Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Качанов Р.Ю. Городское право орденских городов

История городов в государстве Тевтонского ордена является одним из важных разделов орденской проблематики. Без ее серьезного изучения невозможно правильно понять основные закономерности развития орденской государственности.

Между тем многое и в экономической и в социальной истории городов все еще остается неясным и спорным. В этой связи наиболее актуальным является вопрос о правовой базе орденских городов и это не случайно, так как именно присуждение городских прав какому-либо поселению в орденском государстве служило отправной точкой его новой истории и нового статуса. Для изучения средневекового города, особенно в начальный период его существования, городские хартии - наиболее важный источник, заслуживающий подробного рассмотрения.

Известно, что на территории орденского государства действовали нормы германского права, поэтому, прежде чем обратиться непосредственно к истории орденских городов, необходимо затронуть историю права средневековой Германии в целом. В исторической науке принято рассматривать и историю государства Тевтонского ордена отдельно, но это нисколько не мешает поискам общих черт в истории развития средневековых германских и орденских городов.

Древнейшие города Германии, ведущие свое начало еще от римских крепостей, в ХI-ХII веках, регулируя взаимоотношения между верховной властью, сеньором, в лице епископов или минестериалов и горожанами, прибегают к составлению городских хартий, нормативных документов, фиксирующих права и обязанности сторон. Как правило, они были результатом упорной политической или вооруженной борьбы столкнувшихся социальных сил. Таковыми были первые городские хартии Вормса ( 1014 г .), Шпейера ( 1111 г .), Страсбурга и Трира (последние десятилетия ХII в.). Эти документы и ознакомление германских императоров в ходе походов в Италию с итальянскими городами окончательно способствовали оформлению в Германии понятия особого городского права. Это совпало по времени с процессом появления на территории Германии так называемых “ Gr u ndungst a dte ” (Х II - XIII вв.) - вновь основанных городов 1 . Как правило, уже существующие поселения получали от сеньора, во владениях которого находились, особые правовые гарантии, закрепленные в соответствующих грамотах. Горожанам предоставлялось право регулировать свою жизнь на началах самоуправления, гарантировался особый суд, земельный надел в наследственное пользование за небольшой, не подлежащий увеличению оброк. Личной зависимости все это за собой не влекло.

Постепенно развивающиеся конституции старых городов, по которым крупные феодалы выкраивали городские права для новооснованных поселений, во второй половине Х II в. оформились в образцовые городские конституции, среди которых можно назвать Фрейбургскую, Франфуртскую, Мюнхенскую, Любекскую, Дортмунскую, Гамбургскую, Магдебургскую. Таким образом, к началу ХIII в. в Германии уже был отработан механизм присуждения городских прав и подробно расписаны их нормы, что во многом упростило задачу создания Тевтонским орденом правовой базы будущих городов в ходе завоевания Пруссии и ее последующей урбанизации. Дело оставалось практически только за выбором основы - известной и удобной конституции какого-либо германского города.

В 1231 г . Герман фон Бальк, назначенный ландмейстером Пруссии, в сопровождении братьев Ордена, по разным данным от четырех до семи и вооруженной свиты, состоящей из немецких и польских феодалов, переправился через Вислу и вступил в пределы Кульмской земли. Для того, чтобы закрепиться на новой территории, рыцари соорудили крепость, назвав ее Торн. Продолжая свое продвижение в глубь территории Пруссии, в 1232 г . братья ордена основали еще одно укрепление Кульм. Обе эти крепости послужили основой для первых городов, основанных Орденом в Пруссии. Городские привилегии были дарованы им 28 декабря 1233 г . и получили название “Кульмское право” 2 .

Процесс основания двух этих городов практически совпадает с тем, что в Германии называли “новые основанные города”. Два поселения первых колонистов, существующие уже около полутора-двух лет, получают городские права свыше от сеньора, в данном случае Ордена, на территории которого они находятся.

Городское право подобных новообразований в Германии было своего рода копией какого-либо известного старого права, действовавшего на данной территории. В случае с основанием Торна и Кульма данная ситуация должна была повториться. Ордену удобнее всего было присудить двум новым городам одно из наиболее известных германских прав. Для того, чтобы установить, насколько новое право было связано с каким-либо старым германским, или наоборот, являлось больше самостоятельным, нам необходимо обратиться непосредственно к его тексту и дать его краткую характеристику.

Первый вариант Кульмского городского (торгового) права датируется 28 декабря 1233 г . Он был предоставлен в Торне представителям кульмской и торнской общин ландмейстером Пруссии Германом фон Бальком от имени магистра Ордена Германа фон Зальца. Текст документа хранился в городской ратуше Кульма и был утрачен в 1244 г . из-за пожара, когда войска герцога Святополка Померанского захватили город в ходе первого прусского восстания. Привилегии были возобновлены с санкции Эберхарда фон Саяна, магистра немецкого отделения Ордена 1 октября 1251 г . Принимая во внимание обращения жителей Кульма и Торна по поводу утраты документа, текст права был восстановлен с небольшими отличиями. Эта вторая редакция Кульмского права, составленная в двух экземплярах для Торна и Кульма, и служит предметом нашего рассмотрения.

Кульмское городское право являлось публично-правовым актом, в основной части которого были зафиксированы нормы, на основе которых строились взаимоотношения между горожанами и орденской администрацией. Основные его положения можно разделить, на наш взгляд, на четыре группы.

Во-первых, это нормы, фиксирующие права и обязанности горожан. В параграфах 2 и 3 второй редакции и 2а и 3а первоначального варианта определяются размеры земельных владений Кульма и Торна, пожалованных Орденом 3 . Они предоставляются горожанам в совместное пользование для любого вида хозяйственной деятельности. Оговариваются и районы, где горожанам разрешен рыбный промысел. За собой Орден оставляет право эксплуатировать речные острова и охоту на бобров.

Каждый полноправный горожанин являлся владельцем земельного участка (das E r bgut), полученного от Ордена, без права частной собственности. Он мог использовать его и передавать по наследству согласно нормам фламандского права, т.е. как по мужской, так и по женской линии. Это положение зафиксировано в 10 параграфе права 4 .

Владелец такого поместья должен был ежегодно в день Св. Мартина и последующие 15 дней выплачивать фиксированную ренту в размере одного кельнского или пяти кульмских пфенингов и двух марок воска. Кроме этого, необходимо было выплачивать еще ежегодную епископскую десятину в размере одного шеффеля пшеницы и одного ржи от немецкого плуга и одного шеффеля ржи от польского плуга. В случае неуплаты назначались еще два срока по 15 дней со штрафом в 10 шиллингов за каждый срок. После этого должник отдавал Ордену в залог часть имущества, покрывающую долг и штрафную сумму, до момента расплаты. Данные положения были зафиксированы в 18-м и 19-м параграфах права 5 . Человек, получивший от Ордена подобное владение, не имел права на приобретение еще одного, что специально оговаривалось в 16-м параграфе 6 .

Горожанин имел право продать свой земельный надел или часть своих владений, но не больше 10 гуф, если только покупатель был рекомендован орденской администрацией. Последний в случае заключения сделки брал на себя повинности предыдущего владельца. Речь об этом идет в 15-м параграфе 7 .

В тексте права нет точного указания размеров одного такого владения, но при описании воинской повинности горожан даны размеры земельных участков, в зависимости от которых она варьируется.

Если человек приобрел владение горожанина или просто 10 гуфов земли, то в случае необходимости, придя на службу Ордену, он должен был иметь нагрудные латы, легкое оружие и одного годного к такому вооружению коня. Владелец 40 и более гуфов должен был явиться для несения воинской повинности “со всем вооружением и бронированным конем, соответствующим к этому оружию и по крайней мере с двумя другими конями” 8 .

В случае возникновения спора по поводу принадлежности земельного участка какому-либо лицу приоритет отдавался тому, кто мог предоставить свидетелей, подтвердивших правомерность держания.

 ΛΛΛ     >>>   

Фиксирующие систему городского судопроизводства
Городское право орденских городовистория городов в государстве тевтонского ордена является одним из германии территории

  • zorg-russia.ru
    Смеситель для раковин. Смесители для раковины. Панель душевая
    zorg-russia.ru
сайт копирайтеров Евгений