Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Наследство умерших родителей делилось между сыновьями согласно строгому порядку. Наследниками считались супруга и дети. Всё хозяйство переходило к ребёнку по мужской линии. Дочери же выдавались замуж, а приданное являлось их долей наследования. Согласно законам Хаммурапи, старшие сыновья, успевшие обзавестись семьями ещё до смерти отца и получившие от него деньги на выкуп невесты, обязаны были выделить из своей доли часть на свадебный выкуп младшему брату. Дочь уходила из семьи. Если она предпочитала служение храму, то лишалась приданого. После смерти отца семейства братья обязаны были содержать её и выплачивать сестре долю доходов из отцовского имения. Неудовлетворение заботой братьев о наследстве она обосновать в суде и перепоручить свою долю хозяйства другому.

Проблема бездетности в Шумере была настолько остра, что законодательство достаточно скрупулёзно рассматривало все спорные вопросы. Бездетные семьи имели право усыновления любого потерянного ребёнка. Если они брали дитя из многодетной семьи, то в любой момент могли потерять его, так как генетическая семья имела право вернуть своего ребёнка. Если у семьи, которая приняла на воспитание ребёнка, появлялся родной, то она могла отказаться от приёмного, но обязана была выплатить ему треть возможного наследства. Приёмные дети не имели практических прав и могли быть жестоко наказаны за побег к родным родителям или непочтение к приёмным.

Таким образом, мы видим, что социальные права и свободы у граждан городов-государств Шумера отличались выразительным контрастом деспотического главенства и предпосылок демократии. Как и у последующих крупных древних цивилизаций, там сосуществовали тирания и право, рабство и свобода. Грань между ними определялась сложной системой законов, которые позволяли человеку переходить из состояния полного бесправия в гражданский статус и наоборот.

Рабство, как неотъемлемый элемент рассмотрения развития демократии на планете, в Шумере было традиционно. Например, каждому храмовому работнику на рабочий день придавалась в помощь рабыня. Так как мужчин шумеры в плен не брали, то рабами, в основном, были женщины и дети. Рабство носило относительно временный характер. Рабы могли выкупиться или получить свободу. Такая перспектива заставляла женщин и немногих мужчин сохранять верность и терпимость в рабстве. Отсутствие упоминаний о восстаниях рабов говорит о том, что отношение к ним было либеральным, не столь угнетающим. Мужчина становился рабом в случае, если гражданин задолжал заимодавцу и попал в кабалу. Однако его рабство могло длиться не более трёх лет и определялось судом.

Социальный состав шумерских городов-государств был разнообразен: земледельцы, храмовые работники, ремесленники, солдаты, торговцы, храмовые и царские чиновники и жрецы. В каждом из этих групп существовало разделение по благосостоянию. Бедная часть населения страдала не только от разграблений нападавших врагов, но и от постоянных местных поборов на военные походы. В середине III тысячелетия до н.э. в Лагаше была произведена самая крупная социальная реформа, в результате которой вокруг этого центра были объединены многие города Шумера. При правителе Лугальанда поборы достигли астрономической величины. Городские бедняки были полностью разорены. Город не выдержал: взбунтовались даже обеспеченные горожане. Собрание старейшин города свергло лугаля. Пришедший ему на смену Уруинимгина снизил налоги, составил список основных правил, регулировавших отношения между гражданами города – первый в истории человечества свод законов. По обрывочным данным, дошедшим до нас на табличках, можно видеть глубину социальных и законодательных реформ лугаля. Например, табличка «Да не посмеет сильный обидеть вдов и сирот» пользовалась повсеместной популярностью. Среди прочих изменений в законах Уруинимгина полностью запретил закабаление свободных граждан – теперь бедняк не мог попасть в кабалу.

Впервые правитель страны сам попытался защитить граждан от чиновничьего беспредела. Богач, которому приглянулся земельный участок или часть имущества более бедного, обязан был уплатить справедливую цену, а городские чиновники не могли отбирать за долги землю и жильё.

Однако относительно социальной иерархии установились более жёсткие правила. В период мира ремесленник, не справлявшийся со своей работой, лишался «квалификации» и спускался вниз по иерархической лестнице. Неумелый каменотёс мог стать подносчиком глины на строительных работах, прогоревший купец шёл наниматься простым погонщиком в торговые караваны. Плохой оружейник от дорогостоящего оружия переходил на изготовление серпов. Данный процесс практически всегда означал лишь падение по социальным ступеням, потому что завоевать право двигаться обратной дорогой было почти невозможно.

Таким образом, изучая исторические особенности существования и процветания шумерского общества, мы находим сложную систему социальных ценностей, которые говорят о зарождении основ демократических взаимоотношений, попыток демократизации общества в особо напряжённые периоды внутренней политики. Правления народа в Шумере, возможно, и не существовало. Мы можем принять за народ и чиновничье-жреческую прослойку населения, которая составляла примерно 10-12% от всего города-государства, и добавить туда купцов и удачливых ремесленников, которые при определённых обстоятельствах могли попасть в чиновничий аппарат. Однако этими 18-20% населения полиса сложно заменить понятие народа. В отличие от многих более поздних цивилизаций и государств Шумер предоставлял возможность руководить не только особо богатым людям и верховным жрецам, но и коммерсантам; не только мужчинам, но и женщинам. Однако народного волеизъявления, выборности должностей посредством всенародного голосования, очного или заочного участия простого гражданина в делах государства не было. Поэтому мы можем говорить о зачатках демократических идей правления и общественного устройства. Однако в дальнейшем многие из социальных достижений Шумера были утеряны, последующие цивилизации зачастую игнорировали их в угоду более лёгкого правления над людьми.

2.2. Вавилонское царство и его социум

Во времена шумеров города Вавилона ещё не существовало. Только в начале II тысячелетия до н.э. на останках шумеро-аккадской цивилизации начали формироваться новые города, возводившиеся по берегам рек. Постепенно среди возникавших и через некоторое время исчезавших городов-государств стал расти Вавилон – небольшое поселение, жители которого говорили на аккадском языке. В 1792 г. до н.э. на трон полиса взошёл Хаммурапи, который начал старовавилонскую историю возвышения города над Месопотамией.

К приходу этого прославленного и жестокого правителя Междуречье представляло собой жалкое зрелище. Многочисленные войны разрушили ирригационную систему каналов шумер, почва в большинстве районов окончательно осушилась и стала непригодна для земледелия, большая часть земель, ремёсел и торговли перешла в частные руки, продавались и покупались должности жрецов. При падении III династии Ура жители уже не зависели от государства, толпы бедняков скитались по городам. Единственным положительным моментом было резкое развитие внутренней и внешней торговли. Процветало ростовщительство. Мелкие земледельцы с целью выживания вынуждены были брать у ростовщиков под большие проценты серебро. Невозможность расплатиться по долгам приводило их в кабалу или к продаже собственной земли.

Хаммурапи решительно не устраивала тенденция сосредоточения земель и власти у небольшой прослойки знати и удачливых предпринимателей, так как не был заинтересован в том, чтобы богачи превратились в главную политическую силу. Каждые пять лет он издавал специальные «указы о справедливости», которые обязывали всех богачей отпускать должников на свободу и возвращать прежним хозяевам землю.

В начале XX в. в Сузах, древней столице Эламского царства, французские археологи выкопали каменную стелу, покрытую клинописью. На диорите, на аккадском языке были высечены 290 законов, которые ввёл во время своего правления Хаммурапи. 70 законов были посвящены регулированию семейных вопросов и наказания и ещё 58 – дому, рабам и собственности.

Рабы считались имуществом хозяина, но всё же имели некоторые права перед законом. Если раб, вардум, не признавал своё рабство, господин должен был доказать своё право на него в суде и только потом наказывать. Мушкенумы, «люди царя», находились в полной власти правителя и тоже походили по положению на рабов, но не имели возможности даже опротестовать своё социальное положение. Едиственно свободными людьми, гражданами государства оставались авилумы, свободные жители городской и сельской общины.

Закон определял жёсткое наказание за его нарушение. Принцип «талион» предусматривал адекватное наказание вплоть до смертной казни за убийство. За незначительные проступки провинившемуся могли отрубить руку, отрезать уши или пальцы, облить лицо кипящей смолой, практиковалась порка плетью. Смертную казнь влекли за собой сорок различных преступлений: воровство из храма или дворца, имущества из чужого дома, ложное обвинение в преступлении, преднамеренное убийство и кровосмесительство.

Положение женщин по сравнению с шумерскими законами было абсолютно бесправным. За попытку развода её топили. Тоже самое её ждало, если она обвинялась мужем в нерадивости или измене. Свободные и обеспеченные люди часто вместо физического наказания присуждались к выплатам крупных штрафов. Сумма штрафа колебалась от 2 до 30 эквивалентов имущественной стоимости. Только в случае особо серьёзного преступления горожанина изгоняли из города, лишая всего имущества и защиты семьи.

Правление в Вавилоне отличалось от шумерского, где существовало два управляющих центра – храм и дворец правителя. В Вавилонии правитель города подчинялся царю, экономическая и политическая жизнь города управлялась извне, из столицы государства. В силе оставалось формальное разделение на две структуры:

дворец или храм; общинное собрание.

В вавилонском городе преобладал уже общинный уклад, при котором разросшиеся семьи сообща решали все важные вопросы городской жизни. Совет общины мог отказать в праве приобрести землю одного из членов общины. Этот отказ распространялся не только на богача, но и самого царя. Однако роль общины в решении важных государственных вопросов оставалась ничтожной. Совет старейшин не имел права назначать или снимать верховного жреца или правителя города. Это было прерогативой только правителя страны. Следовательно, власть в городе делилась между царём и храмом, а не храмом и горожанином. Храмовые жрецы довольно активно участвовали в жизни городской общины:

вели стандартизацию мер и весов; контролировали ростовщичество, устанавливая максимально допустимые проценты залога; проводили акции беспроцентного займа для бедняков; набирали «послушников» из семей особо бедных крестьян; проводили судебные заседания по вопросам, которые не попадали в сферу интересов царского суда.

Постепенно между храмами и царём Вавилонии возникла своеобразная конкуренция. Царь не мог полностью подчинить себе богатые храмовые хозяйства, чтобы не вызвать недовольства жрецов и верующих. Жрецы же были вынуждены смириться с устоявшейся традицией царей обожествлять себя и требовать божественных почестей.

Функции царя в вавилонском социуме были обширны, но исключали религию. В военное время он становился главнокомандующим, а в мирное время заключал политические договора и вершил верховный суд. По наследию Хаммурапи царь «охранял своим законом тех, кто не имел привилегий», то есть простых граждан.

Таким образом, Вавилония сделала шаг вперёд в отношении прав демоса на правление и самоуправление. Общинный принцип сосуществования населения способствовал закономерной передачи небольшой части управленческой деятельности населению городов. С одной стороны эта деятельность была крайне мала, а по масштабам Древней Греции – ничтожна. Однако относительно Шумера, прародителя Вавилонии, это был значительный шаг вперёд. Такой прогресс требовал на начальных этапах формирования высокоорганизованного общества и некоторых социальных потерь в пользу сохранения сильной власти царей и знати. Такой уступкой стала делиберализация положения женщины в обществе и стремление общин к сохранению своей ячейки путём привлечения потомков к проживанию и работе в родном городе.

2.3. Ассирийское царство

Ассирия возникла примерно в то же время, что и Вавилония. В начале II тысячелетия до н.э. кочевые племена скотоводов осели на севере Месопотамии, ассимилировали с местными жителями, восприняли их культуру, язык, письменность и религию. Центром цивилизации почти на 11 веков стал город Ашшур.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Супружескую измену женщину топили
Их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства
Буйчик А. История социума и демократии. Древний мир, Средневековье и эпоха Возрождения политологии 4 развития
Заслуживают быть у кормила государственного правления
вляющаяся центральной в рамках либерально демократической традиции

сайт копирайтеров Евгений