Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Констатируя этот подъем политической мысли в широких массах под влиянием деятельности Думы, следует еще раз указать на огромное значение классового представительства в Думе. Каждый класс тянется именно к той группе, которая стремится выразить во всей полноте его специфические классовые интересы. (...)

Отсюда следует с несомненностью два вывода: во-первых, народные массы — именно массы — следят с напряженным вниманием за тем, что делается в Думе. Во-вторых, каждый класс населения очень быстро, почти чутьем находит в Думе ту именно группу, которая выражает его классовые интересы; а это значит, что Дума, “кадетская” Дума не только не затемняет классового сознания, а, напротив, самым положительным образом содействует росту классового самоопределения. Думские фракции служат как бы кристаллами, которые, опускаясь в соответствующий раствор, вызывают и в нем процесс классовой кристаллизации. (...)

А эта действительность говорит вполне ясно: под влиянием Думы, думских прений, думских конфликтов не только развивается политическая мысль и классовое сознание масс, но и растет их активность, понимание необходимости упорной борьбы за свои требования и готовность вступить в эту борьбу. (...)

IV

(...) Самостоятельное классовое представительство в Думе облегчает дело классового обособления и классовой организации. Действуя на открытой политической сцене, перед глазами народных масс, такое представительство притягивает к себе специальное внимание всех социально-родственных ему элементов народа. И поскольку парламентское представительство класса действует в тесном единении с политической партией класса, постольку оно становится могучим орудием роста этой партии, роста классового сплочения и организации. Именно поэтому сознательные рабочие - социал -демократы должны были бы всеми силами стремиться к тому, чтобы иметь в Думе свое представительство.

Но для успеха дела освобождения нужно не только врозь идти, но и вместе бить. Это значит, что силами одного рабочего класса дело освобождения совершено быть не может. Это значит, что каждый раз при нанесении нового удара врагу должны быть использованы все силы, которые в данный момент могут быть полезны. А полезны могут быть все те силы, которые по отношению к врагу сохраняют в данный момент относительную прогрессивность.

Дума, именно благодаря ее “всенародному” характеру, является могучим орудием для такого совместного “битья”. Если пролетариат нуждается в самостоятельном представительстве в Думе в интересах развития своего классового движения, то другие классы населения нуждаются в своем, тоже самостоятельном, представительстве. Без этого заключающаяся в них потенциальная революционная энергия не может быть использована полностью. (...)

Но мало того. Если классовая группировка в Думе облегчает процесс классовой организации и объединение классового движения во всей стране, то существование Думы как целого, как учреждения, вмещающего в себе представительство всех классов, дает возможность объединить в одновременном ударе освободительное движение всех классов во всей стране. Именно в с я Дума, а не какая-либо часть ее дает действительную возможность “вместе бить”. Вот почему и вот в каком отношении мы “поддерживаем” всю Думу. (...)

Печатается по: Дан Ф. Социал-демократия и Государственная дума. СПб., б. г. С. 3—5, 13—15, 18—20, 21,26—28.

ВСЕНАРОДНОЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Манифестом 17-го октября обещано дать России политическую свободу. Это обещание вынуждено той борьбой, которую ведут различные классы населения. Против существующего режима с его варварскими порядками восстают самые разнообразные силы. Политической свободы добиваются и купцы, и помещики, и мещане, и интеллигенция, и крестьяне, и рабочие. Но политическая свобода зависит, между прочим, от того, кто будет составлять будущую русскую конституцию, т. е. те основные законы, которые установят политическое устройство свободного государства и определят политические права граждан.

Организованная часть рабочего класса высказывается за то, чтобы эту конституцию составляло свободно избранное Учредительное Собрание. Под сильным давлением народного движения конституцию может дать народу и само правительство; оно может поручить написать конституцию министрам или особой комиссии. Но на конституцию, которая будет составлена правительством, нельзя полагаться. Необходимо, чтобы конституция давала самые широкие политические права всему народу и притом обеспечивала за каждым гражданином, кто бы он ни был, равные права со всеми другими гражданами. Словом, надо, чтобы конституция ограждала интересы народа. А между тем конституция, составленная правительством, будет стараться только о том, чтобы оградить интересы существующего строя. Бюрократия затем обыкновенно и дает конституцию, чтобы по возможности оградить свои интересы, когда народное недовольство не дает ей возможности дольше сохранять свое самодержавие. А так как народу конституция нужна для защиты своих интересов, то он и требует, чтобы конституцию составляло не правительство и не чиновники, а выборное Учредительное Собрание.

Точно так же не могут рабочие положиться и на конституцию, которую выработают гласные, выбранные не всем народом, а одними образованными или имущими классами. И тут права рабочих, права всего народа, не обладающего ни имуществом, ни образованием, ограждены не будут. Поэтому они желают, чтобы Учредительное Собрание было выбрано на равных правах всем народом. Они требуют, чтобы эти выборы производились на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования*. Только в этом случае трудящийся народ сможет оградить свои интересы в полной мере, и лишь от его политического сознания, от того, насколько он сам понял свои интересы, будет зависеть, как воспользуется он своими правами. Вот почему главною своею задачей рабочие ставят развитие классового сознания в своей среде. Чем выше будет это сознание, тем скорее сумеет рабочий класс использовать все обстоятельства в своих интересах. (...)

* Его требовала и петербургская петиция рабочих.

1. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

(...) Российский народ благодаря бюрократии был совершенно отстранен от участия в государственных делах; они ему совсем почти не знакомы. Само собой понятно, что для того, чтобы народ мог правильно разобраться в этих сложных делах и понять, кого следует ему выбирать в Учредительное Собрание, крайне необходимо, чтобы все те “мирские” люди, которые много думали об общественных делах, получили возможность говорить с народом, объяснять ему, что и как нужно делать, помочь ему разобраться во всем, что касается политической свободы.

Вот почему раньше, чем начнутся выборы в Учредительное Собрание, крайне необходимо добиться полной амнистии (освобождения) сосланным и заключенным административным порядком и всем, осужденным за такие “преступления”, которые не только не составляют ничего позорного, но, напротив, являются выражением благородного протеста против современных порядков. (...)

Полная свобода передвижения и жительства для всех — такое же необходимое условие для того, чтобы народ мог основательно охранять свои интересы, как и амнистия.

Само собой разумеется, что полиция должна быть немедленно лишена права дальнейшей расправы со всеми неугодными ей лицами. Положение об усиленной охране должно быть отменено сейчас же повсюду. Судебные преследования против всех, обвиняемых по делам о сопротивлении начальству и пр., должны быть немедленно приостановлены. Для всех дел должен быть установлен суд с присяжными заседателями, выбранными всем народом, и никто не должен быть арестовываем без разрешения этого суда. А то очень легко арестовать в дни выборов “беспокойных” лиц, а потом выпустить их, объяснив все дело “ошибкой” или “недоразумением”.

Не менее важно, чтобы еще до начала выборов в Учредительное Собрание существовала полная свобода печати. (...) Стало быть, каждый должен иметь право не только печатать, что ему угодно, но и продавать и раздавать всякие печатные произведения. А теперь не только даровая раздача книг, газет и листков, но даже книжная торговля может производиться лишь с разрешения начальства. Точно так же теперь огромная масса книг и газет не допускается в народные читальни и библиотеки. Все такие ограничения и запрещения должны быть немедленно отменены без остатка.

Но как ни могущественно действует печатное слово, его одного мало. Нужно слово и устное. Нужно, чтобы граждане могли свободно собираться, толковать о своих нуждах, совещаться насчет предстоящих выборов в Учредительное Собрание. Поэтому необходима неограниченная свобода собраний и союзов. Надо, чтобы все могли собираться, когда хотят и где хотят, и в неограниченном числе. Надо, чтобы доступ на собрания не воспрещался никому. (...)

Только при соблюдении всех перечисленных условий выборная агитация, т. е. обсуждение народных нужд и выборов кандидатов в депутаты (гласные) будущего Учредительного Собрания, может совершаться свободно, и рабочий класс может оградить свои интересы.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Захотят голосовать за
Мировая социалистическая революция действительно

Современное общество с каждым днем все резче разделяется на два враждебных лагеря людей
Потрясшего россию в период революций

сайт копирайтеров Евгений