<<< ΛΛΛ >>>
ного мира в Европе (1815—1914) национализм вызывал теоретическую оза-
боченность лишь у немногих людей и только по случаю, но эти случаи имели
весьма поучительное значение. Настоящий сборник открывается двумя наи-
более серьезными из таких прецедентов.
В 60-е годы XIX века, на пике британского имперского могущества — но
также и после общеевропейского сдвига 1848 года: революций под предво-
дительством Мадзини и Гарибальди против папства и Неаполитанского Ко-
ролевства, борьбы фениев в Ирландии и Америке и успешного предотвраще-
ния националистом Хуаресом попытки графа Максимилиана установить
династию Габсбургов в Мексике, — урожденный неаполитанец лорд Актон
(впоследствии первый из назначенных английским королем католических
профессоров истории в Оксфорде) впервые ударил в колокола тревоги. Про-
свещенный защитник всеобщего принципа законности, он отметил, что так
называемая теория «национальной независимости» является одной из трех
пагубных современных теорий, причем такой, которая «представляется сей-
час самой притягательной и самой многообещающей по части будущих воз-
можностей» '. По его мнению, «наиболее совершенными в действительности
являются те государства, которые, подобно британской или австрийской
империям, состоят из многих различных национальностей, при этом не уг-
нетая их», поскольку «низшие племена возвышаются, живя в политическом
<<< ΛΛΛ >>>
Поначалу сложились такие коммунистические государства
Технология сделала воинскую повинность неактуаль- ной
|