Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ц\ ниях, так что простой факт гибридности, смешения, способен разрушить

, саму иерархию. Само смешение является осознанной политикой различия,

. ' i позволяя различиям действовать, не считаясь с границами. Именно здесь

1' постколониалистское и постмодернистское сознание сходятся наиболее

j близко — в совместном выступлении против диалектики суверенитета

современности и в понимании освобождения как политики различия.
[ i Подобно постмодернистским теоретикам, теоретики постколониализма,

такие как Баба, интересуют нас прежде всего потому, что они олицетворяют симптомы претерпеваемого нами эпохального сдвига, то есть перехода к Империи. Вероятно, эти дискурсы сами по себе становятся возможны лишь тогда, когда режимы характерного для современности суверенитета уже пребывают в упадке. Однако, как и постмодернисты, теоретики постколониализма в целом дают очень далекое от сути дела представле-

СИМПТОМЫ ПЕРЕХОДА

143

ние об этом переходе, поскольку остаются одержимы борьбой со старыми формами власти и предлагают стратегию освобождения, которая могла быть успешной лишь в прежних условиях. Постколониалистское мировоззрение все еще озабочено, прежде всего, колониальным суверенитетом. Как говорит Гьян Пракаш, «постколониальное существует лишь как последствие, как после — после переработки колониализмом»9. Это может сделать постколониалистскую теорию очень продуктивным средством нового прочтения истории, но она совершенно недостаточна для теоретического осмысления сегодняшней глобальной власти. Эдвард Сайд, несомненно являющийся одним из самых блестящих авторов, представляющих теорию постколониализма, может осуждать нынешние глобальные структуры власти лишь в той степени, в какой они увековечивают культурные и идеологические следы европейского колониального владычества10. Он выдвигает обвинение в том, что «тактика великих империй [то есть европейского империализма. — Авт.], ушедшая в прошлое после Первой мировой войны, теперь повторяется Соединенными Штатами»11. Что здесь отсутствует, так это признание новизны структур и логики власти, повелевающей сегодняшним миром. Империя является не слабым эхом империализма эпохи современности, но принципиально новой формой господства.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И/ИЛИ ПОСТМОДЕРНИЗМ

Еще одним признаком уже происходящего исторического перехода в заключительные десятилетия XX века является подъем так называемого фундаментализма. С момента распада Советского Союза великие идеологи геополитики и теоретики конца истории постоянно видели в различных видах фундаментализма основную угрозу мировому порядку и стабильности. Фундаментализм, однако, является бессодержательной и уводящей от сути дела категорией, которая сваливает в одну кучу широкий спектр различных по существу феноменов. В целом можно было бы сказать, что различные виды фундаментализма, какими бы несхожими они ни были, объединены тем, что и самими их представителями, и внешними наблюдателями они понимаются как антимодернистские движения, несущие возрождение изначальных идентичностей и ценностей; они воспринимаются как своего рода поворот истории вспять, демодернизация. Однако более точно и более плодотворно понимать различные виды фундамента­лизма не как воссоздание мира, каким он был до эпохи современности, но скорее как мощное отрицание происходящего ныне исторического перехода. В этом смысле, следовательно, подобно постмодернистским и пост-колониалистск'лм теориям, различные виды фундаментализма также являются симптомом перехода к Империи. В наши дни в прессе термин «фундаментализм» зачастую редуцирует

144

ПЕРЕХОДЫ СУВЕРЕНИТЕТА

I различие социальных образований, объединяемых этим именем, и исполь-

зуется исключительно в отношении исламского фундаментализма, слож­
ность которого, в свою очередь, низводится до насильственного и нетер­
пимого религиозного фанатизма, являющегося прежде всего «антизапад­
ным». Конечно же, сам исламский фундаментализм принимает различные
формы и имеет долгую историю, охватывающую всю эпоху современнос­
ти. Мощное стремление к возрождению и реформированию ислама неод­
нократно проявлялось в XVIII и XIX столетиях, и нынешние формы ис-
j ' ламского радикализма несут в себе отдаленное сходство с этими предшес-
j твующими движениями. Однако наиболее тесно различные направления
исламского фундаментализма объединены тем, что они решительно про­
тивостоят современности и модернизации. Поскольку политическая и
культурная модернизация была процессом секуляризации, различные на-
i правления исламского фундаментализма противостоят ей, кладя в осно­
ву политических установлений священные тексты, а также выдвигая ре-
I- лигиозных лидеров, как священнослужителей, так и правоведов, на поли-
i, тические посты. Также и в терминах тендерных ролей, семейных структур
11 и культурных форм незыблемая, традиционная религиозная норма обыч­
но понимается как противостоящая постоянно изменяющимся светским
,' '. формам современности. В противовес динамичному и светскому обще-
i| ству модернизма фундаментализм, как кажется, насаждает общество ста-
| тичное и религиозное. В свете этого, различные направления исламско-
'1 го фундаментализма, будучи движениями антимодернизма, оказываются,
|;Г | по-видимости, вовлечены в попытку обратить вспять процесс социальной
модернизации, отгородиться от глобальных потоков современности и вос-
I, создать мир ей предшествовавшей. Иранская революция 1979 года, напри-
4| ,;| мер, с этой точки зрения может рассматриваться как антиреволюция, вос-
'1 > » крешающая древний порядок.

Различные направления христианского фундаментализма в Соединен­
, ных Штатах также преподносят себя в качестве движений, направленных
, против социальной модернизации, воссоздающих то, что предстает в во­
ображении общественной формацией прошлого, основанной на священ­
ных текстах. Эти движения, несомненно, родственны давней американской
традиции проектов создания в Америке нового Иерусалима, христианско­
го сообщества, отделенного и от разложения Европы, и от дикости «неци­
вилизованного» мира12. Наиболее известная социальная платформа ны­
нешних групп христианских фундаменталистов основана на идее вос-со-
,, здания стабильной и иерархической нуклеарной семьи, которая, как они
1 •' , воображают, существовала в предшествующую эпоху; чаще всего имен­
' • но эта идея движет ими в крестовых походах против абортов и гомосек-
i' [ > суальности. Различные направления христианского фундаментализма
5* ' в Соединенных Штатах также долгое в р е м я ориентировались (в различ-

СИМПТОМЫ ПЕРЕХОДА

145

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Относительно изолированное развитие как автономной экономической структуры
Когда постмодернисты противостоят современности
Определившими рамки развития для всей многообразной литературы зависимости производства
Империализм
Механизмом легитимации имперского суверенитета4

сайт копирайтеров Евгений