит 25% общего числа учащихся в начальных школах. В городах учившиеся в начальных школах девочки составляли 36,2% всего числа учащихся.

Средние учебные заведения для женщин возникают у нас в царствование Екатерины II, учредившей в 1764 г., по плану Бецкого, «Воспитательное заведение для благородных девиц». По образцу этого заведения уже в ХVIII столетии было открыто несколько учреждений сначала в столицах, a затем и в других городах. Эти учебные заведения, большею частью закрытые, получили название «институтов»; развитию их в сильной степени содействовало теплое участие и покровительство Императрицы Марии Феодоровны, супруги Павла I. Управление ими, после смерти ее, было передано в 1828 г. в особое IV отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, впоследствии переименованное в Собственную Его Императорского Величества Канцелярию по учреждениям Императрицы Марии.

До половины XIX стол. институты, доступ в которые был открыт только для девиц дворянского происхождения, являлись единственными средне-учебными заведениями для женщин. Лишь в конце 50-х годов в министерстве народного просвещения поставлен был в очередь вопрос об устройстве женских учебных заведений на других основаниях, a именно открытых и с допущением девиц всех сословий. В 1858 г. издано было особое Положение о женских учебных заведениях ведомства министерства народного просвещения. К 1870 г. в разных городах устроены были, в значительной степени на средства или при содействии городских общественных управлений, до 150 женских училищ ведомства народного просвещения, преобразованных в гимназии на основах изданного в этом году нового «Положения о женских гимназиях и прогимназиях министерства народного просвещения». По этому положению женские гимназии состоят из 7-ми годичных курсов, при чем для приготовления учениц к педагогической деятельности может быть учрежден 8-й дополнительный класс; женские прогимназии состоят из 3 классов. Окончившим полный курс 8-ми классов и награжденным медалями дается звание «домашних наставниц», не получившим медалей, но удостоенным аттестатами — звание «домашних учительниц»; окончившие только 7 классов получают право на звание «первоначальных учительниц, учительниц народных училищ».

Вслед за созданием первых открытых женских учебных заведений ведомства министерства народного просвещения, IV отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии нашло необходимым открыть в своем ведомстве подобные же женские гимназии для приходящих учениц всех сословий и вероисповеданий; в 1862 г. издан был особый устав, регулирующий устройство и программы этих заведений.

Таким образом, в настоящее время женские средние учебные заведения распадаются на три группы:

I. Женские гимназии и прогимназии ведомства министерства народного просвещения. В 1898 г. их было 346 с 94,078 учащимися.— II. Институты. В 1898 г. их было всего 32, из которых 10 в С.-Петербурге, 4 в Москве и 18 в провинции.— III. Женские гимназии ведомства учреждений Императрицы Марии. В 1898 г. их было 30 (из них 10 в С.-Петербурге, 5 в Москве и 15 в провинции); в этих гимназиях и институтах в 1898 г. было 20,246 учащихся.

Высшие женские учебные заведения возникают в России по инициативе частных лиц. В 1872 г. учреждены были высшие женские курсы в С.-Петербурге проф. K. H. Бестужевым-Рюминым и в Москве профессором В. И. Герье. В последующие годы открыты были такие же курсы в Киеве и Казани. В программу курсов введены были преимущественно историко-филологические и физико-математические науки. На курсы принимались окончившие средние женские учебные заведения — гимназии и институты. Допускались также и вольнослушательницы. Учебный курс продолжался 3 года на С.-Петербургских и 2 года на Московских курсах. Курсы развивались весьма успешно; число слушательниц постоянно возрастало; к преподаванию были привлечены лучшие ученые силы местных университетов. В начале 80-х годов произошла перемена в отношениях администрации к высшему женскому образованию. В 1886 г. был закрыт прием на С.-Петербургские курсы; Московские курсы в 1888 г. совершенно закрыты. С.-Петербургские курсы в 1889 г. восстановлены с существенными изменениями как в научно-учебном, так и в административном отношениях. По временному положению 1889 г. высшие женские курсы в С.-Петербурге считаются частным учебным заведением, причем однако директор курсов, a также инспектриса, руководящая воспитательною частью, назначаются министерством народного просвещения. Курсы разделены на два отделения: словесное и физико-математическое; учебные планы обоих отделений утверждаются министерством. Хозяйственною частью заведует попечительный совет. Число слушательниц ограничено было комплектом в 400 чел., но желающих обучаться на них оказалось так много, что министр народного просвещения разрешил в 1896 г. увеличить комплект до 600. Впоследствии число слушательниц еще увеличилось: к 1-му янв. 1899 г. на курсах было 916 слушательниц и 44 вольнослушателницы (на историко-филологическом отделении — 719, на физико-математическом — 241). При курсах учрежден интернат, в который поступают слушательницы, не имеющие в С.-Петербурге родителей или родственников, с которыми они могли бы жить. Плата за слушание лекций — 100 руб. в год, живущие в интернате платят 300 руб. в год.— С 1900 года возобновлены и высшие женские курсы в Москве.

Педагогические курсы существуют с 1859 г. и состоят из словесного и математического отделений. Курс трехлетний; первые 2 года читаются общеобразовательные предметы. Для упражнения слушательниц, готовящихся в домашние наставницы, при курсах имеется прогимназия.

Женский медицинский институт. В 1872 году, также по инициативе частных лиц, в С.-Петербурге возникли женские «врачебно-акушерские курсы». Они были устроены при Военно-Медицинской Академии, причем однако занятия женщин-курсисток происходили совершенно отдельно от студентов Академии. Целью курсов было поставлено приготовление ученых акушерок. Преподавание производилось профессорами Академии. Курсами заведовала конференция, Академии под председательством ее начальника; непосредственное же начальство слушательниц составляли почетная инспектриса и ее помощницы. Слушательницами принимались окончившие курс средних учебных заведений с поверочным испытанием при приеме. Занятия были рассчитаны на четырехгодичный курс. По окончании его производился выпускной экзамен применительно к экзамену на звание врача. В 1876—1877 г. курсы были отделены от Военно-Медицинской Академии и переведены в Николаевский военный госпиталь, образовав самостоятельное учреждение, при чем с тех пор они получили название «Женских врачебных курсов». Заведывание ими, независимо от надзора инспектрисы и ее помощниц, возложено на главного врача госпиталя. Срок обучения вместо 4 лет был установлен пятилетний. В 1876 г. оканчивающим курс предоставлено право практики по женским и детским болезням.

Развитие курсов шло весьма успешно, что между прочим доказал опыт практического применения знаний курсисток на войне 1877 г., когда они исполняли ординаторские обязанности и своею энергиею, знаниями и самоотверженностью заслужили общее одобрение профессоров, действовавших на театре войны. По ходатайству Медицинского Совета, в виду заслуг женщин-врачей, им был дарован нагрудный знак «Ж. В.» (женщина-врач), дававший право самостоятельной врачебной практики, a в 1879 г. министру внутренних дел предоставлено разрешать выдержавшим испытание слушательницам право врачебной службы в городских, земских и других общественных учреждениях. За время с 1872 по 1882 г. на курсы поступило всего 1.390 лиц; общее число слушательниц на всех 5 курсах составляло не менее 450.

Под влиянием реакции в отношении к женскому образованию в судьбе врачебных женских курсов наступил кризис: в 1882 г. прием на курсы был приостановлен, и они были постепенно закрыты. С тех пор в течение 15 лет женское врачебное образование заглохло, но сознание важности его не изгладилось, и в печати и общественных учреждениях не переставали раздаваться голоса, доказывавшие необходимость восстановления женских врачебных курсов. Лишь в 1892 г. выработан был проект положения о новом учреждении для высшего медицинского образования женщин— «Женского Медицинского Института». Рассмотрение этого проекта в Государственном Совете было однако отложено впредь до того времени, когда из частных пожертвований образуется сумма, до-статочная для покрытия расходов по содержанию института. Упомянутый проект был наконец рассмотрен в 1895 г., и вопрос об открытии Женского Медицинского Института решен окончательно. Открытие его состоялось в сентябре 1897 году. По уставу институт имеет целью доставить лицам женского пола медицинское образование, преимущественно приспособленное к лечению женских и детских болезней и к акушерской деятельности. Средства института составляются главным образом из частных пожертвований, пособий от городов и земств и платы за учение. Непосредственное управление им и состоящим при нем интернатом вверяется директору, назначаемому министерством народного просвещения; директору в работах по управлению помогают совет преподавателей, правление из профессоров и инспекторов и попечительный комитет, назначаемый министром из лиц, могущих содействовать удовлетворению хозяйственных нужд института и увеличению средств его. Курс учения — 5-летний; зачет полугодий, полукурсовые и окончательные испытания производятся применительно к правилам, установленным для медицинских факультетов. Окончившим курс дается диплом на звание «женщины-врача» с правом повсеместной свободной практики. В 1898 г. издан закон, предоставляющий женщинам-врачам права и преимущества государственной службы в отношении пенсий. Этим актом увенчивается признание важности женского медицинского образования.

Духовные учебные заведения.

История духовно-учебных заведений в значении рассадников для приготовления образованных пастырей церкви долгое время сливается с историей общего народного образования в России. Из школ церковно-приходских и монастырских, бывших главными центрами народного образования, выходили и служители церкви. В конце XVI в. в юго-западной России впервые создаются церковными братствами духовные школы. Из них особенное значение приобрело училище при Киевском Богоявленском братстве, получившее в XVII в. название духовной коллегии, a впоследствии академии. В Москве в XVI в. возникла столь известная впоследствии славяно-греко-латинская академия.

С эпохи Петра Великого начинается государственная регламентация духовно-учебных заведений; основываются первые духовные семинарии в Петербурге и Москве; к концу XVIII ст. семинарии были основаны и в некоторых других городах Европейской России, a также в Иркутске и Тобольске. В 1808 г. учреждена была «Комиссия духовных училищ», которая составила первый устав духовно-учебных заведений, по которому они распадаются на три группы: низшие — духовные училища (уездные и приходские), средние — духовные семинарии и высшие — духовные академии. Духовные училища и семинарии предназначались для потребностей местных епархий, a духовным академиям поставлены задачи обще-церковного характера — доставлять высшее богословское образование в духе православия для просвещенного служения церкви на пастырском, духовно-учебном и других поприщах деятельности. В последующие десятилетия духовно-учебные заведения как по своему административному устройству, так и по программам подвергались преобразованиям, но самый строй их сохраняется и до настоящего времени. Последние узаконения, регулирующие духовно-учебные заведения, относятся к 1884 году. Согласно им, духовно-учебные заведения представляются в настоящее время в следующем виде.

Духовные училища предназначены «для первоначального образования и подготовления детей к служению православной церкви». Как учреждения подготовительные для лиц, имеющих поступить в семинарии, училища находятся «в живой и нераздельной связи с семинариями». Они содержатся на средства, изыскиваемые духовенством каждой епархии, и находятся в ведении епархиального архиерея,. под главным управлением Св. Синода. Ближайшее попечение о них вверяется местному духовенству. Учебно-воспитательная часть состоит под руководством местных семинарских правлений, a непосредственное управление вверяется смотрителю - (и его помощнику) и правлению (в составе смотрителя и учителей), ведающему дела по учебной, нравственной и хозяйственной частям. Число духовных училищ в каждой епархии зависит от средств ее и потребностей местного духовенства. В училища принимаются дети православных духовных лиц бесплатно, a из других сословий — с платою. Училища имеют 4 класса, программа которых приближается к программе четырех классов гимназий. В настоящее время существует 185 духовных училищ (учащихся более 30.000).

Духовные семинарии, по определению устава 1884 г., представляют собою «учебно-воспитательные заведения для приготовления юношества к служению православной церкви». Семинарии, находясь под главным управлением Св. Синода, состоят в ближайшем ведении епархиальных архиереев, имеющих высшее наблюдение за направлением преподавания, за воспитанием учащихся и вообще за выполнением правил устава. Семинарии содержатся на средства Св. Синода и на пособия, отпускаемые из государственного казначейства. Непосредственное управление семинариею принадлежит ректору, инспектору и правлению, имеющему собрания педагогические и распорядительные. В семинарии принимаются молодые люди православного исповедания из всех- сословий. Преобладающее значение в учебном курсе их занимают богословские науки, но в значительном объеме преподаются и науки общеобразовательные, входящие в курс классических гимназий. До конца 70-х годов окончившие курс семинарий имели свободный доступ в высшие учебные заведения, наравне с гимназистами. Затем доступ этот был закрыт, но в последнее время лучшим из окончивших курс семинарий было дозволено поступать в Томский и Юрьевский университеты. Обучение в семинариях бесплатное, при чем сироты и дети бедных родителей принимаются на казенное содержание. Лучшие воспитанники семинарий, по окончании курса, поступают в духовные академии; большая часть воспитанников определяются епархиальным начальством на места священно и церковнослужителей или же на должности учителей и надзирателей в духовно-учебные заведения. В настоящее время существует 55 духовных семинарий (учащихся около 18.000).

Духовных академий — четыре: Киевская (возникновение которой относится еще к XVII ст.), Московская (образованная из старой славяно-греко-латинской академии, зачатки которой также относятся к XVII в.), С.-Петербургская (основана в 1797г.) и Казанская (основана в 1842 г.). В настоящее время духовные академии управляются на основании устава 1884 г. Согласно определению этого устава, духовные академии имеют целью доставлять высшее богословское образование, в духе православия, для просвещенного служения церкви на пастырском, духовно-учебном и других поприщах деятельности. Находясь в главном заведывании Св. Синода, академии состоят под начальственным попечением местных епархиальных архиереев. Ближайшее управление академиями находится в руках ректора, совета и правления академии. Совет, в состав которого входят ректор (председатель), инспектор и все ординарные и экстраординарные профессора, ведает главным образом учебную часть; дела хозяйственные и дисциплина над студентами сосредоточены в правлении, которое состоит, под председательством ректора, из инспектора и трех ординарных профессоров. Из наук, преподаваемых в академиях, одни, a именно различные отрасли богословия, философия, логика (всего 14), изучаются обязательно всеми студентами, a другие, разделенные на группы, предоставляются выбору студентов. В академии принимаются окончившие курс семинарий или классических гимназий, после поверочного испытания. Полный академический курс 4-летний. Лучшие из оканчивающих курс воспитанников получают степени кандидата богословия, a по представлении печатной работы и ее защите — степень магистра богословия. Степень доктора богословия приобретается отличными научными трудами или представлением отдельного печатного исследования в области богословской науки. Во всех академиях в последнее время состояло около 800 учащихся.

Женские духовно-учебные заведения. Начало устройству женских духовно-учебных заведений положено было в 30-х годах прошлого столетия, когда при женских монастырях разных епархий было открыто несколько школ-приютов для девочек-сирот духовного звания. В этих школах преподавались первоначальные основы грамотности и закон Божий.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Харьковский практический технологический институт императора
В россии средне учебными заведениями являются гимназии университеты профессоров
Какое имеет народное образование народного училища
За годовой паспорт взималось 1 р
Начало хvii го столетия отмечено явлением весьма знаменательным в истории русской медицины

сайт копирайтеров Евгений