Пиши и продавай! |
Г. Моска попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. Он считал, что важнейшим критерием формирования политического класса является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически. Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. В. Парето исходил из того, что миром во все времена должно править избранное меньшинство. Оно делится на правящую элиту, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту. Последнюю представляют люди, обладающие характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров. Развитие общества происходит посредством чередования, «циркуляции» двух главных типов элит. Первый – это «лисы» – гибкие руководители, использующие методы переговоров, уступок, лести, убеждения и т.п. Второй тип – «львы», жесткие, опирающиеся на силу руководители. Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из этих типов элиты. Р. Михельс особо выделяет организаторские способности и организационные структуры общества, стимулирующие элитарность и возвышающие управляющий слой. Создание крупных организаций неизменно ведет к их олигархизации и формированию элиты вследствие действия целой цепочки взаимосвязанных факторов. Современные теории элит. Макиавеллистская школа признает • элитарность любого общества, что вытекает из естественной природы человека и общества. • элите свойственны особые психологические качества, связанные с одаренностью и воспитанием • групповая сплоченность • легитимность элиты, признание массами ее права на политическое руководство • структурное постоянство элиты; ее отношения господства неизменны • формирование и смена элит в ходе борьбы за власть Ценностные теории стараются приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных демократических государств. Они имеют ряд установок: • элита обладает наиболее высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего государства сферах деятельности • господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества, поскольку это наиболее продуктивная и инициативная часть населения • формирование элиты не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей • элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит современной представительной демократии. Теории демократического элитизма рассматривают руководящий слой не только как группу, обладающими необходимыми для управления качествами, но и как защитницу демократических ценностей. Элиты, согласно данной теории, способны держать часто присущий массам идеологический и политический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм. Концепции плюрализма элит базируются на • отрицании элиты как единой, привилегированной и сплоченной группы; влияние каждой из них ограничено специфической для нее областью деятельности • с помощью выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. можно ограничить или вообще предотвратить действие закона олигархических тенденций и удержать элиты под влиянием масс Страна становится более политически развитой |
|
|
|