Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Империя Ходорковского имущественная ИБГ, имеющая форму распределенного холдинга (тип 16). Исходно формировалась вокруг банка Менатеп и была финансово-промышленной. В конце 1997 г. находилась в стадии трансформации от финансово-промышленной к промышленно-финансовой.

Группа Инкомбанка управленческая ИБГ, интегрирующий механизм предоставление комплекса финансово-инвестиционных услуг (тип 26). Центр ИБГ Инкомбанк, группа является финансово-промышленной.

Империя Березовского-Смоленского управленческая ИБГ, интегрирующий механизм лоббизм и обеспечение мер государственной поддержки (тип 2г). Центр ИБГ Б. Березовский (физическое лицо). ИБГ является финансово-промышленно-медийной.

Группа банка Российский кредит имущественная ИБГ, имеющая форму распределенного холдинга (тип 16). Центр ИБГ банк Российский кредит, группа является финансово-промышленной.

Консорциум Альфа-групп имущественная ИБГ, имеющая форму распределенного холдинга (тип 16). Центр ИБГ Альфа-банк, группа финансово-промышленная.

Группа МОСТ имущественная ИБГ, имеющая форму распределенного холдинга (тип 16). До 1997 г. центром ИБГ был МОСТ-банк, и она была финансово-медийной. В 1997 г. происходит смещение центра ИБГ в холдинг Медиа-МОСТ, и группа превращается в медийно-финансовую.

АФК Система имущественная ИБГ, по-видимому, имеющая форму распределенного холдинга (тип 16). Группа является промышленно-финансовой. Центральный элемент точно не известен [ более подробные данные об ИБГ, входящих в большую десятку, содержатся в главе 2, где каждой из них посвящен отдельный очерк, а также в Приложении ].

5. За пределами «большой десятки»

На конец 1997 г. в российской экономике, кроме большой десятки, насчитывалось еще от тридцати до пятидесяти крупных ИБГ, игравших заметную роль на макро- или отраслевом уровне и не входивших в качестве составной части в более крупные интегрированные структуры. Среди них были как имущественные, так и управленческие, как частные, так и государственные ИБГ. Среди частных имущественных ИБГ по масштабам и перспективности выделялись Сургутнефтегаз с его финансовым окружением, а также Сибирский алюминий. После августа 1998 г. эти ИБГ быстро вошли в число бесспорных лидеров. Среди других ИБГ этого типа нужно прежде всего указать Северсталь в металлургии, а также Холдинги Балтика, Красный Октябрь и Черкизовский в пищевой промышленности.

Особое место занимает РАО ЕЭС России. По масштабам деятельности и долгосрочной устойчивости компания вполне сопоставима с Газпромом. По структуре это классический холдинг, где и материнская и дочерние компании имеют форму ОАО, причем государственный пакет акций не является контрольным. Однако на место в большой десятке РАО ЕЭС России претендовать не могло. Дело в том, что из-за неплатежей российских потребителей электроэнергии (а экспорт ее незначителен, особенно за пределы СНГ) компания постоянно находилась в труднейшем финансовом положении, которое позволяло ей с трудом поддерживать текущее функционирование и не давало никаких возможностей ни для развития, ни для экспансии, ни даже для адекватной замены выбывающих мощностей.

К числу государственных имущественных ИБГ, игравших (по состоянию на конец 1997 г.) значимую роль в российской экономике, следует прежде всего отнести три нефтяные компании Татнефть, Роснефть, Славнефть, а также две нефтехимические Башнефтехимзаводы и Норси-ойл. Что касается ИБГ, созданных государством в атомной энергетике (концерны Росэнергоатом и ТВЭЛ) и авиационной промышленности (АВПК Сухой), то оценки успешности и, особенно, перспектив их деятельности очень неоднозначны. Заметим также, что нам не известно ни одного примера успешной крупномасштабной экспансии какой-либо государственной ИБГ за пределы сферы исходной компетенции. (Главные столпы государственной экономики Сбербанк РФ и МПС России нами не рассматриваются, поскольку не являются ИБГ в строгом смысле.)

Наиболее крупные управленческие ИБГ из существовавших на конец 1997 г. сформировались, по-видимому, в металлургии. Это такие группы как TWG, МИКОМ, Ренова, Трастконсалт. Для первых двух исходным интегрирующим механизмом было управление снабжением и сбытом, для вторых, насколько нам известно, финансово-инвестиционные и лоббистские услуги.

Среди других управленческих ИБГ следует выделить АДС Волгопромгаз, где основным интегрирующим механизмом стала организация центральным элементом этой группы системы расчетов между промышленными предприятиями Самарской области за потребляемый природный газ. За счет этого, а также появившихся с течением времени более сложных схем (включающих кроме газа и электроэнергию), Волгопромгаз приобрел контроль над многими промышленными предприятиями и финансовыми структурами, став одним из влиятельнейших субъектов в регионе. Лишь в 1998 г. управленческие механизмы интеграции в данной группе стали дополняться приобретением контрольных пакетов акций некоторых предприятий (в частности, химических).

6. Кризисная и посткризисная динамика «большой десятки» (1998-1999 гг.)

Периодом максимального расцвета большинства крупнейших российских ИБГ стал конец 1997 г., и кризис для них, на наш взгляд, начался отнюдь не с августа, а с первых месяцев 1998 г. Начавшиеся в то время негативные процессы имели четыре основные причины.

- Резкое падение мировых цен на нефть весной 1998 г. Напрямую от падения цен пострадали лишь те ИБГ, в состав которых входили нефтяные компании или нефтеэкспортирующие торговые фирмы. (Заметим, что в составе большой десятки таких, как минимум, половина.) Косвенно же обвал цен затронул практически всех.
- Потрясения на мировых рынках ценных бумаг, приведшие уже в первые месяцы 1998 г. к острому кризису российского фондового рынка.
- Конкуренция старым московским ИБГ со стороны новых, чаще всего региональных, групп.
- Участившиеся конфликты московских ИБГ с властями субъектов Федерации, инициаторами которых выступали последние.

В первой половине 1998 г. основным проявлением кризиса крупнейших ИБГ стала потеря ими контроля над рядом промышленных предприятий. Так, Инкомбанк уже в феврале был вынужден продать находившийся в его собственности контрольный пакет акций компании Самеко (крупнейшего производителя алюминиевого проката и другой продукции из алюминия, расположенного в Самаре) группе Сибирский алюминий. Российский кредит к лету потерял свои позиции на КрАЗе и в ФПГ Танако и был вынужден продать свои пакеты акций другим акционерам. Менее значимую, но все-таки заметную потерю понесла группа Интеррос-ОНЭКСИМ: пришлось уступить контрольный пакет Балтийского завода его менеджерам.

ИБГ теряли контроль над промышленными предприятиями, не только продавая пакеты акций. Так, зимой-весной 1998 г. по решению арбитражных судов менеджеры, представлявшие интересы Консорциума Альфа-групп, были отстранены от внешнего управления Западно-Сибирским металлургическим комбинатом и Ачинским глиноземным комбинатом. А против Волжского трубного завода и АО Апатит, входивших в империю Ходорковского, в это же время были инициированы судебные процессы о признании недействительными результатов их приватизации.

Среди явных потерь крупнейших ИБГ в банковской сфере в первой половине 1998 г. можно указать лишь гибель банка Империал. По-видимому, серьезные трудности начались в тот же период у Российского кредита, однако видимым для внешнего наблюдателя признаком этого была лишь начавшаяся сверхагрессивная рекламная кампания по привлечению новых вкладчиков.

После 17 августа 1998 г. основные кризисные процессы переместились в банковскую сферу. Из числа банков, являвшихся центральными элементами крупнейших ИБГ, полностью сохранил свои позиции лишь Альфа-банк (соответственно, его относительное влияние в российском банковском сообществе значительно выросло). Сказанное относится к Газпромбанку и Собинбанку, но они в своих ИБГ играют подчиненную роль.

Без катастрофических последствий удалось пережить кризис и МОСТ-банку, но с определенными потерями и, по-видимому, лишь благодаря стабилизационному кредиту Центробанка РФ и поддержке правительства Москвы. Стабилизационный кредит МОСТ-банку был вторым по размерам после кредита СБС-Агро и намного превосходил кредиты, полученные остальными банками. Осенью 1999 г. он был пролонгирован еще на один год. Что касается московских властей, то для них МОСТ-банк остался вторым по значимости уполномоченным банком (после Банка Москвы) и в нем продолжали обслуживаться счета городских ведомств и бюджетных организаций.

Осенью 1998 г. была отозвана лицензия на совершение банковских операций у Инкомбанка. По состоянию на конец 1999 г. в банке действовала процедура внешнего управления. У банка Менатеп и ОНЭКСИМбанка лицензии были отозваны в первой половине 1999 г. (весной 1999 г. у первого, летом у второго), в отношении этих банков были инициированы процедуры банкротства. По состоянию на конец 1999 г. ОНЭКСИМбанк находился под внешним управлением кредиторов, а в отношении Менатепа была начата процедура конкурсного производства. Наиболее важные клиенты и бизнес Менатепа и ОНЭКСИМбанка были переведены в бридж-банки. Для первого таковыми выступали Менатеп-Санкт-Петербург и Доверительный и инвестиционный банк, для второго специально созданный для этого Росбанк и Балт-онэксимбанк [ строго говоря, указанные банки, а также банки, создававшиеся другими ИБГ вместо терпящих бедствие центральных элементов, бридж-банками не являются. В мировой практике бридж-банком именуется новый банк, акционерами которого становятся кредиторы неплатежеспособного банка и куда переводятся все пассивы и активы последнего. В России после августа 1998 г. вновь создававшиеся банки, напротив, не были формально обременены долгами старых и создавались их же акционерами. Тем не менее, название бридж-банк за ними закрепилось, и мы будем им пользоваться и в дальнейшем ].

Для внешнего наблюдателя представляется очевидным, что владельцы Менатепа и ОНЭКСИМбанка сразу после августа 1998 г. признали неизбежность их гибели. А переговоры с ЦБР и кредиторами (равно как и частичная выплата долгов физическим лицам) имели целью лишь сохранить лицо как внутри страны, так и перед западными партнерами. Однако формальная судьба банков принципиально различна. В ноябре 1999 г. ОНЭКСИМбанку удалось заключить мировое соглашение с кредиторами, а через некоторое время ЦБР приостановил приказ об отзыве лицензии. По всей вероятности, в какой-то момент арбитражный суд утвердит мировое соглашение с кредиторами, прекратит внешнее управление, после чего последует объединение ОНЭКСИМбанка с Росбанком. Что же касается Менатепа, то он, по-видимому, полностью пройдет процедуру банкротства (вопрос лишь в том, под чьим контролем старых хозяев или внешних кредиторов) и будет ликвидирован.

Российский кредит и СБС-Агро в 1998 1999 гг. не лишились лицензий, но и они после августа 1998 г. оказались в очень тяжелом положении. Российский кредит перевел большую часть своих клиентов и бизнеса в Импэксбанк, и с осени 1999 г. он находится под управлением Агентства по реструктурированию кредитных организаций (АРКО), которое получило в собственность 25%, а в управление еще 50% его акций. К концу 1999 г. АРКО разработало программу реструктуризации Российского кредита и представило ее на рассмотрение кредиторов.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сиданко также потеряла свой так называемый восточный блок ангарскую нефтехимическую компанию
Для внешнего наблюдателя банковская составляющая афк система в 1998 г
Официальными лидерами афк система
Ходорковского петротел нефтеперерабатывающий завод в румынии куплен контрольный пакет акций компания румынии
Паппэ Я. Олигархи политологии 7 кинокомпания

сайт копирайтеров Евгений