Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С весны 1916 г. стало недоставать продовольствия, особенно в больших городах. Сократились посевные площади из-за нехватки рабочих рук: к 1916 г. в армию было мобилизовано свыше 15 миллионов мужчин самого работоспособного возраста. Для нужд армии из народного хозяйства было изъято и большое число лошадей. Однако хлеб в стране все-таки был. Но владельцы товарного хлеба стремились его “придержать”, ожидая дальнейшего повышения цен на рынке. Власти учредили Продовольственный комитет и его органы на местах, чтобы учесть наличие продовольствия в стране. В ноябре 1916 г. царским указом вводится для крестьян принудительная продажа хлеба по твердым ценам. При отказе от такой продажи хлеб должен был изыматься по цене на 15% ниже твердой цены. Собранный хлеб шел на довольствие армии, а в городах вводилась карточная система. Но это все касалось главным образом социальных низов. Против крупных дворянских имений, которые как раз и являлись держателями значительной массы товарного хлеба, правительство не решилось применить принудительную продажу, поскольку это была главная социальная опора царской власти. Не затронула социальные “верхи” и карточная система. У них было достаточно средств для того, чтобы приобретать продовольствие на черном рынке, который при неэффективности и коррумпированности госаппарата процветал. Таким образом, попытка ввести в 1916 г. некое подобие продразверстки по существу провалилась, и продовольственный кризис усугублялся. Он еще более обострился из-за паралича транспорта и неспособности властей организовать доставку хлеба в крупные города.

Экономический кризис перерастал в общеполитический. Царь, усмотрев в сближении великого князя Николая Николаевича с буржуазно-либеральной оппозицией угрозу своей власти, сместил его с поста Верховного главнокомандующего и сам занял этот пост. Появление во главе Ставки некомпетентного в военных вопросах, нерешительного и слабовольного Николая II губительно сказалось на армии. Кроме того, теперь на него ложилась прямая ответственность за все неудачи на фронте, что окончательно подрывало и без того низкий авторитет царя в армии и в стране.

С самого начала войны Николай II, пользуясь введением военного положения, пытался избавиться от Думы и восстановить в полном объеме самодержавие. Текущее законодательство принималось большей частью без Думы в порядке ст. 87 Основных законов. Дума собиралась за всю войну всего несколько раз на краткосрочные заседания. Показателем ненависти царя к Думе может служить хотя бы тот факт, что за все время ее существования (с 1906 г.) царь всего лишь один раз в феврале 1916 г. посетил Думу, когда нужно было ускорить принятие законодательства о новых налогах. При открытии каждого нового заседания Думы (после перевыборов) депутатов приглашали в Зимний дворец, где они стоя выслушивали краткую речь царя.

Государственная Дума, видя неспособность царской власти организовать тыл и снабжение армии, противостоять нарастающему кризису и угрозе революции, требовала создания правительства “народного доверия”, т.е. правительства, ответственного перед Думой.

Еще в августе 1915 г. большинство фракций Государственной Думы (за исключением крайне правых) объединилось в “Прогрессивный блок”, поддержавший требование о создании правительства “народного доверия”. Депутаты-большевики не вошли в этот блок, поскольку еще в 1914 г. они были выведены из состава Думы и сосланы на каторгу. Между царем, его правительством и Думой нарастало открытое противостояние, которое завершилось приостановкой заседаний Думы в декабре 1916 г. В связи с отъездом царя в Ставку усиливалось влияние на государственные дела царицы Александры Федоровны — ограниченной, мистически настроенной истерички, и царского фаворита Григория Распутина — бывшего конокрада, прославившегося своими пьяными дебошами, распутством и огромными взятками, которые брал за “покровительство” при назначении на выгодные должности, получение поставок в армию и т.д. Царь пытался бороться с обострившимся политическим кризисом и разложением госаппарата, особенно его верхних эшелонов, заменяя министров и других высших должностных лиц. За время войны сменилось 4 премьер-министра, 6 министров внутренних дел, 3 министра иностранных дел, 4 министра земледелия, 3 военных министра, 3 министра путей сообщения и т.д. Однако “министерская чехарда” только усиливала неразбериху и хаос в государственном управлении.

В этой ситуации буржуазно-либеральная оппозиция начинает задумываться над возможностью устранения царя и особенно царицы и провозглашения регентом младшего брата царя великого князя Михаила Александровича, формирования правительства, ответственного перед Думой. Крайне правая придворная камарилья вынашивает планы сепаратного мира с Германией, не останавливаясь даже перед мыслью о наведении “порядка” в стране с помощью германских войск. С этой целью был проведен зондаж в Стокгольме, где с немецкими представителями встречался депутат Думы А.Д. Протопопов, назначенный после этого министром внутренних дел. Все это имело своей целью прежде всего сохранить царский режим и предотвратить революцию. Характерно, что эти планы предусматривали прежде всего устранение Распутина, который дискредитировал режим и лично императорскую чету в глазах народа. В декабре 1916 г. Распутин был убит крайними монархистами при непосредственном участии членов императорской фамилии.

В феврале 1917 г. в Петрограде и ряде Других крупных городов начались массовые забастовки и голодные бунты. Узнав об этом, царь повелел командующему Петроградским военным округом силой прекратить беспорядки. В этом распоряжении императора, по существу спровоцировавшим дальнейшие события Февральской революции, проявилось полное непонимание им и его ближайшими советниками реальной ситуации в стране. Вообще политическая слепота носителей абсолютной власти и их окружения — есть выражение определенной исторической закономерности, проявляющейся в условиях кризиса самодержавно-авторитарных режимов.

27 февраля 1917 г. солдаты отказались стрелять в манифестацию голодных женщин, и армия перешла на сторону народа. К вечеру этого дня весь Петроградский гарнизон восстал, министры и другие сановники разбежались и попрятались, а российская монархия с ее огромным бюрократическим аппаратом и 12-миллионной армией рухнула в один день. Характерно, что, когда к императору Николаю II явилась делегация Временного комитета Государственной Думы с требованием отречься от престола, и он запросил у командующих фронтами надежных войск для подавления революции силой оружия, то все командующие и начальник полевого штаба Ставки заявили ему, что надежных войск для этой цели в армии нети рекомендовали Николаю II отречься от престола.

Февральская революция 1917 г. завершила долгий процесс разрушения легитимности Российской империи.

Легитимность - это уверенность подданных в том, что государь имеет право на власть, что установленный в государстве порядок непреложен как выражение высших ценностей, что он обеспечивает благо и спасение страны и людей. При наличии этой уверенности власть одновременно является авторитетом, и государство прочно стоит на силе и согласии. Утрата любой из этих опор - начало краха государства.

И обретение легитимности, и ее утрата - процессы, происходящие в общественном сознании, на которые влияют и экономика, и социальные, и национальные отношения, и успехи или неудачи во внешней политике. Поэтому для понимания хода крушения государственности Российской империи и становления новых институтов государства и права мы должны представлять обе реалии: объективной действительности и той, которая складывалась в общественном сознании. Восстановим вехи того пути, по которому пришла к своему краху российская государственность в форме империи с монархической властью.

В этом процессе большую роль сыграли взаимоотношения России с Западом. Запад - обобщенное понятие той цивилизации, которая сложилась в Новое время (начиная с XVI-XVII вв.) в Западной Европе и США. Здесь в результате череды неразрывно связанных революций (религиозной, научной, промышленной и политической) возник новый тип общества. Он обозначается условным названием современное общество (еще говорят гражданское или открытое общество). Господствующим типом хозяйства в этом обществе является рыночная экономика, а в основе государства лежат разные варианты представительной демократии. В противовес этому в “незападных” цивилизациях сохранилось в разных формах так называемое традиционное общество.

“Прорубив окно в Европу”, Россия перенимала у Запада многие его институты и установления (систему образования, науки, элементы образа жизни и производства, некоторые стороны государства и права). Этот процесс - модернизация - всегда сопровождался более или менее тяжелыми травмами и потрясениями национального бытия. Недаром Петр 1 - “первый большевик”, проводивший модернизацию России революционными (“варварскими”) методами, значительной частью русского населения воспринимался как антихрист.

В XIX в. Россия переживала новую волну модернизации -усовершенствование промышленности по образцам западного капиталистического хозяйства. Но это развитие происходило в совершенно иных культурных и социальных условиях, нежели на Западе, так что накопившиеся противоречия подвели к революции с иными, нежели на Западе, “действующими лицами”.

В России не произошло длительного “раскрестьянивания”, сгона крестьян с земли и превращения их в городской пролетариат. Напротив, к началу XX в. крестьянская община почти “переварила” помещика. Попытка быстро создать на селе институт фермеров и сельскохозяйственных рабочих (“реформа Столыпина”) не удалась. Накануне революции около 80% населения России составляло огромное сословие крестьян, сохранивших особую культуру и мировоззрение. Главные ценности буржуазного общества в среде крестьян не находили отклика, а значит для подавляющего большинства народа институты буржуазного государства и нормы его права привлекательными не были. Даже в самом конце XIX в. русская деревня (не говоря о национальных окраинах) жила по нормам традиционного права с очень большим влиянием общинного права.

Крестьянство (в том числе “в серых шинелях”) подошло к 1917 г. с яркой исторической памятью революции 1905-1907 гг., которая была не только “репетицией” (как назвал ее В.И. Ленин), но и “университетом”. Это была первая из целой мировой цепи крестьянских войн XX в., в которых община противостояла наступлению капитализма, означавшего “раскрестьянивание”.

Буржуазия, скованная сословными рамками, также задержалась с развитием своего классового сознания. Она не получила в России того религиозно освященного положения, которое дали западной буржуазии протестантизм и тесно связанное с ним Просвещение. В результате российская буржуазия к началу XX в. пришла как экономически сильный, но “культурно больной” класс. Назревающая революция, объективно призванная расчистить путь для буржуазно-демократических преобразований, изначально несла сильный антибуржуазный заряд.

Это особенно проявилось в движении народников, видевших основу будущего свободного общества в крестьянской общине, а затем - и социал-демократии, принявшей постулат марксизма об освободительной миссии рабочего класса. Таким образом, буржуазия в России не стала лидирующей революционной силой, как это было на Западе. Ведущая буржуазная партия (партия “Народной свободы”, “конституционные демократы”) была реформистской и стремилась предотвратить революцию. Часть буржуазии, переживавшей духовный кризис, поддерживала социал-демократов (даже порой финансируя их боевые дружины), не претендуя на роль лидера.

Модернизация в России породила и особый, неизвестный на Западе периода буржуазных революций культурный слой -разночинную интеллигенцию. Восприняв западные либеральные и демократические идеи, эта интеллигенция в то же время не стала буржуазной, которая взяла бы на себя легитимацию государства буржуазного.

Что же касается рабочего класса, то он проявил мощную солидарность и способность к самоорганизации, которая не возникает из одного только классового сознания.

Важным идеологическим (и шире - духовным) условием развития революции и последующего советского периода было огромное влияние на культурный слой народов России марксизма- выдающегося по масштабам и глубине социального, философского и экономического учения, рожденного общественной мыслью Запада в период завершения первой фазы индустриальной революции.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Завоевало новгород
Заключалась в изгнании преступника убийство население
Верховные органы ссср решали вопросы приема в ссср новых республик
Гражданскими законами установленном
Империй

сайт копирайтеров Евгений